Воспитание чувства патриотизма
на уроках математики и русского языка
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возможность решать проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины. Формирования личности идёт не только во время внеклассной работы, но и на каждом уроке.
Хочу рассказать, как я использую уроки по математике и русскому языку в своей работе для достижения этой цели на основе изучения карело–финского эпоса «КАЛЕВАЛА».
Тема: Закрепление изученного материала по теме «Четыре арифметических действия».
Цели:
1. Отработка устных и письменных вычислительных навыков.
2. Развивать внимание и умения самостоятельно работать.
3. Воспитывать чувство патриотизма через любовь к родному краю.
Ход урока.
Организационный момент.
Основная часть.
1. Решив уравнения, вы узнаете, как называется карельский эпос.
Уравнения скорей реши и ответ нам скажи.
106 |
. |
2 |
= |
||||||||||||||||
245 |
+ |
50 |
= |
||||||||||||||||
360 |
: |
3 |
= |
||||||||||||||||
706 |
- |
506 |
= |
||||||||||||||||
84 |
. |
5 |
= |
||||||||||||||||
123 |
+ |
27 |
= |
||||||||||||||||
240 |
: |
5 |
= |
||||||||||||||||
200 |
- |
1 |
= |
|
|||||||||||||||
48 |
150 |
120 |
420 |
212 |
200 |
295 |
199 |
Л |
А |
Л |
В |
К |
Е |
А |
А |
212 |
295 |
120 |
200 |
420 |
150 |
48 |
199 |
К |
А |
Л |
Е |
В |
А |
Л |
А |
Ответ:
«Калевала» стала первым крупным художественным произведением, в котором воссоздана мифологическая история древних карелов и финнов. Еще в далекие-далекие времена белобородые песнопевцы передавали из уст в уста песни о храбром и славном народе страны Калевалы. Не легкой была его борьба за счастье и свободу, но силой, храбростью, мудростью и ловкостью своей победил он злые, темные силы сумрачной Сариолы, туманной Похъёлы.
«Калевала» вся пронизана любовью к народу, к миру, к родной земле.
2. Назовите фамилию финского фольклориста, собирателя рун.
Расставь квадратики так, чтобы следующее число было на 70 больше предыдущего, начиная с наименьшего.
220 |
430 |
570 |
290 |
500 |
360 |
150 |
Ё |
Р |
Т |
Н |
О |
Н |
Л |
150 |
Л |
220 |
Ё |
290 |
Н |
360 |
Н |
430 |
Р |
500 |
О |
570 |
Т |
|
Ответ:
Элиас Лённрот (1802 —1884) родился на юге Финляндии в местечке Самматти в семье сельского портного. Мальчик рано научился читать, и книги стали для него лучшими друзьями. В школу Лённрот пошел поздно, в двенадцать лет. Учился он всего четыре года, и то с перерывами. В основном же занимался самообразованием. Упорные самостоятельные занятия позволили Элиасу Лённроту поступить в университет, где он изучал филологию и медицину. После окончания университета он более двадцати лет работал окружным врачом в провинциальном городке Каяни. Благодаря своей разносторонней одаренности он становится ученым, избирается почетным членом нескольких европейских академий, в том числе Петербургской.
Будучи энциклопедически образованным человеком, Лённрот много сделал для своего народа как просветитель. Созданный им большой финско-шведский словарь ценится в Финляндии так же, как в нашей стране «Толковый словарь» В. Даля. Лённрот обладал выдающимися способностями и феноменальной памятью. Изумительная память пригодилась Элиасу Лённроту и при работе над «Калевалой». Он помнил почти все песни, которые записал от народа, а это многие тысячи строк.
3. Назовите фамилию художника – иллюстратора детского издания «Калевала».
Решите уравнение и ответите на вопрос.
123 + х = 140 Мечев– 27
Кочергин– 17
Стронк – 7
Ответ: Кочергин Н. М.
Иллюстрировал детское издание «Калевала» известный советский художник Н. М. Кочергин. Кочергин нежно любил сказку. Этим он обязан своим родителям.
В одиннадцать лет он поступил в Московское (Строгановское) художественное училище. Здесь укрепилась его любовь к народному творчеству. В эти годы любимым учителем Н. Кочергина был замечательный русский художник Н. К. Рерих. Н. К. Рерих — блестящий знаток старины, страстный любитель нашего Севера — навсегда пленил Кочергина.
Но прежде чем он стал известным иллюстратором детских книг и сказок, была гражданская война. Доброволец революционной армии Николай Кочергин воевал клинком и силой революционного плаката. А в суровые годы Великой Отечественной войны работал в блокадном Ленинграде.
