Урок литературы и психологии на тему «Воспитание мужчины на примерах УНТ, произведений русской литературы различных исторических периодов»

6
0
Материал опубликован 9 March 2023

Урок литературы и психологии на тему:

«Воспитание мужчины на примерах УНТ, произведений русской литературы различных исторических периодов»

VII класс

Задачи:

Образовательные: повторить произведения литературы, в которых говорится о воспитании.

Развивающие: развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать текст, развивать рефлексивные навыки учащихся.

Воспитательные: обратить внимание учащихся на воспитание мальчиков как будущих защитников родины, мужественного и сильного человека, достойного члена общества. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства, уважение к ближнему, развивать чувство патриотизма.

Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, эвристическая беседа, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные задания.

Оборудование: наглядность в виде схем, компьютер, фотографии, рабочие тетради, учебник, диаграммы (по результатам тестирования).

Ход урока

1. Учитель. Наш сегодняшний урок посвящён важной и очень злободневной теме – теме воспитания подрастающего человека, воспитания мальчиков в современном обществе.

На уроке мы будем вспоминать изученные ранее произведения устного народного творчества, русской литературы.

2. Психолог. Сегодня мы с вами обсудим, каким должен быть современный мужчина, как формируются необходимые настоящему мужчине качества. Важное значение имеет физическое воспитание юношей, но без духовной подготовки мы видим, как крепкие спортивные ребята пополняют криминальные ряды.

Нами часто используется такое понятие как мужественность. Как вы его понимаете? Это качество может быть свойственно только мужчинам? Как воспитать в себе мужественность?

Мужественность – это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него.
Психологическая энциклопедия

Мужественность – это то качество характера, которое особенно ценится в мужчине и воине; но и женщина, обладающая мужеством, вызывает уважение окружающих.

Мужественность – это превосходство над собственными страхами.

Мужественность – это готовность к самоотречению в борьбе за высшее благо общества.

Мужественность – это способность не только совершать подвиги, но и признавать ошибки.

Мужественность – это не игнорирование опасностей, но осознание и преодоление.

Мужественность – это одно из главных качеств всякого удачливого полководца и государственного деятеля.

Мужественность – это сочетание в человеке силы духа, чувства долга, доблести, благородства и самоуважения

3.Учитель. Проблема воспитания ставилась ещё в устном народном творчестве.

Вы находили пословицы о воспитании. Зачитайте их, пожалуйста, прокомментируйте.
УЧИ <ДИТЯ>, ПОКА ПОПЕРЕК ЛАВКИ (ЛАВОЧКИ) УКЛАДЫВАЕТСЯ (ЛОЖИТСЯ), А ВО ВСЮ ВЫТЯНЕТСЯ - НЕ НАУЧИШЬ. Устар. Детей надо воспитывать, пока они еще малы, так как взрослого человека воспитывать бесполезно. Говорится как предупреждение родителям расшалившегося ребенка, а также как сетование по поводу неразумных поступков взрослых детей. ЯБЛОКО (ЯБЛОЧКО) ОТ ЯБЛОНИ (ЯБЛОНЬКИ) НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ (КАТИТСЯ, ОТКАТЫВАЕТСЯ). Неодобр. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.).

Вспоминается пословица: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Где мы видим образ настоящего мужчины, защитника Родины (в сказках, былинах). Давайте вспомним некоторые из них….(3 богатыря, Иван-царевич, и др.)

Из сказок и былин мы узнаём о храбрых и сильных воинах, богатырях защищавших русскую землю от врагов. Назовите, каких вы знаете былинных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). С кем они сражались? (С Соловьём Разбойником, змеем Горынычем, Тугариным Змеевичем.)

В этом году вы встретились с богатырём Микулой Селяниновичем. Какие качества этого богатыря прославляются в былине? (Сила, мужественность, выносливость, это богатырь-земледелец, кормилец земли русской.)

