Воспитание школьников на примере святого Сергия Радонежского на уроках истории

1
0
Материал опубликован 27 December 2024

Петренко Надежда Васильевна, учитель истории и обществознания,

ГБОУ гимназия №41 имени Эриха Кестнера Приморского района

Санкт-Петербурга

Воспитание школьников на примере святого Сергия Радонежского на уроках истории

В настоящее время в связи с обострением международной ситуации наблюдается резкий всплеск «русофобии», имеющая своей целью искажение исторической памяти, подрыв чувства собственного достоинства россиян, лишение их гордости за дела и подвиги своих предков. В современных условиях особенно важным становится осуществление в рамках школы воспитательного процесса, способствующего личностному развитию учащихся.

Конституция Российской Федерации в преамбуле обращает внимание, что само принятие Конституции основано на том, что российский народ чтит память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству. Эта мысль нашла свое продолжение в поправках к Конституции России. Согласно ч. 3 ст. 67.1 «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значение подвига народа при защите Отечества не допускается». [1, 24].

Сила страны, нации, народа состоит в ее истории.


В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31. 12. 2015 №683 подчеркивается необходимость повышения качества преподавания отечественной истории, поскольку к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. [7, 3].

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В соответствии с обновленными стандартами [7, 3]. в гимназии №41 разработана Программа воспитания обучающихся, в которой особая роль отводится воспитательному потенциалу уроков. Целевым ориентиром духовно-нравственного воспитания является обучающийся, ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора; выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. [6, 11].

Понимание того, в каком сильном государстве мы живем, может прийти через изучение жизненного пути святых, которые совершали подвиги ради Руси. Один из них –святой Сергий Радонежский.

«Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака» — пишет о преподобном Сергие Епифаний Премудрый, инок Троице-Сергиевой лавры, автор самого первого жития Радонежского чудотворца [9, 5].

Епифаний Премудрый называет Сергия «светилом светлым». Исходя из этих слов можно понять: только благодаря своим нравственным качествам он добился многого в жизни и смог помочь многим людям. 

В этом и заключается актуальность воспитания школьников на примере святого Сергия Радонежского на уроках истории.

Образ святого, его жизнь и подвиг помогают:

-Показать красоту подвига служения Отечеству и людям. На примерах жизни Сергия Радонежского педагог может объяснить, что и сами дети могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами. 

-Сформировать правильное понимание жизненной успешности. Можно показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения.  В детстве учеба не давалась отроку Варфоломею, но встреча с старцем и совместная их молитва к Богу меняет положение дел. После этого случая он скоро опередил в учении как братьев своих, так и прочих товарищей». [3, 20].

Новизна воспитания на примерах святых на уроках истории заключается в том, что такое обучение позволяет:

-Сформировать нравственные критерии и представление о христианском идеале.  Знакомство с жизнеописанием Сергия Радонежского помогает лучше понять смысл основных христианских добродетелей. 

Цель воспитания школьников на примере святого Сергия Радонежского на уроках истории—  формирование российской гражданской идентичности на основе осмысления идеалов святости и подвижничества, воплощенных в личности преподобного Сергия Радонежского; возрождение отечественных духовно-нравственных традиций.

Огромную роль в становлении духовных ценностей в образовательном пространстве города Санкт-Петербурга играет отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Каждый год в городе совместно с Комитетом по образованию проводятся «Добрые уроки» как для детей, так и для педагогов. «Уроки святости и чистоты», «Уроки веры и благочестия», «Уроки праведной победы». Конкурс «Уроки духовного подвига» дал мне импульс для создания педагогической мастерской «Имя в истории. Сергий Радонежский».

В ходе мастерской поставлены задачи:

-Проследить путь к святости Сергия Радонежского.

-Сформировать учебно-познавательные компетенции обучающихся через работу с документально-методическим комплексом. 

-Развивать ценностно-смысловую компетенцию обучающихся через осмысление жизненного пути Сергия Радонежского. 

-Проявить и развить творческие и креативные способности обучающихся (эмпатии, абстрактного и ассоциативного мышления, воссоздающего и творческого воображения). 

