Урок математики во 2 классе на тему «Арифметические действия над числами»
САМОАНАЛИЗ УРОКА
ФГОС второго поколения ставят перед школой задачу формирования и воспитания функционально-грамотной компетентностной личности. Приоритетным для начального общего образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий, т.е. научить детей умению учиться, способности к самосовершенствованию и саморазвитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Исходя из вышесказанного была сформулирована дидактическая цель урока: повторение и закрепление знаний по теме «Арифметические действия над числами», для достижения которой поставлены задачи:
образовательная:
выявить уровень сформированности умения выполнять арифметические действия над числами (сложение, вычитание, умножение и деление) при решении задач, уравнений, математических выражений.
развивающая:
регулятивные: управление своей деятельностью; развитие общеучебных умений, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.
познавательные: работа с информацией об олимпиаде (история, достижения, символы, олимпийские чемпионы)
воспитательная:
– воспитание гордость за свою родину, спортсменов родной страны; воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Урок математики во 2 классе
Тема: «Арифметические действия над числами»
УМК «Школа 2100»
Характеристика замысла урока:
Тип урока: Урок повторения и закрепления
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Арифметические действия над числами»
Методы обучения: деятельностный метод обучения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
индивидуальная работа.
Средства обучения:
Оборудование: Презентация ррt, интерактивная доска, дневники олимпийцев, медали победителям, учебник: Математика 2 класс. Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Издательство “БАЛАСС” 2012 г. Образовательная система “Школа 2100”.
Поэтапный анализ урока:
Организация детей на занятия. Мобилизующее начало урока осуществлено в игровой форме и вступительном слове-обращении учителя к детям, что позволило реализовать мотивационный компонент урока, поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Этап сообщения темы и целей урока был проведён на основе алгоритма, который позволили отразить тему урока, сформулировать цели и задачи.
Основной этап урока был выстроен в форме классных олимпийских игр и основам на ранее изученном материале.
Этот этап включает в себя
- решение примеров на порядок действий
- запись выражений под диктовку
- решение задач
- уравнений
- табличные случаи умножения и деления
На данном этапе учащиеся работают индивидуально, осуществляют контроль, анализируют работу, находят и исправляют ошибки. Проверка проходит фронтально или с использование интерактивных ресурсов.
Физкультминутка – плавно вошла в основной этап урока
Физкультминутка была использована с целью поддержания здоровьесберегающих технологий.
Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма детей, которая неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.
4) Итогом урока являлась рейтинговая таблица, созданная на основе самооценки учащихся. При помощи таблицы удалось осуществить этап систематизации, самоконтроля и отметить успешных учеников.
В заключении, следует отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные цели достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая). Главное, что работало на их достижение – разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна. Я проведу урок математики.
Изучать этот предмет интересно и увлекательно, но не всё в нем бывает просто и понятно.
Но урок наш необычный, начинаем с алгоритма. Напомните, что обозначает это слово.
Алгоритм-это действия, выполненные по порядку.
Слово он поможет вам открыть, и тему урока определить.
Актуализация знаний учащихся.
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Перед вами алгоритм (Слайд 2 в презен). На табличках записаны команды (действия). Вначале алгоритма дана переменная а, ниже в таблице даны значения а. Вместо переменной вы подставляете её значение, пошагово объясняете свои действия в алгоритме. Полученный результат запишем в таблицу и откроем одну букву ключевого слова. Итак, давайте решим первое числовое выражение .Следующее выражение.
а |
10 |
11 |
15 |
12 |
14 |
х |
31 |
32 |
36 |
33 |
35 |
Учащиеся заполняют таблицу ответов на доске. Комментируют свои действия. А теперь расположите ответы в порядке возрастания.
Ответы учащихся, на доске в таблице открывается ключевое слово ЧИСЛА.
Прочитайте ключевое слово.
III. Самостоятельное формулирование темы и цели урока.
Давайте вместе сформулируем тему урока.
– Что мы делали с числами в алгоритме?
-Что общего у этих чисел?
(Складывали, вычитали). Какие это числа? (двузначными)
Это и есть тема урока. (Слайд 3)
– Где в повседневной жизни вам может пригодиться умение быстрых и правильных вычислений? (Ответы детей, а в старших классах вы будете изучать учебные дисциплины физику, химию, где систематически используются различные вычисления).