Прошли годы, но детская любовь к народному творчеству не забылась, не забылось и увлечение Севером. Кочергин увлекался спортом, и друзья-лыжи нередко уводили его в тихие заснеженные леса, где каждое дерево, каждый куст могли обернуться сказочным богатырем или веселой зверушкой. Обращение Н. М. Кочергина к «Калевале» не было случайным. Его как иллюстратора всегда привлекали эпические образы. Героев «Калевалы» - сильных и мужественных людей - художник чаще всего изображает крупным планом и всегда — в активном действии. Монументальные образы Вяйнямёйнена, Илмаринена, Лемминкяйнена, созданные Н. М. Кочергиным, по своей физической и духовной силе сродни русским богатырям Алеше Поповичу, Добрыне Никитичу и Илье Муромцу, которых он не раз блистательно рисовал, иллюстрируя русские былины.
4. Назовите имя мудрого старца. Расставьте квадратики так, чтобы следующее число было в 2 раза больше предыдущего
1 |
В |
2 |
Я |
4 |
Й |
8 |
Н |
16 |
Е |
32 |
М |
64 |
Е |
128 |
Й |
256 |
Н |
512 |
Е |
1024 |
Н |
32 |
512 |
1 |
128 |
256 |
2 |
16 |
64 |
1024 |
8 |
4 |
М |
Е |
В |
Й |
Н |
Я |
Е |
Е |
Н |
Н |
Й |
Ответ:
Вяйнемейнен (Вяйнамейне, Вейнемейнен), в карело-финской мифологии мудрый старец. Вяйнемейнен любимый герой в эпосе «Калевала», потому что он любое дело делал для счастья народа. Он готов был даже жизнь отдать за него. Он хотел мира и счастья для всех людей на земле.
5. Как называется карельский струнный инструмент?
Замени каждое число произведением двух чисел так, чтобы один множитель равнялся двум, и в таблице найди букву.
28 |
72 |
210 |
460 |
600 |
110 |
642 |
55 |
300 |
230 |
105 |
321 |
14 |
36 |
|
2 |
л |
е |
т |
н |
е |
к |
а |
2х14 |
2х36 |
2х105 |
2х230 |
2х300 |
2х55 |
2х321 |
К |
А |
Н |
Т |
Е |
Л |
Е |
Ответ:
КАНТЕЛЕ, (фин. kantele), карельский и финский струнный щипковый инструмент. Ранний и поздние типы различаются по форме, размерам, количеству струн (первоначально 5), способам игры.
Родственные инструменты: эстонский каннель, латышский кокле, литовский канклес, русские гусли.
Домашнее задание: используя содержание «КАЛЕВАЛЫ», составить задачу, которую можно решить арифметическим способом.
Итог урока.
- Что нового узнали?
- Над чем работали?
- Какие вопросы возникли на уроке?
Спасибо за работу!
Тема: Обучающее изложение.
Цель урока:
1. Формирование умения применять знания о предложении при построении текста, писать изложение по коллективно составленному плану.
2. Правильно писать безударные окончания имён прилагательных.
3. Развивать умения применять правила при написании слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость.
3.Воспитывать интерес к истории своего края.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка темы урока.
Предварительная беседа.
- Как называется карело-финский эпос?
- Понравился ли эпос?
- Что вы узнали, прочитав это произведение?
- Посоветуете ли вы друзьям прочитать его?
Знакомство с текстом изложения.
«Калевала»
Финский учёный Э. Лённрот часто бывал во многих деревнях Карелии. Он записывал народные песни о далёкой старине. Такие песни называются руны. Они похожи на русские былины. Знатоков и исполнителей рун называли рунопевцами. Руны Лённрот обрабатывал, дополнял.
Так родилась замечательная книга «Калевала». «Калевала – это карело-финский эпос о подвигах и приключениях героев сказочной страны. Особое место занимает история борьбы народа солнечной страны Калевалы с жителями Похъёлы, края мрака и холода. В центре этой истории – борьба за чудесную мельницу Сампо. Главные герои – мудрый Вяйнемейнен. кузнец Илмаринен, весёлый охотник Лемминкайнен. Герои «Калевалы» одерживают победу.
Анализ содержания текста
- Назовите фамилию финского учёного, который записывал песни народные песни?
- Как назывались эти песни и исполнители их?
- Что такое «Калевала»?
- О чём говорится в этом эпосе?
- Назовите главных героев.
- Кто одержал победу?
Объяснить значение слова эпос. Эпос - повествование о событиях, предполагаемых в прошлом. Источник ее сюжета — народное предание.
Составление плана.
Примерный план
1. История создания «Калевала».
2. О чём говорится в эпосе.
Орфографическая подготовка. На какие правила в тексте есть орфограммы? Что мы знаем об их правильном написании?
Подготовка к записи текста. Повторное чтение текста вслух. Пересказ текста по плану.
Написание изложения.
Обратить внимание на написание слов (слова на доске): Э. Лённрот, рунопевцы, карело-финский эпос «Калевала», жители Похьёлы, мельница Сампо, мудрый Вяйнемейнен, кузнец Илмаринен, весёлый охотник Лемминкайнен.
Чтение 2-3 изложений, обсуждение правильности составления текста. Указать сильные и слабые стороны изложения, построение предложений.
Степаненко Валентина Ивановна,
учитель начальных классов высшей категории
МОУ «Лахденпохская СОШ »