Вопросы и ответы на тему «Организация и управление деятельностью спортивных школ»
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ
Система спортивных школ.
Система спортивных школ – это сложная система внешкольных государственных и общественных учреждений и организаций, целью которых является укрепление здоровья и всесторонне физическое развитие детей и молодежи средствами спортивной подготовки, воспитание из числа наиболее способных к занятиям спортом учащихся спортсменов высокой квалификации, а также оказание помощи коллективам физической культуры общеобразовательных в организации внеклассной спортивно – массовой работы.
Система спортивных школ решает две задачи:
обеспечение развития массового базового спорта;
обеспечение развития спорта высших достижений.
Система спортивных школ многокомпонентна и включает в себя следующие системообразующие элементы:
комплексные детско – юношеские спортивные школы;
специализированные детско – юношеские школы олимпийского резерва;
школы высшего спортивного мастерства;
училища олимпийского резерва;
специализированные классы по видам спорта с удлиненным днем обучения.
2. Управление, организация и содержание деятельности ДЮСШ и СДЮСШОР.
ДЮСШ — одна из основных форм привлечения юношей и девушек к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Спортивная школа является внешкольным учреждением, пользуется правом юридического лица и в своей деятельности должна:
осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков;
привлекать учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
выявлять в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом в школах-интернатах спортивного профиля и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва;
обеспечить приобретение учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи.
ДЮСШ открываются в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров.
Условием открытия ДЮСШ является наличие собственной или арендуемой спортивной базы, квалифицированного руководящего, тренерско-преподавательского состава, административного помещения, возможности организации спортивно-оздоровительного лагеря, обеспеченности финансированием.
Количество отделений в ДЮСШ устанавливается вышестоящей организацией, в ведении которой она находится, по согласованию с соответствующими государственными комитетами союзных республик, областными комитетами по физической культуре и спорту. Количество учебных групп в ДЮСШ устанавливается в зависимости от специфики вида спорта и имеющихся условий, но не менее чем 14 групп начальной подготовки.
ДЮСШ осуществляет учебно-тренировочный процесс с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными. Учебно-тренировочные группы открываются из расчета одна на четыре группы начальной подготовки.
Основными показателями работы ДЮСШ является количество учащихся, поступивших по конкурсу в школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП), специализированные ДЮШОР (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).
При невозможности поступления выпускников ДЮСШ в ДЮСШОР и ШВСМ можно по решению вышестоящей организации под методическим руководством областной спортивной школы, спортивных клубов создавать группы спортивного совершенствования. Необходимым условием для этого является наличие контингента учащихся, условий, позволяющих выполнять учебно-тренировочные работы.
ДЮСШ комплектуется из числа учащихся общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений.
Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом. Учебно-тренировочные группы комплектуются из числа одаренных и способных к занятиям спортом детей.
Зачисление учащихся в ДЮСШ производится по заявлению поступающего при согласии родителей, руководства общеобразовательной школы и письменного разрешения врача-педиатра.
Учебный год в ДЮСШ начинается 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия по видам спорта проводятся по учебным программам и рассчитанным на 46 недель занятий непосредственно в школе и 16 недель — в условиях оздоровительно-спортивного лагеря.
Основной формой учебно-тренировочного процесса являются учебно-тренировочные и теоретические занятия. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2 академических часа, учебно-тренировочных — 3.
Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период зимних и летних каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.
Для подготовки команд и учащихся, допущенных к участию в республиканских, всесоюзных и международных соревнованиях, школа имеет право в пределах ассигнований на учебно-тренировочную работу проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к республиканским, и до 18 — к всесоюзным и международным.
ДЮСШ должна иметь административные и подсобные помещения, спортивную базу, медицинский кабинет, оздоровительно-спортивный лагерь, кино-фотолабораторию, методический кабинет, инвентарь, спортивную форму и обувь в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-тренировочной работы согласно утвержденному табелю.
Оборудование, методическая литература, наглядные пособия, спортивная форма и обувь приобретаются школой в пределах ассигнований, выделяемых ей.
Если школа не имеет собственных спортивных сооружений, то предусматриваются расходы на арендную плату, которая составляет в дневное время 50 % от полной арендной стоимости.
Штаты спортивных школ утверждаются в установленном порядке организациями, которым предоставлено право их открывать.