– В каких заданиях нам необходимы действия сложение и вычитание? (Нахождение значения выражения, решение уравнений, решение задач).
Я приглашаю вас посмотреть небольшой ролик.
Во время просмотра подумайте над моими вопросами. О каком важном событии рассказывается в ролике? И как это событие связано с современными событиями в нашей стране?
Как вы думаете, почему мы смотрели этот видеоролик на уроке математики? Как математика связана со спортом? Правильно, молодцы!
Все достижения и рекорды спортсменов можем сосчитать. А это и есть Спорт + Математика.
Работа по теме урока.
Давайте и мы сегодня примем участие в нашей малой классной Олимпиаде.
Учитель: - Как называют участников ОЛИМПИАДЫ?
Дети: олимпийцы
Учитель: Вот и мы будем называться ОЛИМПИЙЦАМИ. А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке математики?
1)Закрепим вычислительные навыки, умение решать задачи;
2)Узнаем об интересных фактах из истории олимпиады;
3)Буде работать одной большой дружной командой, помогать и поддерживать друг друга.
Каждый уважающий себя олимпиец ведет дневник , куда записывает свои результаты, победы, рекорды. У каждого из вас на партах лежат дневники. Начинаем нашу олимпиаду!
Я желаю, чтобы урок нам понравился, чтобы всё у нас получилось! Удачи!
Открываем 1 страницу дневника.
Из истории олимпийских игр.
1. А знаете ли вы, в какой стране проходили первые зимние олимпийские игры?
- Нет? Тогда решив выражение, вы ответите на данный вопрос.
54 + (32 -10) = 76
59 - России
76 – во Франции в 1924 г
74 – Италии
2.Символом Олимпийских игр являются 5 колец. Что это значит? Ответить на этот вопрос мы сможем, решив следующее выражение.
Будет работа с ИД передвигаем кольца к названию материка по цветам.
40+ (61 – 56) = 45
40 – 5 видов спорта
54 – 5 стран
45 – 5 частей света
Пять переплетенных колец, которые окрашены в синий, желтый, черный, зеленый и красный цвет, являются символом Олимпийских игр. Пять колец представляют пять частей света. Голубое кольцо эмблемы символизирует Европу, черное - Африку, желтое - Азию, красное - Америку и зеленое - Австралию с Океанией.
Проверка. Давайте оценим свою работу.
На первой странице вашего дневника есть ПЬЕДЕСТАЛ УСПЕХА. Если вы справились с заданием без ошибок, то нарисуйте кружочек (или смайлик) на 1 верхней ступеньки, если допустили ошибку на 2 ступеньке, если не справились с заданием на 3 ступеньке, вам необходимо быть внимательней, и повторить изученный материал.
Каждый олимпиец должен соблюдать режим и согласно режиму сейчас у нас тренировка.
2 страница. Тренировка. Продолжи ряд чисел.
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел.
18, 16, 14… 5, 15, 25…
Проверка и оценивание работы. Проверьте себя с доской.
А теперь посмотрите. Кто выполнил всё верно, отмечает на пьедестале 1 место, у кого 1ошибка – 2 место, у кого 2 ошибки – 3 место.
- Ребята, а какими должны быть настоящие олимпийцы?
(сильными, ловкими, и др, здоровыми)
- А что нам с вами нужно делать, чтобы быть всегда в форме?
Конечно зарядку. Настоящие олимпийцы на зарядку становись!!!
Физминутка. «Солнышко лучистое»
Конечно, только постоянные тренировки, соблюдение режима, помогают нашим спортсменам завоёвывать медали на олимпиадах.
Следующая страница нашего дневника, прочтите, как она называется.
Страница 3. Следующая страница, олимпийская задача.
Прочитайте высказывание. О чём говорится в задаче? Сколько видов спорта в летней олимпиаде? А в зимней? Является ли это высказывание задачей? Почему? Поставьте вопросы к данному условию. Какие вопросы вы поставили?
Сколько всего вдов спорта в летней и зимней олимпиадах?
На сколько видов спорта больше в летней олимпиаде, чем в зимней?
В летней олимпиаде - 26 видов спорта, а в зимней – 15.
Посмотрите на схему задачи.
Посмотрите на следующую схему.