4. Психолог. Жизнь человека можно разделить на периоды, в соответствии с возрастом и основными видами деятельности. Как вы думаете, какие? (детство, юность, зрелость, старость). С древности период формирования мужчины делили на определенные этапы, что отражалось в сказках. Предполагалось 4 крупных возрастных периода:

t1678378561aa.jpg

Первый возраст- дитя.

Как вы думаете, с каким животным он ассоциировался у древних людей? Почему? Какие качества ему присущи? От года до трех лет, в этом периоде происходит обряд «постриги», дитя определяли как мальчика, сажали на коня, давали подержать  предмет, определенно связанный с деятельностью  мужчины (нож, ружье, топор и т.д.). В его воспитании, кроме матери, нянек (бабушка, старшие сестры и т.д.), с этого момента принимают участие и другие родственники. В пространстве ДОМА Дитя (СЛАБАЯ ДУША) встречает богатство духа и жизненного опыта (Старик), за преклонным возрастом и внешней физической немощью которого находится кладезь народной мудрости. Через Старика Дитя узнает «какого он роду племени, какого отца – матери». Через предания, старины, баллады, были, образы богатырей и святых угодников старик внушает ему «откуда есть пошла Русская Земля – и откуда стала есть» и что бы был он – «памятью крепок – Родом силен». Через сказку ребенок также узнает очень многое, сказка учитель, она задает уроки («… добрым молодцам урок»), причем уже известная может задать новый урок.

5. Учитель. Вспомните изученные произведения, где главными героями были дети? («Кладовая солнца» Пришвин, «В дурном обществе» Короленко. На какие качества героев, по-вашему, обращают внимание авторы? (Герои произведения Пришвина, оставшиеся без родителей, сами готовят еду, смотрят за скотом, изготавливают посуду, учатся преодолевать трудности. У Короленко происходит мужание Васи через знакомство с детьми подземелья. Он учится доброте, милосердию, взаимовыручке, становится настоящим другом.)

6. Психолог. Через подражание старшим дети приучались к труду, в 3-4 года они ходили со старшими братьями и сестрами за домашней птицей (гуси, утки), по мере подрастания – за скотом (в подпасках), на конях (ездовыми). Помогали отцу, деду, старшему брату в ремеслах, на полевых работах.

К семи же  годам мальчик окончательно переходит от материнского «окормления» к мужскому воспитанию.

Малец 7-9 лет, участвуя в массовых мужских забавах, таких как кулачный бой, в зачине кулачного боя, впервые попадает в мужское общество, с чего начинается путь его испытаний (инициации). Он вступает в период Парня (второй возраст)

Какое животное ассоциируется с данным возрастным периодом? Почему?

Образ Парня – это ВОЛК, основная задача этого возрастного периода – приобретение, накопление ОПЫТА через ВРЕМЯ  посредством пробы. Парень все испытывает, пробует на «зуб», ищет причинно следственные связи вещей в мире. Ему нужно отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в следующем возрасте – Мужчины (мужика) ему хватило этого с лихвой для настоящего дела и создания семьи. И традиция предлагала общественные институты, в которых среди сверстников и под руководством опытных наставников (Дядек), Парень проходил школу жизни, пробовал и со ВРЕМЕНЕМ  набирался ОПЫТА.

7. Учитель. Здесь нам уместно обратиться к произведению Гоголя. Сыновья Тараса в начале произведения возвращаются из бурсы.

- Что такое бурса? (Духовное училище, семинария [первонач. общежитие, где воспитанники содержались на казенный счет].)

- Чем они там занимались? (Получали знания.)

Нравы бурсацкой жизни очень хорошо описано в произведении Помяловского «Очерки бурсы». Какие порядки там процветали?

Теперь нам понятно, почему Тарас хотел поскорее отвезти сыновей на Сечь.

Старший Бульба, хорошо зная Запорожскую Сечь, ее обычаи и порядки, решает отправить сынов именно туда. «На той же таки неделе наряжу я вас на Запорожье. Где наука, то наука! Там вам школа; только там наберетесь ума». Он понимает, что именно здесь его сыны станут настоящими казаками-рыцарями, ведь характер человека формируется в жестоких испытаниях, в кровавых боях закаляется воля и мужество, возрастает военная сноровка, верность родине, обязанности мужчины-воина, развивается настоящая дружба.