Численность тренерско-преподавательского состава ДЮСШ определяется минимальным количеством учебных групп и общим количеством часов по учебному плану. Штат рабочих по обслуживанию учебно-тренировочного процесса, ремонту спортивного инвентаря и оборудования утверждается в установленном порядке с учетом вида спорта.
ДЮСШ ежегодно отчитывается перед организацией, в ведении которой она находится, и соответствующим комитетом по физической культуре и спорту.
ДЮСШ имеет печать и штампы установленного образца.
ДЮСШ возглавляет директор, назначаемый из числа специалистов, имеющих физкультурное или педагогическое образование и опыт работы с детьми.
Заведующий учебной частью (заместитель директора) назначается из числа специалистов, имеющих физкультурное образование и стаж тренерско-преподавательской работы в области физического воспитания и спорта. Директор и заведующий учебной частью назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке организацией, в ведении которой находится школа.
Организационную, воспитательную, оздоровительную и методическую работу в спортивной школе систематически осуществляет инструктор-методист, имеющий, как правило, высшее физкультурное образование и опыт педагогической работы не менее 3 лет.
Старший инструктор-методист назначается из числа лиц, имеющих стаж работы в должности инструктора-методиста не менее 3 лет и, как правило, высшее образование, а также прошедших переподготовку на факультетах повышения квалификации институтов физической культуры.
Директору, заведующему учебной частью, старшему инструктору-методисту и инструктору-методисту ДЮСШ разрешается вести учебные занятия в своей школе (в среднем не более 50 ч в месяц) с оплатой из расчета ставок тренеров-преподавателей по спорту в соответствии с квалификацией и стажем тренерско-преподавательской работы.
СДЮСШОР создается по одному или нескольким видам спорта на базе существующих ДЮСШ, достигших высоких результатов в работе по подготовке юных спортсменов.
Условием реорганизации ДЮСШ и СДЮСШОР является наличие контингента для формирования не менее чем двух групп спортивного совершенствования по виду спорта.
СДЮСШОР формирует учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
СДЮСШОР через 1 год после присвоения ей специализации должна полностью соответствовать комплектованию, предусмотренному для этой категории школ.
Открытие групп спортивного совершенствования производится ДСО и ведомствами, в ведении которых находится школа, по согласованию с соответствующими областными комитетами по физической культуре и спорту с утверждением списочного состава групп.
В отдельных случаях, если нет ДЮСШ по данному виду спорта, в СДЮСШОР разрешается иметь группы начальной подготовки, количество которых устанавливается организацией, в ведении которой находится СДЮСШОР.
При снижении показателей работы по подготовке кандидатов и резерва в сборные команды страны, СДЮСШОР может быть переведена решением вышестоящей организации на условия оплаты труда, предусмотренные для ДЮСШ. При этом ДЮСШ может продолжать работать в режиме СДЮСШОР в течение двух лет.
Учащиеся СДЮСШОР, направленные на повышение спортивного мастерства в ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта, не входят в количественный состав групп, но считаются воспитанниками данной спортивной школы и могут выступать за ее команду.
СДЮСШОР, передавшая для повышения спортивного мастерства в ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта отдельных учащихся или учебную группу, остается в номенклатуре данных школ с сохранением группы оплаты труда руководящих работников и специалистов.
ДЮСШ, призванным целенаправленно заниматься подготовкой квалифицированных спортсменов, может устанавливаться статус специализированных детско – юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР). Решение о присвоении указанного статуса принимается учредителем по согласованию с региональными органами управления физической культурой и спортом при условии непосредственной подготовки в ДЮСШ спортсменов, имеющих спортивное звание мастер спорта или участников первенства или чемпионатов страны, Европы, мира. По истечении 4 лет статус СДЮШОР должен быть подтвержден.
СДЮШОР совместно с общеобразовательными школами создают для наиболее перспективных в спортивном отношении учащихся специализированные классы с продленным днем обучения и углубленным учебно – тренировочным процессом.
Организационная сторона деятельности спортивной школы находит отражение в различного рода документации. ДЮСШ должна вести следующую документацию:
- списки учащихся – спортсменов;
личные карты спортсменов;
личные карты тренеров – преподавателей во виде спорта;
расписание учебно – тренировочных занятий, утвержденное директором спортивной школы;
журнал учета работы тренера – преподавателя по спорту;
годовые планы учебно – тренировочных занятий учебных групп;
индивидуальные планы подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства;
планы – конспекты учебно – тренировочных занятий;
планы работы тренерского совета и др.
