12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Николаевна Семёнова505
Россия, Псковская обл., с. Чихачёво
Материал размещён в группе «Классные руководители»

МБОУ «Чихачёвская средняя школа»

Семёнова Елена Николаевна, учитель

Воспитание культуры питания у подростков

(познавательный час для старшеклассников)


Формирование основ культуры питания у подростков - важная педагогическая задача, обеспечивающая условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Содержание, формы и методы воспитания должны выбираться с учетом возрастных особенностей их физического, психического и социального развития.
•Формирование основ культуры питания как составляющей культуры
здоровья. Государственный стандарт питания.
•Специфика работы по формированию культуры питания в
подростковом возрасте.
•Основные задачи формирования культуры питания у подростков - что
должен знать и уметь подросток, чтобы питаться правильно. Участие подростка
в организации питания в семье - формирование навыков приготовления пищи. Это далеко не все темы для просветительских бесед в подростковом возрасте.
Сегодня в современном обществе для характеристики здоровья существует около 300 различных определений. Первая, самая распространенная группа определений, носит «нормоцентрический» характер и описывает здоровье как «совокупность среднестатистических норм: восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида». Вторая группа определений учитывает не только физические характеристики, но и характер социальных связей человека. Самое популярное среди них сегодня дано Всемирной организацией здравоохранения – «Состояния полного физического, душевного и социального благополучия». Сегодня же все чаще концепции здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. Здоровье – не столько цель, сколько условие для самореализации, совершенствования, раскрытия и преумножения собственных способностей и возможностей, расширению связей с окружающим миром. Именно последняя группа определений в наибольшей степени понятна и отвечает возрастным особенностям подросткам, а также специфике их восприятия здоровья как социокультурного феномена.
Подростковый возраст - время серьезных физиологических перестроек. Субъективно это может переживаться как состояние «нездоровья», которое вызывает страх, опасения. Мальчики и девочки заметно меняются внешне. Высокие темпы роста, активное формирование уже «взрослой фигуры» часто проявляются как нескладность, неуклюжесть, угловатость. Еще одно важное физиологическое изменение подросткового возраста – начало менструаций и девочек и поллюций у мальчиков, развитие сексуальности. В связи с этим, информация, касающаяся устройства и работы организма, заботы о нем вызывает особое внимание, интерес. Подростки начинают сами искать сведения о работе организма - в журналах, на сайтах и т.д. При этом далеко не всегда могут оценить достоверность, научность найденных сведений. Поэтому специальная работа, связанная с просвещением подростков, в том числе в сфере питания, приобретает особое значение.
В подростковом возрасте происходит активный процесс осознания самого себя - поиск личной идентичности, формирование Я-концепции, включающей представления о себе, оценку своих свойств и качеств, являющейся регулятором взаимоотношений с окружающим миром. При этом идеальный образ себя далеко не всегда совпадает с реальностью. Расхождение между «Я-идеальным» и «Я-реальным» оказывается порой весьма значительным, что является причиной многочисленных переживаний для молодого человека. Ориентация подростка на внешние «идеальные» факторы может быть использована как эффективное подкрепление различных форм деятельности, связанной с заботой о здоровье. Здесь нужно продемонстрировать их связь с внешностью, показать, как эти формы деятельности помогут подростку добиться позитивных результатов. С другой стороны, важно, чтобы подросток осознал, что человек привлекателен не тем, что он похож на кого-то, а тем, что он отличается от других. Поэтому поведение, связанное с заботой о здоровье, направлено не на переделку самого себя, а на совершенствование своих индивидуальных свойств и качеств. Так, к примеру, в подростковом возрасте юноши и девушки стараются при помощи специальных диет, использования «чудо-добавок» приобрести «модельную» фигуру, гладкую чистую кожу и т.д. Очень важно своевременно рассказать молодым людям о возможных негативных последствиях таких способов, рассказать о том, как при помощи рационального питания можно решить свои проблемы. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте оказывается общение. Поведение подростков в этот период оказывается коллективно-групповым. Оценки группы, ее нормы, традиции выполняют функцию регулятора и ориентира в выборе схемы поведения. Поэтому очень важно при организации работы по формированию основ культуры здоровья учитывать -какие ценности, идеи, идеалы популярны в молодежной среде. В качестве такого подкрепления могут выступить идеи социального успеха (здоровье, привлекательная внешность являются одними из признаков успешного человека), свободы самовыражения, признания окружающими и т.д.
Как уже было сказано выше, одной из важных составляющих культуры здоровья является формирование культуры питания. Основными задачами родителей, связанными с формированием основ здорового питания у детей подросткового возраста, являются:
формирование умения оценивать продукты и блюда с точки зрения их полезности для здоровья, в ситуации выбора отдавать предпочтение наиболее полезным продуктам и блюдам;
формирование готовности и умения ограничивать себя в использовании определенной категории продуктов (сладости, фаст-фуд и т.п.);
освоение кулинарных умений и навыков в приготовлении пищи. Важно сформировать у подростка понимание, что приготовление пищи для домашнего стола требует значительных затрат времени и сил. Этот труд заслуживает уважения и благодарности. Для того чтобы помочь взрослым членам семьи, часть обязанностей подросток может взять на себя. Приготовление пищи может превратиться в увлекательное занятие, позволяющее человеку проявить свою фантазию, творческие способности и т. д. Однако для этого нужно освоить ряд кулинарных навыков и умений;
освоение навыков безопасного поведения на кухне. Необходимо объяснить подростку, что существует большое разнообразие средств бытовой техники, которые облегчают домашний труд и позволяют приготовить вкусную еду. У каждого из них свое назначение и определенные правила использования.
Соблюдение таких правил не только продлит срок их эксплуатации, но и поможет избежать возможных опасностей для здоровья;
дальнейшее расширение знаний об этикете, правилах поведения за столом, освоение норм поведения при посещении учреждений общественного питания, а также правила и нормы поведения в гостях и в ситуации, когда к тебе приходят гости. Важно, чтобы подросток понимал, что гостеприимство хозяина, приглашающего гостей в дом, заключается не только в том, чтобы приготовить еду и накрыть стол, но и в том, чтобы сделать домашний праздник интересным;
формирование навыков безопасного питания – соблюдение правил гигиены, в том числе и во время питания вне дома, осторожность при употреблении новых видов продуктов и блюд, умение различать признаки несвежести продуктов и т.д.

