Воспитание социально-активной личности через волнотерскую деятельность
ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А.В.Агапитова
МБОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №43 имени академика Г.А. Илизарова», заместитель директора по ВР
Закон «Об образовании в РФ» определяет главную цель воспитания как формирование гармоничной и всесторонне развитой, самостоятельной, творческой и социально активной личности [1].
Несмотря на широкое применение в литературе до сих пор не сложилось единого понимания понятия «социальная активность». Само понятие встречается в литературе, начиная с 18 века. Его применяли Ж.-Ж.Руссо, А.Дистеверг, В.В.Зиньковский и другие. Под социальной активностью понимали ответственное и заинтересованное отношение к труду, обществу и общественной жизни. Рассматривали как инициативу, умение подчинить личные интересы общественным [2].
Социальная активность включает в себя такие личностные качества, как гражданственность, самостоятельность, ответственность, инициативность и исполнительская дисциплинированность. Социальная активность предполагает стремление сделать жизнь лучше.
При рассмотрении социальной активности с такой точки зрения наиболее эффективным средством её воспитания видится вовлечение школьников в волонтерскую деятельность.
Волонтерская деятельность – это возможность получить новый социальный опыт, рекомендации для дальнейшего профессионального роста [3].
В МБОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №43» действует волонтерский отряд «Твори добро». Главным проектом, реализуемым волонтерским отрядом является проект «Рука в руке» совместно с Российским научным центром восстановительной травматологии и ортопедии имени Г.А.Илизарова.
Дети, проходящие лечение в РНЦ «ВТиО им. академика Г. А. Илизарова» не имеют достаточной возможности в общении со сверстниками, занятиями творчеством, так как режимом медицинского учреждения это не предусматривается. И состояние здоровья многих детей таково, что они испытывают моральные и физические трудности в общении и с такими же пациентами, и с медицинским персоналом.
Проект «Рука в руке» предполагает организацию и проведение школьниками мероприятий для ребят – пациентов Центра.
Взаимодействие с каждой стороной базируется на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения интересов друг друга.
Общее руководство проектом осуществляет координационный совет, в состав которого входят педагоги и активисты ученического самоуправления. Координационный совет занимается продвижением проекта, обеспечивает взаимодействие с учреждениями – партнерами (рис. 1).
Организаторами мероприятий выступают лидеры школьных общественных объединений и волонтерский отряд «Твори добро».
Рис. 1 Механизм реализации проекта и схема управления проектом
Проект реализуется с 2015 года и показал высокую эффективность. Ежегодно в мероприятиях проекта принимают не менее 60 школьников и 135 детей-пациентов.
Эффективность проекта оценивалась по шести критериями (таблица 1).
Таблица 1
Критерии оценки эффективности проекта
Критерий | Показатель | Рейтинговый балл |
Создание условий для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности по средствам организации совместной деятельности в рамках мероприятий | Самооценка детей и подростков; | -1 – снижение самооценки 0 – отсутствие изменений самооценки участников проекта +1 – повышение самооценки <30% участников +2 – повышение самооценки 31-60% участников проекта +3 – повышение самооценки ˃61% участников проекта. |
Динамика индивидуальных психологических характеристик по результатам социально-психологических исследований; | 0 – отсутствие изменений индивидуальных характеристик +1 – положительная динамика у <30% участников +2 – положительная динамика 31-60% участников проекта +3 – положительная динамика у ˃61% участников проекта. | |
Личные социальные достижения учащихся | +1 – за каждое личное достижение на городском уровне и выше | |
Уровень организаторских навыков и умений детей с определением творческого потенциала каждого ребенка-участника проекта | Количественный рост членов органов ученического самоуправления; | +1 – стабильное число участников детских объединений +2 - увеличение числа участников на 5% +3 – увеличение числа участников на 10% |
Успешная реализация курса «Лидер» | +1 – 10-15 человек, охваченных курсом +2 – 16- 25 человек, охваченных курсом +3 – свыше 26 человек, охваченных курсом | |
Личностный рост участников проекта; | 0 – отсутствие изменений индивидуальных характеристик +1 – положительная динамика у <30% участников +2 – положительная динамика 30-60% участников проекта +3 – положительная динамика у ˃61% участников проекта. | |
Увеличение количества участников детских объединений; | +1 – стабильное число участников детских объединений +2 - увеличение числа участников на 5% +3 – увеличение числа участников на 10% | |
Наличие системы взаимоотношений с различными институтами гражданского общества | Рост числа волонтеров школьного волонтерского отряда «Твори добро» | +1 – стабильное число участников +2 - увеличение числа участников на 5% +3 – увеличение числа участников на 10% |
Традиционные совместные акции отряда волонтеров, ШОО с организациями социума. | +1 – 1-3 мероприятия с участием партнеров +2 – 4-6 мероприятий с участием партнеров +3 – 7-9 мероприятий с участием партнеров | |