Показатели эффективности деятельности СШ и критерии оценки труда тренеров.
В соответствии с задачами, стоящими перед спортивными школами различных типов, эффективность их деятельности может быть оценена по ряду показателей. Так, деятельность ДЮСШ можно оценить по следующим группам показателей:
укрепление здоровья учащихся спортивных школ, улучшение их физического развития;
знания, умения и навыки в области гигиены и первой медицинской помощи;
успеваемость учащихся ДЮСШ, выполнение контрольных, переводных нормативов;
подготовка общественных физкультурных кадров из числа учащихся;
передача учащихся ДЮСШ в СДЮШОР или ШВСМ;
качество комплектования школы(оптимальное соотношение групп по возрасту, полу, годам обучения);
деятельность ДЮСШ по оказанию методической помощи учебным заведениям в развитии массовой физической культуры и спорта.
Основными критериями оценки труда тренеров – преподавателей по спорту, в том числе при определении их тарифных разрядов, являются следующие:
на этапе начальной подготовки: стабильность контингента занимающихся, уровень физического развития и физической подготовленности, количество учащихся – спортсменов, зачисленных в учебно – тренировочные группы;
на учебно – тренировочном этапе: уровень физической подготовленности и спортивные результаты учащихся – спортсменов;
на этапе спортивного совершенствования: уровень физической подготовленности, результаты выступления учащихся – спортсменов в региональных и всеукраинских соревнованиях;
на этапе высшего спортивного мастерства: результаты выступления спортсменов в соревнованиях всеукраинского и международного уровня, количество спортсменов, зачисленных членами и в резерв сборных команд страны.
4. Финансово – хозяйственная деятельность спортивных школ.
В основном, спортивные школы (кроме частных) осуществляют свою финансово – хозяйственную деятельность на основе сочетания бюджетного финансирования и доходов от собственной хозяйственной деятельности.
Средства спортивной школы составляют:
средства учредителя, бюджетное финансирование;
средства от оказания платных услуг населению;
добровольные взносы (пожертвования) предприятий, организаций и отдельных лиц;
доходы от всех видов собственной хозяйственной деятельности;
доходы от сдачи в аренду помещений, спортивных сооружений, инвентаря и оборудования в свободное от занятий время;
доходы от реализации устаревшего и изношенного оборудования и др.
В настоящее время остатки средств, не использованных спортивной школой в текущем году, в том числе бюджетные ассигнования, изъятию не подлежат. Взаимоотношения между спортивной школой и организацией – учредителем осуществляются на договорной основе. Все средства, получаемые спортивной школой из различных источников, расходуются по смете, утвержденной директором спортивной школы.
5. Управление и организация деятельности КФК.
Коллектив физической культуры создается в трудовом или учебном учреждении по решению профкома с участием администрации и объединяет на добровольной основе трудящихся, учащуюся молодежь, изъявивших желание заниматься физической культурой и спортом. КФК регистрируется в региональной организации соответствующего добровольного физкультурно – спортивного общества и соответствующем государственном органе управления (комитете по физической культуре и спорту).
Главными задачами КФК являются:
вовлечение трудящихся, членов их семей, учащейся молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом в целях укрепления здоровья, физического совершенствования, повышения уровня физической и умственной работоспособности;
проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, воспитание интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
проведение воспитательной работы среди физкультурников и спортсменов;
мобилизация физкультурников и спортсменов на высокопроизводительный труд, повышение эффективности и качества их производственной и общественной деятельности;
физическая подготовка молодежи к службе в армии, сохранение высокого уровня физической подготовленности трудящихся и учащейся молодежи.
Высшим руководящим органом КФК является общее собрание (конференция) его членов. Общее собрание выполняет следующие функции:
заслушивает и обсуждает отчет совета КФК;
заслушивает сообщений ревизионной комиссии об использовании средств на физкультурно – оздоровительную и массовую работу;
утверждает план работы совета КФК, календарь физкультурно – оздоровительных и спортивно – массовых мероприятий;
рассматривает смету КФК и т. д.
Для ведение повседневной работы на общем собрании избирается совет КФК. Совет КФК из числа своих членов избирает председателя, заместителя председателя и секретаря. Совет КФК осуществляет свою работу по следующим основным направлениям: организационная работа; организационно – управленческая; физкультурно – оздоровительная работа; спортивная работа; хозяйственная работа; агитационно – пропагандистская работа.