Приложение (материалы для обсуждения)

Про девочку, которая плохо кушала
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
-Съешь яичко, Юлечка!
-Не хочу, мамулечка!
-Съешь с колбаской бутерброд! — 
Прикрывает Юля рот,
-Супик?
-Нет…
Котлетку?
-Нет...-
Стынет Юлечкин обед.
-Что с тобою, Юлечка?
-Ничего, мамулечка!
-Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
-Не могу, бабулечка! –
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач,
Смотрит строго и сердито:
— Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят –
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жуёт овёс.
Кость грызет дворовый Пёс.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон –
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало
Любит Мышь…
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
— Накорми меня, мамуля!
C. Михалков

Рецепт на завтрак 
Если вам на завтрак мама
Столь невкусный кислый творог
Под предлогом, что полезно,
Попытается подать,
Вы скажите: «Что ты мама!
Просто так — не актуально.
Надо сделать аппетитно,
Мы тебе расскажем как.

В горку творога простого
Положи чуть-чуть сметаны,
Чтобы творог стал помягче
И приятней на язык.
Добавляй в ту массу смело
Ты изюм, кокоса стружку,
Малу толику ванили
И корицу не забудь.
А теперь перемешай все
И выкладывай на булку,
Что порезана кусками
Где-то в палец толщиной.
Запекаем все в духовке
И за 5 минут получим
Прехрустящий и нежнейший
Для детей деликатес.
Вот тогда мы с аппетитом
Творожок хрустящий смелем
Да еще не раз добавки
Умудримся попросить». 
Кира Кононович

***
Обед с макаронами
Макароны понарошке
назывались «макарошки».
Макароны-макарошки
раскатились по дорожке.
Собралась большая рать
макарошки собирать:
Мышка, Кошка, пёс Тимошка,
мушка Нюшка,
Жук Чернушка и какая-то лягушка.
Да, но Мышке, да, но Кошке,
Да, но глупому Тимошке, мушке Нюшке
И Чернушке (Так же как чужой лягушке)
Макарошки не нужны, макарошки им смешны
И на вкус, и на слух, и на ощупь, и на нюх!
Кошка любит только сало.
Мышка ест довольно мало.
Пёс Тимошка любит суп.
Мушкин вкус довольно груб.
Утром, днём и ввечеру
жук Чернушка ест кору.
— Ну, а чем, — спросила Мушка,-
Чем питается лягушка?
А лягушка ей в ответ:
— Приходите на обед!
И ушла к себе в болото,
За собой закрыв ворота. 