- Как же происходило воспитание там? Какие направления в воспитании, можно выделить? (физическое, нравственное, трудовое)

1. Военное воспитание.  Сама же Запорожская Сечь представляла собой суровую военную организацию, бастион, где проходили обучение молодые казаки. «Тем не менее, Сечь не любила слишком загружать себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом разжигании битв, которые почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка лошадиных гонок». И все же таки необходимой военной наукой молодые казаки овладевали: обучались сабельному бою, учились метко стрелять, вести рукопашный бой или осаду, руководить лодкой и т.п.

2. Трудовое воспитание. Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным обмундированием, нужна была работа многих людей; здесь добывали руду, уголь, выпасались стада волов, коней, сооружались лодки, подводы и т.п.. «Могущественные кожемяки сидели под дашками крылец на улице и мяли своими сильными руками воловьи шкуры. Торговцы сидели с грудами кремней, огнивами и порохом».

3. Морально-нравственное воспитание. Нужно также обратить внимание на суровые обычаи и законы, которым подчинялись абсолютно все казаки без исключения. «Когда казак прокрался, хоть за какой-нибудь пустячок, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали около него кий, которым каждый, кто проходил, должен был ударить его, аж пока не забивали до смерти. Должника, который не платил, приковывали цепью к пушке…» Но наибольшее и самое страшное наказание было определено за смертоубийство. «Тут-таки, при нем, выкапывали яму, спускали туда живого убийцу и на него ставили гроб с телом убитого, потом обоих засыпали землей». Жестокое наказание определяли и тому, кто поднимал первый закон» - закон верности отчизне и вере. За измену и связь с врагами отчизны предателя сына наказывает отец.

Делается вывод. Именно в таких суровых условиях, по мнению автора, и могли воспитываться настоящие мужчины, храбрые воины, защитники земли русской.

8. Психолог. Третий возраст. Мужик - это МЕДВЕДЬ, это хозяин леса и семьи, он один, а за его спиной его семья, и он за них в ответе. Поэтому говорят про такого, что он остепенился, заматерел.

Мужик характеризуется СИЛОЙ и УПОРСТВОМ, которые он еще как парень приобрел через ОПЫТ и ВРЕМЯ, время Мужика - это время настоящего Дела. Собственно с этого момента можно сказать, что воспитание его заканчивается, он сам уже начинает воспитывать. Кроме того, он Отец, имеющий детей.

9.Учитель. В каком ещё произведении говорится о воспитании подрастающего поколения? («Поучение Владимира Мономаха») (11-12 век.)

Расскажите о воспитании самого Владимира Мономаха.

(Трехлетним ребенком Владимира торжественно посадили на коня. Таков был обычай: растили будущего воина и полководца. Родители позаботились, чтобы юный Владимир постиг книжную мудрость, овладел бы не только навыками воина, но и образованного человека. Отец знал 5 языков. В их княжеском доме было много рукописных книг. Мать, гречанка Анастасия, также принадлежит к кругу читающих, мыслящих людей. С семилетнего возраста Владимир стал учиться письму и чтению. Занимался упорно и прилежно. Самостоятельная жизнь Владимира началась в 13 лет, когда отец отправил его княжить в далекое Ростовское княжество.

В зрелых летах он был государем в наследном владении, умным советчиком князя, сострадательным благодетелем для бедных, знаменитым победителем врагов Отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир. Он старался улучшить законы, окружал каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир). Но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочесть его духовное завещание, наставление сыновьям.)

- Какие важные советы даёт Владимир Мономах своим сыновьям?

(В дому своём не ленитесь. На войну выйдя, не ленитесь. Остерегайся лжи и пьянства. Напоите и накормите просящего. Не убивайте людей. Соблюдайте данное слово. Не нарушайте клятву. Не гордитесь. Чтите старых людей. Уважайте и чтите гостей. Навещайте больных. Молвите доброе слово человеку. Любите жену свою. Учитесь всему, что не умеете. Добро творя, не ленитесь ни на что хорошее.)

- Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и в наше время?

10. Учитель: в каком еще произведении рассказывается о мужчине-защитнике своей семьи? М.Ю. Лермонтов «Песнь о Купце Калашникове…»

-Чем привлекает образ Калашникова? (Калашников защищает честь жены, семьи, рода.)

11. Психолог. Мужик, у которого появились внуки, становился Дедом. Перейдя границу детородного возраста, мужик становился Стариком. Физические силы покидают человека, а духовный мир со временем только растет. Старик – это кладезь опыта, мудрости, к нему после дела (Мужик), приходит заслуженное признание. Вследствие этого почтение стариков, и как результат духовный институт старчества, основа любой духовно развитой культуры.

- Кто из вас любит общаться с дедушкой, папой, узнавать историю своей семьи…?

12. Учитель. Кто хотел бы рассказать о своих дедушках, отцах, о том, как они воспитывались, какие качества передают вам?

(На доске оформлена выставка фотографий дедушек и отцов учащихся.) Рассказы учащихся.

13. Психолог. Каким же должен быть настоящий мужчина в современном обществе?

На дворе ХХІ век. «Новое время» со своими новыми взглядами, приоритетами и идеалами. Претерпел ли изменения мужской идеал? По данным соцопросов 14% женщин полагают, что настоящий мужчина должен стать жизненной опорой для них, 23% ценят мужскую доброту, 27% представительниц прекрасного пола к важным качествам относят честность, 16% акцентируют внимание на подарках и внимании сильного пола, 10% отмечают, что для их избранника отсутствие жадности будет обязательным плюсом, целых 45% ждут от мужчин проявления интеллекта. Мужчины, конечно же, на этот счет имеют свои взгляды – большинство считает, что эталоном мужчина может быть только при наличии соответственного телосложения, немного менее распространенным является другое мнение об идеальном мужчине как об обладателе недюжинного интеллекта.

 (Результаты анкетирования)

Какой вывод следует из всего вышесказанного? Очень простой: понятие «идеал современного мужчины» вмещает в себя комбинацию определенных морально-психологических качеств, подкрепленных физиологией. В формировании этого понятия принимают участие множество факторов. Искусство (литература, СМИ, кино и преподнесенные в них трактовки этого понятия), реальные наблюдения, суждения и мнения других людей на этот счет – всё это и другое влияет на наше представление об идеале современного мужчины.

14. Психолог. Как же достичь мужественности? (Важные качества для воспитания мужественности)

(1. Мужественность – это одно из основополагающих качеств личности. Не может быть мужественным человек без чести, совести, чувства долга, доблести. Мужественность необходимо воспитывать с детства.

2. Семейное воспитание. Когда родители предоставляют своему ребенку самостоятельность в преодолении препятствий, пусть небольших, они тем самым воспитывают в нем мужество.

3. Получение знаний. Обширные знания, умение логически мыслить, принятие моральных норм, принятых в обществе – все это в совокупности помогает воспитать в человеке чувство долга и, следовательно, мужество.

4. Позитивный настрой. Мужественный человек воспринимает любые препятствия не как проблемы, а как задачи, для которых существует решение. Вырабатывая такое отношение к препятствиям, человек воспитывает в себе мужество.)

15. Учитель. Выводы. Какие же качества должны воспитать в себе мальчики, чтобы стать настоящими мужчинами, защитниками родины, хорошими мужьями и отцами? (Обязательно воспитывать волю, умение трудиться, быть смелыми, настоящими патриотами и защитниками своей земли, ответственными людьми. Очень важна в деле воспитания мужчины, конечно, семья, где и зарождаются и сохраняются традиции, где родители собственным примером показывают вам, какими нужно быть. Но нельзя забывать и о внешних факторах, влиянии улицы, и здесь важно уметь противостоять этому, поэтому силу воли воспитывать в себе очень важно.)

Желаем вам расти здоровыми, умными, сильными, мальчикам воспитывать в себе силу воли, мужественность, становится настоящими защитниками семьи и своей страны.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.