Доклад «Воспитание чувства стиля в юных пианистах на примере творчества композиторов венской школы»
Кириченко Татьяна Анатольевна
Преподаватель
УДО Музыкальная школа №1 г.Горловка
Донецкая Народная Республика
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА СТИЛЯ В ЮНЫХ ПИАНИСТАХ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ ВЕНСКОЙ ШКОЛЫ
Ежегодно в детскую музыкальную школу приходят новые ученики. С этого момента начинается их путь в музыкальное искусство. Раскрыть содержание произведения, овладеть приемами исполнительства, привить любовь к музыке - далеко не все задачи, стоящие перед педагогом. Одна из труднейших задач – воспитание чувства стиля композитора у юного музыканта. Наиболее распространено определение стиля композитора как система характерных для него образов и средств выразительности- это живой организм, в котором воплотились существенные черты личности: особый склад мышления, чувств, воплотились существенные черты личности: особый склад мышления, чувств, его идеалы.
Что касается музыкального стиля венских классиков, то здесь следует говорить в первую очередь, о творчестве Й.Гайдна, В.А.Моцарта и Л.ван Бетховена. Трех великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приемами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в современную художественную форму.
Основной особенностью данного направления является применение трех приемов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой. Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчет и естественность, непринужденность высказывания. В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частногого сонатно-симфонического цикла. Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн боль тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, лирического переживания. Тема исследования стилевых особенностей композиторов венской классический школы освещена в музыковедческой литературе многими авторами, такими как А.Альшванг, Ю.Кремлёв, Б.Левик, Л.Новак, А.Рубиштейн, Б.Асафьев, Л.Бернстайни многими другими. Изучение данной литературы дает нам наиболее глубокие знания по теме венских классиков.
Подводя итоги, можно сказать, что жанр фортепианной музыки прошел значительный путь развития в творчестве венских классиков Й.Гайдна, В.А.Моцарта и Л.ван Бетховена. У Гайдна сонаты были важнейшим из клавирных сочинений. Он, в этом жанре, ищет образ идеальной сонаты. Именно, этим можно объяснить то, что его сонаты бывают двух, трех, четырех и даже пяти частные. Для Гайдна очень важна выразительность, развитие и преобразование материала. Моцарт, в свою очередь, тоже не избегает трудностей. Его сонаты эволюционируют через усложнение тем и становятся удобными для исполнения. Для освоения сонатного аллегро и постижения его формы и содержания нужно не жалеть ни времени, ни сил. Так как подготовка к восприятию обучающимися принципа сонатности, как наивысшего типа музыкального развития поможет глубже понять грандиозность задач, которые решали композиторы- классики в своем творчестве. Многочастный сонатный цикл является вершиной музыкальной композиции. Как ввести ученика в мир музыки, что предпринять? Основные пути педагогического воздействия: педагог исполняет пьесу целиком, и рассказывает о музыке, рассказ подразумевает и анализ, и сравнение, и программные ассоциации. Особенно важно проигрывание в младших классах, оно воздействует непосредственно на слуховую, чувствительную сторону, вызывает реакцию на художественный образ. Следует показать несколько пьес композитора, это создаст слуховую базу. В старших классах вводятся грамзаписи, классные беседы по творчеству данного композитора, смелее вводятся образные ассоциации, сравнения, а так же «почему» со стороны педагога и самостоятельные решения, основанные уже на сознательном отношении к музыке учеников.