Уважаемые друзья, внимание! 
Перед Вами программа 
о правильном питании!

.....................

Начинаем разговор 
О правильном питании.
Представляем уникальный
 
Курс образовательный.

Благодаря этой программе 
Папы многие и мамы 
Постигать могут основы 
Пищи правильной, здоровой.

Инициатор курса – 
Компания Нестле -
Лидер в производстве
 
Продуктов на Земле.

О правильном питании 
Очень важно знать 
И режим питания 
Строго соблюдать.

Если время подошло 
Завтрака, обеда, 
А ребенок есть не хочет – 
Скачет непоседа…

Пусть поможет стол накрыть, 
Посуду приготовить. 
На еду такой прием 
Настроиться позволит.

Дайте сок ему пока
 
Иль стаканчик молока.

Можно фрукты предложить: 
Яблоко иль грушу. 
Салат можно овощной 
Дать ему покушать.

И фруктовому салату 
Ребятишки очень рады!

Эти блюда, как известно 
Возбуждают аппетит, 
Это вкусно и полезно! – 
Так наука говорит.

Питание ребенка 
Должно быть полноценным, 
Чтоб насытить организм 
Нужным всем и ценным.

Белковые продукты – 
Не овощи, не фрукты. 
Это сырники, омлет, 
Каши – все на молоке.

На завтрак, ужин 
Всем ребятам 
Эти блюда 
Давать надо.

Пища мясная тоже важна 
И для развития детям нужна.

Недостаток мяса 
И его излишек 
Вреден для здоровья 
Маленьких детишек.

Жиры – энергии источник, 
Организму нужны очень –

Это стройматериал 
Для ребенка, знайте! 
Натуральные масла 
В рацион включайте.

В них помимо жира есть 
Минералы, витамины. 
Это каждому ребенку 
Ценно и необходимо.

Крупяные блюда – 
Это просто чудо!

Каши, запеканки 
Из гречки и манки,

Из овсянки и пшена, 
Из пшеничного зерна – 
Полезны без сомнения, 
Легки в приготовлении.

Растительная пища – 
Источник витаминов, 
А также минералов 
Всех необходимых.

Фрукты, овощи ребенку 
Каждый день давайте. 
Лучше, если в свежем виде,
И не забывайте:

С маслом или сливками, 
Сметаной, майонезом, 
В салатах фрукты овощи 
Ценнее и полезней.

А еще питание 
Должно быть калорийным, 
Если Ваш ребенок 
Подвижный и активный.

Если мало Ваш малыш 
Двигается, ходит – 
Очень быстро лишний вес 
Он тогда накопит.

Многие взрослые 
Ошибочно считают 
То, что детям полнота 
Здоровье прибавляет.

Любят сладости детишки: 
И девчонки, и мальчишки… 
Что же делать? Как же быть? 
Чем конфеты заменить?

Вы конфеты со стола 
Дальше уберите, 
Сладкоежку Вы вареньем, 
Медом угостите.

Если Ваш малыш попросит 
Что-нибудь «перекусить», 
Яблоко или морковку 
Ему можно предложить.

А к обеду Вы подайте 
Хлеб пшеничный и ржаной, 
А еще для организма 
Хлеб полезен отрубной.

Если Ваш ребенок любит 
Спортом заниматься – 
В углеводах и белках 
Будет он нуждаться.

Мясо, рыба, молоко, 
Творожок и яйца 
Юному спортсмену 
Очень пригодятся. . . .

Надеемся, советы наши 
Помогут непременно Вам. 
А мы желаем всем здоровья: 
И взрослым и малышам!

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.