Оцените свою работу, с помощью пьедестала успеха.
Загадки
У каждой олимпиады есть символ!
Ребята, а вы знаете кто является символом олимпиады Сочи-2014? Ответить на этот вопрос нам помогут загадки.
Чемпион по бегу
По белому снегу.
(Заяц)
Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.
(Медведь)
Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте…(Леопард)
Молодцы, ребята! Заяц, медведь и леопард-символы зимней Олимпиады в Сочи!
На 4 странице дневника талисманы вам предлагают составить уравнение. Выполнив это задание, мы узнаем девиз олимпиады.
17,28,X.Слагаемое? (Вспоминаем компоненты действия сложения)
Составьте и решите уравнение у себя в дневниках. Кто желает поработать у доски?
Составляем и записываем уравнения.
Что у вас получилось? (Сверяемся с доской).
БЫСТРЕЕ
ВЫШЕ
СМЕЛЕЕ
Давайте прочитаем девиз олимпийских игр – хором!
Оцените свою работу. Поставьте кружок на ту ступеньку пьедестала, на которой, по вашему мнению, вы должны стоять.
Девизом: «Быстрее, выше, смелее!» пользовалась наша коми-спортсменка Раиса Сметанина.
Знаменитая спортсменка Республики Коми Раиса Сметанина занесена в книгу рекордов Гинесса как выдающаяся лыжница 20 века. Она 7краткая чемпионка мира, участвовала в 5 олимпиадах и с каждой олимпиады возвращалась с медалями. В её копилке 3 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовая олимпийская медаль.
А самое главное для лыжника пройти всю дистанцию и прийти к финишу первым.
Давайте не подведем нашу чемпионку и выполним задание.
Работа с рабочими листами. Перед вами рабочие листы, на которых незаконченные неравенства. Расположите карточки так, чтобы неравенства были верными. Работать будите в паре. Все ли неравенства вы смогли составить? Почему? (Вспоминаем единицы измерения времени, массы, длины).
74дм 25дм 68 см 86см
48м 54м 7ч 8кг
Последняя страница нашего дневника – "Вперёд, к рекордам!"(Работа в парах)
Поставь в клеточки знак «+ или –« так, чтобы равенства были верными
17+3-5 12+3+10
Оценка своих успехов.
А теперь настало время повести итог нашим Олимпийским играм.
Пьедестал успеха
Подсчитайте, сколько раз вы заняли 1, 2, 3 место. Молодцы!
У вас в дневниках есть медаль,
V. Итог урока. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Ребята, вам понравился урок?
-Какой момент урока вызвал удивление, интерес?
-Мы так много узнали сегодня об истории олимпийских игр, о достижениях наших спортсменов. А какие математические навыки и умения мы закрепили? Посмотрите в свои дневники, какие задания выполняли?
-Над чем нам нужно ещё поработать?
- Как мы работали на уроке? Что помогло нам справиться с трудными заданиями?
-И в спорте и в математике нужны такие качества, как смелость, ловкость и расчёт.
-Как вы думаете, математика и спорт связаны между собой?
-Можно ли все спортивные рекорды оценить без математики?
Математика в спорте нужна не только для того, чтобы записывать результаты. Чтобы одержать в каком-либо состязании победу, нужен сложный точный расчёт!
Не зря говорят, что математика-царица наук! Математика нужна в любом виде спорта!
Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона!
-А сейчас продолжите, пожалуйста, высказывания, которые перед вами:
- Я запомнил…
- Я смог…
-Я научился…
Если вы хотите, пополнить и проверить свои знания об истории олимпийских игр, на последней странице дневника есть адрес моего сайта, где вы сможете узнать подробнее об истории олимпийских игр и о текущих событиях олимпиады, а так же пройти викторину.
А для того, чтобы отработать арифметические знания, на последней странице ваших дневников есть задания. Какое из них выполнить, вы выберите сами.
Мне было очень приятно с вами работать! Всем спасибо.
Урок окончен.
Список использованной литературы:
Учебник - Математика 2 класс. Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Издательство “БАЛАСС” 2012 г. Образовательная система “Школа 2100”.
Интернет – источники:
wikipedia.org/wiki/Олимпийские_игры
http://www.olympiady.ru/cgi-bin/olgames/games.cgi?event=statistic&game_id=49