Воспитание исторической памяти школьников на примерах подвига святых и героев Отечества

3
0
Материал опубликован 11 May 2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» г.о.Подольск

Морщакина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Воспитание исторической памяти школьников на примерах подвига святых и героев Отечества.

Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности пронизано духовно-нравственным воспитанием. Система правильного духовно-нравственного воспитания немыслима без воспитания чувства патриотизма, как одной из неотъемлемых черт духовно-нравственной личности.

Развиваясь, ребенок не может "самоутвердиться вообще". Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы защитников Отечества. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. В разные века талантливые художники посвящали им свои произведения и в портретном, и в эпическом, и в батальном жанре. Упомянем кратко хотя бы некоторых их них.

Былинный Илья Муромец - не только реальное историческое лицо, но и святой русской православной церкви, окончивший свои дни в старости, как монах Киево-Печерской Лавры. Конечно, нам важно, что центральный богатырь на картине Васнецова, проявлял в опасных боях не только силу, смелость, мужество, но и рассудительность и даже великодушие к врагам. И во многих эпизодах его былинно-героической жизни видно чувство справедливости и осмысленность в применении силы при четком различении добра и зла. Благодаря этим качествам он, человек простого крестьянского рода, становится не просто воином, а старшим командиром в дружине киевского князя, состоящей из своенравных богатырей боярского рода, причем сами эти богатыри его уважали и слушались. Потом, уже в пожилом возрасте, вместо того, чтобы наслаждаться заработанным уважением, богатством и заслуженным покоем, он становится простым монахом Киево-Печерского монастыря. Но погибает Илья все-таки в бою, когда все монахи вместе с жителями Киева отражают очередное нападение врагов.

Александр Невский - прежде всего храбрый защитник Руси от немецких и шведских завоевателей. Но все-таки главное воспитывающее значение его образа проявляется, когда дети узнают, что при получении известий о наступлении многотысячного шведского войска, он не стал ждать, когда они подойдут к самому Новгороду, где собирались русские войска для отпора. Он со своей личной дружиной немедленно выступил навстречу врагу. И когда его пытались остановить, говоря, что войско шведов в 10 или 20 раз больше по численности, он ответил своей знаменитой фразой: "Не в силе Бог, а в правде". Дружинники поверили ему и, выступив, победили. А после другой победы, над закованными в железо немецкими рыцарями, он отпустил многих пленных, поверив этим людям в том, что они уже никогда больше не будут воевать с Русью. Именно с этим эпизодом связана другая его знаменитая фраза: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". После таких поразительных побед, весь тогдашний мир зауважал его, как великого полководца. Может быть, Александр загордился? Нет, ведь даже когда шумное новгородское вече предложило ему уйти с княжеского трона, он не стал "удерживать" свою власть в богатом Великом Новгороде, а согласно удалился в столицу своего родного княжества – Переяславль - Залесский. Правда, потом новгородцы звали его обратно, он приходил без обиды и опять начинал править ими.

Дмитрий Донской, будучи еще молодым князем Московским, возглавил огромное войско - 150 тыс. воинов, для отпора врагам, которых было примерно в два раза больше. Страшно было решиться на такую битву. Но Родину защищать надо. И тогда Дмитрий, при всей занятости делами по сбору войск, выделил время для поездки на север, в монастырь Сергия Радонежского. Получив благословение от преподобного Сергия, он смело выступил в поход, а на самом поле боя, перед битвой, надел доспехи простого дружинника и встал сражаться в общий строй со всеми воинами. После победоносной битвы его нашли лежащим среди других воинов, всего израненного, но живого. И он еще около 10 лет правил московской Русью. Народ любил князя, который не жалел ни сил, ни самой жизни, трудясь и воюя, служа Богу и своему народу.

Вообще тема взаимных отношений военноначальников и самих воинов очень интересна. Вспомните выражения лиц солдат, которые смотрят на Суворова в момент очень опасного перехода через один из альпийских перевалов (картина Сурикова).

