Анкета и ответы на вопросы к конкурсу
Анкета
ФИО: Герок Елена Юрьевна
Возраст: 46 лет
Образование (наименование учебного заведения, специальность, год выпуска): Высшее, Набережночелнинский государственный педагогический институт, педфак, 1991г.;
Институт непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны, переподготовка по специальности «учитель-логопед, учитель-дефектолог», 2004г.
Курсы повышения квалификации: постоянное обучение в Частном образовательном учреждении «Учебный Центр Дополнительного Образования «Все вебинары.ру», г. Новосибирск (Всероссийский образовательный портал «Все ве6инары.ру») (в течение всего учебного года); Курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС», ГАОУ ДПО «Институт развития образования», г. Казань, 108ч., 2014г.
Опыт работы (в школе/вузе/ссузе): 25 лет
Опыт работы репетитором: 18 лет
Какой предмет вы преподаете? Подготовка к школе, коррекция развития в дошкольном возрасте, начальная школа (математика, русский язык, чтение)
На чем вы специализируетесь? (подготовка к ЕГЭ/ подготовка к ОГЭ/повышение успеваемости/подготовка к олимпиадам/подготовка к экзаменам в вузе (ссузе)/другое) повышение успеваемости, коррекция нарушения развития (ЗПР)
Вопросы
Является ли репетиторство для вас основным заработком?
- Репетиторство – это не основной мой заработок, а возможность помочь детям и родителям. К сожалению, в последнее время всё больше возрастает необходимость в помощи репетитора или педагога-дефектолога. Всё больше детей с нарушением в развитии, которые не могут попасть в специализированную группу детского сада; всё больше учеников начальной школы, которые не справляются со школьной программой. Стало много детей с неврологическими нарушениями, с СДВГ. Если года четыре назад у меня было всего единовременно 3 ученика, то сейчас их более чем в 2 раза больше, причём среди них есть дети из одной семьи.
С чего началась ваша карьера в профессии репетитора?
- Я никогда не искала учеников для занятий репетиторством специально. Чаще всего это – острая необходимость в помощи детям и рекомендации специалистов. Уже не помню, как у меня появился первый ученик, но сейчас новые ученики появляются благодаря рекомендациям уже пользующихся моими услугами родителей и советам специалистов (логопедов, психологов и дефектологов ДОУ, коррекционных центров и детских поликлиник).
Как вы оцениваете уровень знаний ребенка?
– Перед тем, как согласиться на работу с ребёнком, я провожу подробное всестороннее обследование ребёнка, беседую с ребёнком и родителями, наблюдаю за поведением ребёнка. Часто бывает очень полезно уточнить состояние здоровья ребёнка, выяснить, какое лечение получает ребёнок, каких специалистов посещает.
Бывали ли в вашей практике случаи, когда оценка школьного учителя не соответствует знаниям вашего подопечного?
– Был случай, когда педагог-психолог из развивающего центра объявила маме моего будущего ученика (дошкольника 5 лет), что его не примут даже во вспомогательную школу. Пришлось помимо занятий с ребёнком целый год вести практически психотерапевтическую работу с мамой, так как она была в состоянии постоянной тревожности, которая передавалась ребёнку. В итоге ребёнок сейчас учится в третьем классе общеобразовательной школы по программе «Перспектива» и является ударником, хотя из-за неврологических проблем до сих пор нуждается в занятиях с репетитором по математике и английскому языку.
Должен ли репетитор интересоваться у ребенка тем, что он проходит в школе?
– Я считаю, что репетитор обязательно должен знать не только что проходит ребёнок в школе, но и интересоваться, как именно объясняется та или иная тема. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы всегда иметь возможность помочь ребёнку в усвоении текущей темы и не до конца понятых вопросов, во-вторых, чтобы определиться с тем, какие темы можно изучать с опережением, а на каких необходимо остановиться поподробнее, разобрать не спеша, основательно; в-третьих, чтобы у ребёнка сложилась единая система знаний, не было «метаний из стороны в сторону» из-за слишком разных подходов к объяснению материала; в-четвёртых, чтобы у ребёнка не возникало дополнительных проблем в школе из-за того, что дома репетитор научил его выполнять какое-либо задание (или объяснил тему) по другому, не так, как объяснял учитель. Кроме того, изучение текущих успехов и неудач ребёнка в прохождении материала в школе позволяет оперативно провести работу над ошибками.
Был ли у вас опыт проведения групповых занятий? Сравните эффективность групповых занятий и индивидуальных.
– В моей практике был опыт работы в детском центре. Я проводила групповые (4-5 детей) занятия по подготовке к школе с детьми 5-7 лет и групповые развивающие занятия с детьми 3-4 лет. С одной стороны, на групповых занятиях дети получают опыт работы в коллективе, они наблюдают за работой товарищей, учатся друг у друга, помогают. Это помогает в работе, приводит к хорошим результатам. Младшие дети быстрее «схватывают» материал, а старшие чувствуют свою ответственность и стараются быть «на высоте». С другой стороны, на групповых занятиях не всегда есть возможность уделить постоянное внимание каждому ребёнку, особенно на первых этапах усвоения какого-либо материала или умения (работа с ножницами, кисточкой, пластилином, рисование и т. д.). На индивидуальных занятиях ребёнок получает всё внимание педагога в полном объёме, но сложнее воспитать самостоятельность, у ребёнка меньше стимулов для выполнения заданий, отсутствует соревновательный момент, который так ценят многие дети.
Приходилось ли вам отказывать в своих услугах? По какой причине вы были вынуждены отказаться? Какие были последствия? Как аккуратно отказать клиенту?
– В моей практике случались отказы с моей стороны. В основном это происходило из-за моей большой загруженности и физической невозможности выделить время для занятий с ребёнком. Иногда в результате обследования ребёнка мы совместно с родителями приходим к выводу, что в данный момент ребёнку достаточно будет посещения коррекционной группы (в которую он и направлен по решению ПМПК). Бывают случаи, что я рекомендую родителям не ограничиваться эпизодическими занятиями с репетитором, а пройти ПМПК и записаться в коррекционную группу, где с ребёнком будут проводиться ежедневные занятия несколькими специалистами. В любом случае стараюсь всегда аргументировать свой отказ, представить его в виде рекомендации, предложить другой вариант. Родители принимали мою позицию, благодарили, в дальнейшем следовали моим рекомендациям, спрашивали совета и консультировались по поводу программы действий.
Может ли онлайн-репетиторство полностью заменить очные занятия?
– Сложно однозначно ответить на этот вопрос, так как у меня пока нет опыта дистанционных занятий. Могу только порассуждать на эту тему. С одной стороны, Интернет для современных детей становится практически привычной средой обитания. Многие мои ученики, обучающиеся в начальной школе, успешно проходят обучение и участвуют в олимпиадах на портале «Учи.ру», во время занятий я часто использую интерактивные игры, что очень нравится детям. С другой стороны, мне кажется, что при онлайн-репетиторстве сложно вести доверительный диалог с ребёнком. Часть моих учеников – дошкольники. Помимо того, что работа за монитором компьютера в этом возрасте должна быть строго ограничена и регламентирована, им часто бывает необходимо «контактное» обучение: показ действия, совместное выполнение заданий, дидактические игры. Это невозможно при дистанционном обучении. Так что если онлайн-репетиторство и займёт прочное место в общей системе репетиторства, то, по моему мнению, это будет касаться только занятий с детьми более старшего возраста (среднее и старшее звено школьного обучения).