Воспитание социально-активной личности через волнотерскую деятельность

4
0
Материал опубликован 15 December 2019

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


А.В.Агапитова

МБОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №43 имени академика Г.А. Илизарова», заместитель директора по ВР



Закон «Об образовании в РФ» определяет главную цель воспитания как формирование гармоничной и всесторонне развитой, самостоятельной, творческой и социально активной личности [1].

Несмотря на широкое применение в литературе до сих пор не сложилось единого понимания понятия «социальная активность». Само понятие встречается в литературе, начиная с 18 века. Его применяли Ж.-Ж.Руссо, А.Дистеверг, В.В.Зиньковский и другие. Под социальной активностью понимали ответственное и заинтересованное отношение к труду, обществу и общественной жизни. Рассматривали как инициативу, умение подчинить личные интересы общественным [2].

Социальная активность включает в себя такие личностные качества, как гражданственность, самостоятельность, ответственность, инициативность и исполнительская дисциплинированность. Социальная активность предполагает стремление сделать жизнь лучше.

При рассмотрении социальной активности с такой точки зрения наиболее эффективным средством её воспитания видится вовлечение школьников в волонтерскую деятельность.

Волонтерская деятельность – это возможность получить новый социальный опыт, рекомендации для дальнейшего профессионального роста [3].

В МБОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №43» действует волонтерский отряд «Твори добро». Главным проектом, реализуемым волонтерским отрядом является проект «Рука в руке» совместно с Российским научным центром восстановительной травматологии и ортопедии имени Г.А.Илизарова.

Дети, проходящие лечение в РНЦ «ВТиО им. академика Г. А. Илизарова» не имеют достаточной возможности в общении со сверстниками, занятиями творчеством, так как режимом медицинского учреждения это не предусматривается. И состояние здоровья многих детей таково, что они испытывают моральные и физические трудности в общении и с такими же пациентами, и с медицинским персоналом.

Проект «Рука в руке» предполагает организацию и проведение школьниками мероприятий для ребят – пациентов Центра.

Взаимодействие с каждой стороной базируется на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения интересов друг друга.

Общее руководство проектом осуществляет координационный совет, в состав которого входят педагоги и активисты ученического самоуправления. Координационный совет занимается продвижением проекта, обеспечивает взаимодействие с учреждениями – партнерами (рис. 1).

Организаторами мероприятий выступают лидеры школьных общественных объединений и волонтерский отряд «Твори добро».

t1576420948aa.gif

Рис. 1 Механизм реализации проекта и схема управления проектом


Проект реализуется с 2015 года и показал высокую эффективность. Ежегодно в мероприятиях проекта принимают не менее 60 школьников и 135 детей-пациентов.

Эффективность проекта оценивалась по шести критериями (таблица 1).


Таблица 1

Критерии оценки эффективности проекта

Критерий

Показатель

Рейтинговый балл

Создание условий для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности по средствам организации совместной деятельности в рамках мероприятий

Самооценка детей и подростков;

-1 – снижение самооценки

0 – отсутствие изменений самооценки участников проекта

+1 – повышение самооценки <30% участников

+2 – повышение самооценки 31-60% участников проекта

+3 – повышение самооценки ˃61% участников проекта.

Динамика индивидуальных психологических характеристик по результатам социально-психологических исследований;

0 – отсутствие изменений индивидуальных характеристик

+1 – положительная динамика у <30% участников

+2 – положительная динамика 31-60% участников проекта

+3 – положительная динамика у ˃61% участников проекта.

Личные социальные достижения учащихся

+1 – за каждое личное достижение на городском уровне и выше

Уровень организаторских навыков и умений детей с определением творческого потенциала каждого ребенка-участника проекта

Количественный рост членов органов ученического самоуправления;

+1 – стабильное число участников детских объединений

+2 - увеличение числа участников на 5%

+3 – увеличение числа участников на 10%

Успешная реализация курса «Лидер»

+1 – 10-15 человек, охваченных курсом

+2 – 16- 25 человек, охваченных курсом

+3 – свыше 26 человек, охваченных курсом

Личностный рост участников проекта;

0 – отсутствие изменений индивидуальных характеристик

+1 – положительная динамика у <30% участников

+2 – положительная динамика 30-60% участников проекта

+3 – положительная динамика у ˃61% участников проекта.

Увеличение количества участников детских объединений;

+1 – стабильное число участников детских объединений

+2 - увеличение числа участников на 5%

+3 – увеличение числа участников на 10%

Наличие системы взаимоотношений с различными институтами гражданского общества

Рост числа волонтеров школьного волонтерского отряда «Твори добро»

+1 – стабильное число участников

+2 - увеличение числа участников на 5%

+3 – увеличение числа участников на 10%

Традиционные совместные акции отряда волонтеров, ШОО с организациями социума.

+1 – 1-3 мероприятия с участием партнеров

+2 – 4-6 мероприятий с участием партнеров

+3 – 7-9 мероприятий с участием партнеров

Увеличение количества социальных партнеров.