Увеличение количества социальных партнеров. | +1 – стабильное число партнеров +2 - увеличение числа участников на 5% +3 – увеличение числа участников на 10% | |
Объединение усилий педагогических работников, учеников, родителей и детей, находящихся на длительном лечении, и работников РНЦ и ВТО им. академика Г. А. Илизарова для эффективной организации совместных мероприятий | Разработанный план взаимодействия для организации досуга детей в РНЦ и ВТО им. академика Г. А. Илизарова | 0 – отсутствие совместного плана +1 – наличие плана взаимодействия |
Сформированность социальной компетенции | Количественный и качественный рост мастер-классов по обучению волонтеров по взаимодействию с детьми – инвалидами; | +1 – 10-15 человек, посетивших час волонтера +2 – 16- 25 человек, посетивших час волонтера +3 – свыше 26 человек, посетивших час волонтера |
Умение описывать социальный проект; | +1 – 10-15 человек, охваченных курсом «Социальное проектирование» +2 – 16- 25 человек, охваченных курсом +3 – свыше 26 человек, охваченных курсом | |
Рост количества детей, находящихся на длительном лечении, участвующих в реализации проекта. | +1 – 10-15 человек, охваченных мероприятиями +2 – 16- 25 человек, охваченных мероприятиями +3 – свыше 26 человек, охваченных мероприятиями | |
Уровень осведомленности участников проекта о ходе его реализации | Информированность участников проекта, локального социума (% слышавших о реализации проекта) | +1 – <50% +2 – 50-84% +3 – 85-100% |
Привлечение СМИ к освещению результатов работы проекта. | +1 – за каждое упоминание проекта в СМИ | |
Включение результатов реализации проекта в ежегодный публичный отчет школы. | +1 – отчет о реализации проекта перед родительской общественностью |
Наглядно динамика изменения показателей реализации проекта представлена в таблице 2.
Повысить число участников волонтерского отряда позволило освещение проекта и деятельности волонтерского отряда на классных часах и в группе школы в социальной сети «В контакте», а также школьный конкурс «Самый активный класс», одним из критериев которого было организация и проведение мероприятий для других по собственной инициативе.
Подготовка волонтеров к проведению мероприятий проекта осуществлялось через обучение в городской школе волонтеров «Добро+». Внутри школы реализуются программы внеурочной деятельности «Социальное проектирование» и «Равный среди равных».
Таблица 2
Оценка эффективности проекта по годам реализации проекта
Критерий | Показатель | Учебный год | |||
2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | ||
Создание условий для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности по средствам организации совместной деятельности в рамках мероприятий | Самооценка детей и подростков; | 0 | 1 | 2 | 3 |
Динамика индивидуальных психологических характеристик по результатам социально-психологических исследований; | 0 | 1 | 1 | 2 | |
Личные социальные достижения учащихся | 0 | 1 | 1 | 2 | |
Уровень организаторских навыков и умений детей с определением творческого потенциала каждого ребенка-участника проекта | Количественный рост членов органов ученического самоуправления; | 1 | 1 | 1 | 1 |
Успешная реализация курса «Лидер» | 1 | 1 | 1 | 2 | |
Личностный рост участников проекта; | 0 | 1 | 1 | 2 | |
Увеличение количества участников детских объединений; | 1 | 1 | 2 | 1 | |
Наличие системы взаимоотношений с различными институтами гражданского общества | Рост числа волонтеров школьного волонтерского отряда «Твори добро» | 1 | 1 | 2 | 1 |
Традиционные совместные акции отряда волонтеров, ШОО с организациями социума. | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Увеличение количества социальных партнеров. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Объединение усилий педагогических работников, учеников, родителей и детей, находящихся на длительном лечении, и работников РНЦ и ВТО им. академика Г. А. Илизарова для эффективной организации совместных мероприятий | Разработанный план взаимодействия для организации досуга детей в РНЦ и ВТО им. академика Г. А. Илизарова | 1 | 1 | 1 | 1 |
Сформированность социальной компетенции | Количественный и качественный рост мастер-классов по обучению волонтеров по взаимодействию с детьми – инвалидами; | 1 | 2 | 2 | 3 |
Умение описывать социальный проект; | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Рост количества детей, находящихся на длительном лечении, участвующих в реализации проекта. | 1 | 2 | 3 | 3 | |
Уровень осведомленности участников проекта о ходе его реализации | Информированность участников проекта, локального социума (% слышавших о реализации проекта) | 1 | 2 | 2 | 3 |
Привлечение СМИ к освещению результатов работы проекта. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Включение результатов реализации проекта в ежегодный публичный отчет школы. | 1 | 1 | 1 | 2 | |
| | 13 | 20 | 26 | 32 |
Таким образом, проект можно считать успешным, он может быть использован в качестве эффективного средства воспитания социальной активности школьников.
Литература:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - Дата обращения 27.10.2019
2. Бережная И. Ф., Зыкова А. О. Содержание категории «Социальная активность» в психологии и педагогике // Вестник ВГТУ. 2012. №10-2. С. 171-176
3. Хаджиалиев К.И., Айгубов Л.С. Роль волонтерской деятельности в воспитании социальной активности молодежи // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2015. №3 (32). С. 69-75
8