-Самоопределить и самовоспитать обучающихся через готовность осознанно принять в свою жизнь уроки жизни Сергия Радонежского и задуматься над собственной системой ценностей. 

-Развивать коммуникативную компетенцию обучающихся через общение и взаимодействие в группе, через афиширование проделанной работы. 

-На примере святого Сергия Радонежского, можно объяснить ребятам значение семейных православных традиций. 

Имея перед собой уже ясно видимую жизненную цель - монашество – Сергий Радонежский тем не менее смиряет себя ради отца и матери, оставшись ухаживать за ними. [4, 22]. Все, кто привык говорить о том, что монашество учит человека презирать семью, найдут в этой главе жития пример того, как первое исходит из второго. Человек, по-настоящему верующий, никогда “не пройдет по людям” ради исполнения своего самого “высокого” желания, но, напротив, охотно “наступит на горло” себе, когда увидит нужду ближнего. Сергий, вся жизнь которого была великой жертвой Богу, начал свой подвиг с малой жертвы своим родителям, и, что особенно важно, сделал это с радостью.

Проблема воспитания школьников на примере святого Сергия Радонежского на уроках истории  заключается в том, как через его жизнеописание можно показать вечные духовные ценности, дарованные Богом, красоту подвига служения Отечеству и людям, а также сформировать у школьников любовь к Родине, высокие нравственные качества. 

Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить её сегодняшнее бытие. 

Гипотеза: воспитание школьников на примере святого Сергия Радонежского на уроках истории  заключается в том, что образ святого, его жизнь и подвиг могут стать частью содержания воспитания в современной школе.

Эпохой наивысшего подъема святости на Руси является конец XIV – и весь XV век. И среди всех святых этого времени выделяется Сергий Радонежский.

"Именно тогда прозвучали его пророческие слова — "любовью и единением спасемся", и этот призыв, наполненный непоколебимой верой, послужил объединению русских земель и навсегда вошел в душу нашего народа, в нашу историческую память", — сказал В.В. Путин. [8, 2].

Урок истории в форме педагогической мастерской «Имя в истории. Сергий Радонежский» открывает возможности для определения места в истории такого выдающего религиозного деятеля, как Сергий Радонежский, его роли в становлении российской государственности- Московской Руси, независимой от Золотой Орды.

"Он стал вдохновителем патриотического, национального, нравственного подъема. Содействовал укреплению Православной Церкви и строительству монастырей, которые были не только духовными центрами, но и настоящими крепостями, стражами России", - отметил Президент России В.В.Путин в своей речи в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского. [8, 3].

Мастерская построена по алгоритму: индуктор, работа в малых группах, социализация, рефлексия. Логика построения заданий отражает логику развития основной идеи.

Индуктором стала картина художника М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

«Игумен земли Русской» — так называют преподобного Сергия Радонежского. Учащиеся при помощи толкового словаря знакомятся со значением слова “игумен”. [4, 38].

Игумен — это настоятель монастыря (в пер. с греч. — ведущий)


Далее учащиеся на основе полученных текстов знакомятся с жизненным путем Сергия Радонежского в группах. Социализация выражается в обмене впечатлениями от прочитанного с другими группами.

Потом все группы участвуют в составлении таблицы о нравственных качествах преподобного Сергия, его роли в обществе. Нужны ли такие нравственные качества личности в современном обществе? Такой вопрос обсуждается по ходу мастерской, что направлено на осмысление вечных ценностей человечества. Особая актуальность вызвана существующим потребительским обществом, его ценностями.

Большую роль играет спокойная, доверительная атмосфера во время мастерской, организованное диалоговое взаимодействие школьников дают возможность осуществлять сотрудничество с учащимися, создают условия для социализации личности. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной и групповой деятельности. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой.

Мастерская продолжается работой с информацией - на карточках даны высказывания выдающихся деятелей о Сергии Радонежском и предлагается вступить в письменный диалог с полученным высказыванием. Например, одно из высказываний В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной». [5, 31].

Заканчивается мастерская чтением созданных текстов.