+1 – стабильное число партнеров

+2 - увеличение числа участников на 5%

+3 – увеличение числа участников на 10%

Объединение усилий педагогических работников, учеников, родителей и детей, находящихся на длительном лечении, и работников РНЦ и ВТО им. академика Г. А. Илизарова для эффективной организации совместных мероприятий

Разработанный план взаимодействия для организации досуга детей в РНЦ и ВТО им. академика Г. А. Илизарова

0 – отсутствие совместного плана

+1 – наличие плана взаимодействия

Сформированность социальной компетенции

Количественный и качественный рост мастер-классов по обучению волонтеров по взаимодействию с детьми – инвалидами;

+1 – 10-15 человек, посетивших час волонтера

+2 – 16- 25 человек, посетивших час волонтера

+3 – свыше 26 человек, посетивших час волонтера

Умение описывать социальный проект;

+1 – 10-15 человек, охваченных курсом «Социальное проектирование»

+2 – 16- 25 человек, охваченных курсом

+3 – свыше 26 человек, охваченных курсом

Рост количества детей, находящихся на длительном лечении, участвующих в реализации проекта.

+1 – 10-15 человек, охваченных мероприятиями

+2 – 16- 25 человек, охваченных мероприятиями

+3 – свыше 26 человек, охваченных мероприятиями

Уровень осведомленности участников проекта о ходе его реализации

Информированность участников проекта, локального социума (% слышавших о реализации проекта)

+1 – <50%

+2 – 50-84%

+3 – 85-100%

Привлечение СМИ к освещению результатов работы проекта.

+1 – за каждое упоминание проекта в СМИ

Включение результатов реализации проекта в ежегодный публичный отчет школы.

+1 – отчет о реализации проекта перед родительской общественностью


Наглядно динамика изменения показателей реализации проекта представлена в таблице 2.

Повысить число участников волонтерского отряда позволило освещение проекта и деятельности волонтерского отряда на классных часах и в группе школы в социальной сети «В контакте», а также школьный конкурс «Самый активный класс», одним из критериев которого было организация и проведение мероприятий для других по собственной инициативе.

Подготовка волонтеров к проведению мероприятий проекта осуществлялось через обучение в городской школе волонтеров «Добро+». Внутри школы реализуются программы внеурочной деятельности «Социальное проектирование» и «Равный среди равных».

Таблица 2

Оценка эффективности проекта по годам реализации проекта

Критерий

Показатель

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Создание условий для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности по средствам организации совместной деятельности в рамках мероприятий

Самооценка детей и подростков;

0

1

2

3

Динамика индивидуальных психологических характеристик по результатам социально-психологических исследований;

0

1

1

2

Личные социальные достижения учащихся

0

1

1

2

Уровень организаторских навыков и умений детей с определением творческого потенциала каждого ребенка-участника проекта

Количественный рост членов органов ученического самоуправления;

1

1

1

1

Успешная реализация курса «Лидер»

1

1

1

2

Личностный рост участников проекта;

0

1

1

2

Увеличение количества участников детских объединений;

1

1

2

1

Наличие системы взаимоотношений с различными институтами гражданского общества

Рост числа волонтеров школьного волонтерского отряда «Твори добро»

1

1

2

1

Традиционные совместные акции отряда волонтеров, ШОО с организациями социума.

1

1

2

2

Увеличение количества социальных партнеров.

1

1

1

1

Объединение усилий педагогических работников, учеников, родителей и детей, находящихся на длительном лечении, и работников РНЦ и ВТО им. академика Г. А. Илизарова для эффективной организации совместных мероприятий

Разработанный план взаимодействия для организации досуга детей в РНЦ и ВТО им. академика Г. А. Илизарова

1

1

1

1

Сформированность социальной компетенции

Количественный и качественный рост мастер-классов по обучению волонтеров по взаимодействию с детьми – инвалидами;

1

2

2

3

Умение описывать социальный проект;

1

1

2

2

Рост количества детей, находящихся на длительном лечении, участвующих в реализации проекта.

1

2

3

3

Уровень осведомленности участников проекта о ходе его реализации

Информированность участников проекта, локального социума (% слышавших о реализации проекта)

1

2

2

3

Привлечение СМИ к освещению результатов работы проекта.

1

1

1

1

Включение результатов реализации проекта в ежегодный публичный отчет школы.

1

1

1

2



13

20

26

32


Таким образом, проект можно считать успешным, он может быть использован в качестве эффективного средства воспитания социальной активности школьников.


Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - Дата обращения 27.10.2019

2. Бережная И. Ф., Зыкова А. О. Содержание категории «Социальная активность» в психологии и педагогике // Вестник ВГТУ. 2012. №10-2. С. 171-176

3. Хаджиалиев К.И., Айгубов Л.С. Роль волонтерской деятельности в воспитании социальной активности молодежи // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2015. №3 (32). С. 69-75

8



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации