Конспект урока по литературе: «Содружество звёзд, зверей и людей» в поэзии Ф.И.Тютчева
Цели урока:
образовательная: познакомить обучающихся с особенностями восприятия природы Ф.И.Тютчевым;
воспитательная: воспитывать чуткое отношение к окружающему миру;
развивающая: развивать аналитические способности обучающихся.
Оборудование:
репродукции (на выбор учителя)
музыкальное сопровождение (на выбор учителя)
иллюстрированные карточки для обучающихся
Оформление доски.
Странички поэзии. Замечательные мгновения…
Страничка №1.
«Содружество звёзд, зверей и людей» в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.И. Тютчев)
Я могу ручаться, что маленькую книжечку стихов Тютчева каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями поэтического гения. ( Н.А. Некрасов)
Ход урока
Вступительная эвристическая беседа с обучающими.
Современник Ф.И. Тютчева поэт Н.А. Некрасов писал: «Я могу ручаться, что маленькую книжечку стихов Тютчева каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями поэтического гения».
Как думаете, почему?
Поэт писал на вечные темы, о том, что близко сердцу каждого человека: о любви, Родине, природе. Многие поэты уподобляли природу живому существу, но именно у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Душа… Душа природы… Какая она? Попробуем сегодня на уроке.
Анализ литературного материала.
Анализ стихотворения «Весенняя гроза»
Замечательное стихотворения «Весенняя гроза» с детства знают наизусть многие поколения читателей. Возможно, и кто-то из вас, ребята?
Кто прочтёт его наизусть?
Каким настроением наполнено стихотворение? Укажите слова-опоры. (Светлое, радостное, природа ликует, радуется, веселится. Слова-опоры: резвяся и играя, раскаты молодые, поток проворный, вторит весело)
Стихотворение небольшое по объёму. Зачем, на ваш взгляд, автор употребляет так много глаголов? (Создаётся иллюзия движения. Не статичная, замершая картина, а динамично развивающаяся. Действия меняются, словно кадры фильма. Это один из приёмов одушевления природы.)
Попробуем найти художественные средства, которые использует автор. Для чего их использует поэт? (Использование всех художественных средств в данном стихотворении подчинено одной цели – одушевление природы)
Девочки |
Мальчики |
Примеры метафоры |
Примеры эпитетов |
… гром, резвяся и играя, грохочет |
раскаты молодые |
солнце нити золотит |
поток проворный |
всё вторит весело громам |
громокипящий кубок |
перлы дождевые |
В поэзии, особенно в небольшом стихотворении, смысл и значение каждого слова неимоверно возрастает. Поэтому Тютчев, как и другие большие поэты, с повышенным вниманием относится к любому слову стихотворения. Впервые «Весенняя гроза» появилась в печати в 20-е годы 19 века и разительно отличалась от окончательной редакции текста. Сравним. Какие изменения и дополнения внёс автор? Что дала такая переработка? (Больше жизни, динамика, свежесть и радость. Появилась аллитерация)
Вывод. Картина грозы выглядит светло и радостно – природа ликует, играет, забавляется.
Анализ стихотворений «Песок сыпучий по колени…» и «Тихой ночью, поздним летом…» (работа в парах, оформленная на карточках для каждой, с последующей фронтальной проверкой)
Взгляд поэта может отметить не только чарующие, гармоничные картины, но и скупые детали ночной природы. Даже скромный среднерусский пейзаж может выглядеть торжественным и загадочным, если его коснётся своим крылом воспетая Тютчевым мысль.
«Песок сыпучий по колени…»
Какие слова помогают поэту выразить чувства в этой зарисовке? Какова роль восклицательных предложений? (Поздно, меркнет день, тени, черней, грустные места, ночь хмурая, стоокий зверь. Эти слова-опоры создают грустное настроение, путника гложут печаль и отчаяние. Восклицательные предложения усиливают чувства гнетущие)
Найдите эпитеты и сравнения, определите их роль. (Эпитеты: грустные места, стоокий зверь, хмурая ночь. Сравнение: хмурая ночь, как зверь стоокий)
Какую картину мог бы написать живописец, прочитав это стихотворение? (Тёмные краски, нет просвета, мгла, всё застилающая)
«Тихой ночью, поздним летом…»
Какими художественными средствами автор передаёт восхищение картиной звёздной ночи? Какие эпитеты показались неожиданными, особенно выразительными? (Эпитеты: сумрачный свет, дремлющие нивы, золотистые волны, нивы усыплённо-безмолвны. Метафора: волны, убелённые луной.)
В чём особенность построения предложений, составляющих стихотворение? Какая интонация соответствует такой синтаксической форме? (Использование многоточий, которые, придают недосказанность, загадочность, очарование)
Какую картину мог бы написать живописец, прочитав это стихотворение? (Очаровательная, прекрасная ночь, полная таинств и волшебства)
Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко…»
В лирике Тютчева часто явления природы сопоставляются с чувствами и душевным состоянием человека, его судьбой, как, например, в данном стихотворении.
Выразительное чтение стихотворения с последующим мини-конкурсом чтецов.
Сопоставление каких двух явлений наблюдается в этом стихотворении? (Радуга, словно чудо, охватывает полнеба совсем ненадолго, принося счастье и радость. Так и добрые человеческие чувства: охватывают душу лишь на несколько мгновений, но даже уходя, оставляют в памяти тёплые воспоминания иногда на годы)
Творческая работа «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»
Картины природы издавна вдохновляли творческих людей на создание неповторимых произведений искусства. Поэт рисует их словами. Художник – кистью и красками. Наверное, вы уже обратили внимание на импровизированную выставку репродукций, каждая из которых неповторима.
Очень хочется верить, что сегодняшний урок не пройдёт для вас бесследно. Может быть, по дороге домой вы увидите особенную природную зарисовку… Возможно даже, кто-то из вас воскликнет или подумает: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…» Ведь как часто мы не замечаем красоты окружающего мира. А ведь чем больше красоты в жизни человека, тем больше доброты, душевного тепла он дарит близким.
Уверена, что каждому из вас есть, что рассказать о таком мгновении… Предлагаю вам оформить свои мысли письменно.
Домашнее задание:
завершить и оформить творческую работу;
выучить одно из стихотворений наизусть.