КФК имеет право присваивать П, Ш взрослые и юношеские спортивные разряды, звание «судья по спорту». КФК, добившемуся высоких показателей в массовой физкультурно – оздоровительной и спортивной работе, может быть присвоено звание «спортивный клуб».
Для присвоения звания «спортивный клуб» КФК должен выполнять следующие условия:
большинство членов трудового коллектива должны систематически заниматься в спортивных секциях (6 – 8 часов в неделю) и активно участвовать в массовых физкультурно – оздоровительных и спортивных мероприятиях;
внедрять в трудовом коллективе производственную гимнастику, иметь секции по видам спорта, группы здоровья, ОФП; проводить оздоровительно – профилактические мероприятия и массовые соревнования;
иметь детско – юношеское спортивное отделение;
ежегодно готовить спортсменов – разрядников и мастеров спорта;
на каждые 15 – 20 занимающихся в секциях, группах иметь одного общественного инструктора или тренера, спортивных судей;
иметь необходимую спортивную базу для проведения массовой физкультурно – оздоровительной и спортивной работы и учебно – тренировочных занятий, а также загородные оздоровительно – спортивные лагеря, базы.
В отличие от КФК, спортивный клуб может проводить учебно – тренировочные сборы, готовить кандидатов в мастера спорта, присваивать им это звание, а также звания «судья по спорту», «судья первой категории», иметь команды мастеров по видам спорта.
6. Управление и организация деятельности ФОЦ.
Физкультурно – оздоровительный центр – новый тип хозрасчетных организаций, создаваемых для оказания платных физкультурно – оздоровительных и лечебно – профилактических услуг населению (ФОЦ).
Основные функции ФОЦ:
создание материально – технической базы для обеспечения массовой физкультурно – оздоровительной и лечебно – профилактической работы.
пропаганда физической культуры как средства гармонического развития физических и духовных возможностей человека, поддержание высокого уровня работоспособности, продление творческой активности населения.
реклама отдельных форм физкультурно – оздоровительных занятий.
проведение набора в физкультурно – оздоровительные, лечебно – профилактические группы, организация и обеспечение их работы.
изучение физкультурных интересов и потребностей различных возрастных контингентов населения.
организация проката спортивного инвентаря.
Основные виды деятельности ФОЦ:
предоставление оздоровительных и физкультурно – спортивных услуг.
предоставление лечебно – профилактических услуг.
установление связей с государственными и общественными физкультурными и лечебно – профилактическими учреждениями.
разработка и согласование с органами здравоохранения и управлениями по спорту планов развития физкультурно – оздоровительной работы с населением.
прием на работу специалистов по физической культуре.
заключение договоров на аренду спортивных сооружений.
организация методического и медицинского контроля занятий.
внедрение передового опыта массовой физкультурно – оздоровительной работы.
развитие материально – технической спортивной базы.
В структуру ФОЦ могут входить:
тренажерные залы;
залы аэробики;
бассейн;
зал лечебной физической культуры;
бани, сауны;
зал массажа;
кабинет физиотерапевтических процедур;
кабинет психологической разгрузки.
7.Управление и организация деятельности КСК.
Культурно – спортивные комплексы – представляют собой объединение различных учреждений и организаций культурно – воспитательного, физкультурно – спортивного и оздоровительного характера независимо от их ведомственной принадлежности, самостоятельных в финансовом и функциональном отношениях, расположенных в пределах конкретной территориально – административной единицы ( район, город). Объединение указанных организаций в рамках культурно – спортивного комплекса (КСК) означает не просто механическое сложение их видов деятельности, но и подразумевает систему воспитательных и организационных мер с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, объединение всех социально – культурных средств воздействия, более эффективное использование материально – технической базы, финансовых и кадровых ресурсов в работе по организации здорового отдыха и досуга населения.
Цели создания КСК:
содействие активному, содержательному отдыху населения и повышение уровня его культурного обслуживания.
повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы со всеми контингентами населения.
Наибольшее распространение КСК получили в сельской местности.
В структуру КСК могут входить:
1. стадионы.
2. бассейны.
3. спортзалы.
4. спортивные площадки.
5. стрелковые тиры.
6. кинотеатры.
7. физкультурно – спортивные диспансеры.
8. лодочные станции.
9. библиотеки.
10. парки культуры и отдыха.
11.музеи.
12.музыкальные школы.