Педагогическая мастерская «Имя в истории. Сергий Радонежский» носит ценностно-смысловую ориентацию, актуализирует процесс духовно-нравственного становления личности на основе когнитивных и эмоциональных компонентов; рефлексию, исследование собственных ценностно-смысловых приоритетов учащихся; потребность в реализации в поступках эмоционально пережитого и осмысленного в условиях мастерской. Данная современная технология позволяет на основе полученных знаний и переживаний формировать лучшие нравственные качества, такие как смирение, милосердие.

С целью рефлексии проведённого мероприятия была разработана анкета – отзыв (приложение 1). В анкетировании приняло участие 35 обучающихся.

Были получены следующие результаты: (приложение 2)

1.Данный урок вызвал у 100% опрошенных следующие эмоции: патриотизм, гордость; у 20% - благоговение, уважение к святому.

В качестве примера некоторые высказывания обучающихся:

«Мастерская дала возможность заглянуть в истоки нашей истории- это и создание Троице-Сергиевой лавры, и икона Андрея Рублева, и благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву».

Большинство (88% ) обучающихся узнали много нового о жизни Сергия Радонежского; большинство (74%) обучающихся хотели бы принимать участие в подобных мероприятиях; 49% обучающимся захотелось узнать больше о святом Сергие Радонежском.

В результате обращения на уроках истории и во внеклассной работе к подвигу святых происходит создание в гимназии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового знания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской культуры.

На самом деле, процесс воспитания исторической памяти очень долгий. Особая роль принадлежит учителю, как духовному наставнику, именно он на примере святых показывает красоту подвига служения Богу и людям, показывает образцы, которые служили, служат и будут служить нравственным ориентиром для многих поколений.







Список литературы

1.Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским голосованием с учетом образования в составе новых субъектов. М., издательство «Аст», 2024

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. №287).

3.Никон (Рождественский; архиепископ) Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.- СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2013

4.Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Жизнь и подвиг/ Борис Зайцев.- М.: Алгоритм, 2013

5.Ключеский В.О. Исторические портреты. -М., издательство ЭКСМО, 2023

6.Программа воспитания ГБОУ гимназии №41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга, 2024 год

Интернет-ресурсы:

7.http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/UKAZ_683.pdf?ysclid=m2xng3ptwa14543

8. В.В. Путин: Сила России заключается в ее вековых ценностях / Православие.Ru

9.День памяти преподобного Сергия Радонежского – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

















Приложение 1

ОТЗЫВ

о педагогической мастерской

«Имя в истории. Сергий Радонежский»



Какие чувства вызвала мастерская и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нового Вы узнали о преподобном Сергие Радонежском?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хотели бы Вы принимать участие в подобных мероприятиях?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хочу добавить к вышесказанному: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Приложение 2

Анализ мероприятия

Тема мероприятия: Педагогическая мастерская «Имя в истории. Сергий Радонежский»

В анкетировании приняло участие 35 обучающихся 6-х классов.

Были получены следующие результаты:

Данный урок вызвал у 100% опрошенных следующие эмоции: патриотизм, гордость; у 20% - благоговение, уважение к святому.

В качестве примера - некоторые высказывания обучающихся:

«Мастерская заставила меня задуматься о роли веры в жизни народа»;

« Уважение вызывают такие люди, как Сергий Радонежский, своим словом направляющие судьбу Отечества»;

«Восторг вызывают глубокие нравственные качества святого преподобного Сергия»;

« Мастерская дала возможность заглянуть в истоки нашей истории- это и создание Троице-Сергиевой лавры, и икона Андрея Рублева, и благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву»;

Большинство (88% ) обучающихся узнали много нового о жизни Сергия Радонежского.

Большинство (74%) обучающихся хотели бы принимать участие в подобных мероприятиях.

49% обучающимся захотелось узнать больше о святом Сергие Радонежском.

Выводы: Педагогическая мастерская глубоко затронула души детей, пробудила интерес к истории России, её культурным традициям не только на эмоциональном, познавательном, но и ценностно-смысловом уровне.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.