Сегодня, как никогда, важна просветительская деятельность среди детей и молодежи, для здорового духовного и физического развития которой необходим высокий нравственный идеал, образец, которому она может подражать. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Самое важное заключается в том, что противостоять идеологии общества потребления светские идеалы недавнего прошлого, обыденные нравственные нормы оказываются не в состоянии.

С исторической точки зрения Православие уже более тысячи лет назад и создало нашу страну - Святую Русь. Раскрывая значение представлений о «Святой Руси», мы понимаем ее как святыни русской земли, ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы и, прежде всего, как собор наших праведников, святых. По словам Д.С. Лихачева, в понятии Святая Русь объединялось то, что «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно...» Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими слово Христово. Они стали на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся» - выражают сущность идеи святости.

Смысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма.

Для современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили, выстоять перед «духом века сего», призванного «победить мир», - победителями стали они. Обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

Образ русского православного святого должен быть раскрыт растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

На примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Отечеству и людям. Показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас изначально.

Как донести до подрастающего поколения то духовное сокровище, которым мы обладаем благодаря подвигу святых? Одним из перспективных путей здесь может служить обращение к воплощению образов святых в художественных произведениях. С помощью художественной литературы, художественных фильмов, основой которых является подвиг святых, можно успешно формировать в юной душе высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей, уважение к вере отцов - все эти добродетели можно найти в каждом житии православных святых прошлого и новопрославленных святых.

В практике советской школы был накоплен большой положительный опыт патриотического воспитания на произведениях, в которых описывались героические поступки подростков в годы Великой Отечественной войны. Смысл и пафос этой войны прекрасно передан на известном плакате военных лет; "Воин Красной Армии, спаси!" А другой плакат этого времени: "Лучше честная смерть, чем позорная жизнь" передает слова Дмитрия Донского. Эти плакаты и сейчас впечатляют как взрослых, так и детей. Герои Великой Отечественной войны сознательно или интуитивно, вдохновлялись на свои подвиги всей героической и многострадальной историей нашей великой страны. Проявлялось это по разному: танковая колонна "Дмитрий Донской", фильм "Александр Невский", вышедший во время войны, ордена "Александра Невского", "Федора Ушакова", "Суворова", "Кутузова", учрежденные в это время. Слово "Родина" тогда было наполнено содержанием, сформированным веками русской культурной традиции. Книги и кинофильмы героико-патриотического содержания вызывают большой интерес в детской и подростковой среде. Их волнует образ героя, посвятившего себя служению Отчизне. Многие дети на долгие годы запоминают эти образы, стремятся подражать им в своей жизни. Сетования на то, что современные подростки подражают агрессивным образам американских боевиков, не изменят ситуацию. Необходимо противопоставить им героику духовного подвига в доступной и понятной детям форме.

Обращение учащихся к образам православных святых можно осуществлять в краеведческой работе школы. Поисковая деятельность увлекает подростков, заставляет переосмыслить услышанное на уроке, глубже понять внутреннюю жизнь человека. Встречи со свидетелями гонений, многие из которых еще живы, помогают увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек - свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

Ставя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, педагог должен взять на себя труд научиться создавать своей речью такой образ, который переживается ребенком, западает ему в душу, вызывает потребность подражать. Этот большой труд необходим потому, что идеалы, заложенные в детстве и юношестве, оставляют след в сердцах детей на всю жизнь, оказывают неизгладимое влияние на формирование личности ребенка. Мы призваны сделать так, чтобы наши дети стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, самоотверженными, как святитель Лука Крымский, праведными, как Симеон Верхотурский, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий (Сахаров) и многие-многие другие святые.

Обращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. Только на пути обретения духовного единства Россия будет способна преодолеть внутренние кризисы, ответить на все вызовы современности. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие.

Закончим словами Г.П. Федотова: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.