Выступление «Воспитание экологической культуры школьника через проектно-исследовательскую деятельность»

1
0
Материал опубликован 28 April 2018 в группе

Воспитание экологической культуры школьника через проектно-исследовательскую деятельность

В последнее время слово «экология» приобрело особую популярность. Как образно заметил эколог Н. Ф. Реймерс, «экология, долго ютившаяся где-то на задворках биологии, вдруг сделалась королевой научного бала». Действительно, сегодня только ленивый не говорит о проблемах экологии, очень часто не осознавая до конца глубины экологических проблем. Ведь экология - это, прежде всего наука, а не загрязнение среды, как считают многие обыватели.

Предмет “Английский язык” играет немаловажную роль в данном процессе. Его изучение помогает сформировать у школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка.


 

По УМК «Английский в фокусе» Ваулина Ю. Е. Дудли Дж.

В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники и производства стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы, и этому нужно учиться.

 

Экологическое образование в школе реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у школьников экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы отбора экологического материала. Принцип научности требует, чтобы вопросы экологии включались в содержание учебного предмета без искажения.

Целью экологизации на уроках английского языка является формирование у детей экологического сознания, действенного отношения к природе и воспитание экологической культуры.


 

Экологическое воспитание школьников – это духовно-нравственное воспитание, в основе которого лежит формирование ответственного и гуманного отношения к окружающему миру, активная деятельность по изучению и охране природы своего региона,  защите и возобновлению природных богатств.

 С юного возраста в детях необходимо  целенаправленно воспитывать  экологически культурную личность, соблюдающую нормы поведения в природе и в быту.

 В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.

 Обобщение этих разделов с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на эту тему, а также собственных разработок позволило   выстроить последовательную  систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.

 

Начальная школа.

Во 2-3 классе, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности  школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения.

Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.

В 4-м классе говорим о национальных парках, заповедниках, охраняемых международным Фондом дикой природы. В том числе читаем про Бизонник рядом с Рязанью.

В 5-м классе ученики изучают тему «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над этой темой предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека,  красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных,  организациями, занимающимися этой проблемой. Также читаем рассказ о камчатском медведе. Цель проекта – ознакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе.

В 6 классе дети рассматривают проект об уборке мусора по- соседству, вокруг местаа, где мы живем, говорим о наличии мусорных баков, как часто их убираю, качестве уборки. Рассматриваем опыт англоговорящих стран и сравниваем с положением в России.

Если раньше мы рассматривали небольшие темы, то в 7 классе проблемам экологии посвящен целый модуль. Здесь мы рассматриваем загрязнения окружающей среды: кислотные дожди, выбросы, отходы производства, электростанции, токсические выбросы, загрязнения воды и почвы. Рассматриваем виды помощи и выходы из этой ситуации. Также ученики изучают  международный  опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций. ECO – helpers.

     В 8-м классе ученики работают над проектом «Глобальное потепление» (Global Warming)  и его составной частью – исследованием «Машины и дороги в» (Cars and Roads ). В этом проекте  учащиеся, привлекая знания по биологии и химии, изучают влияние выхлопных газов на здоровье людей, говорим об экологических видах транспорта, а также планируют мероприятия по снижению загрязнения воздуха, включая более разумное планирование дорог и зеленых зон.

Начиная с 8 класса в каждом модуле появляется вставкаGoing Green, где рассматриваются разные экологические проблемы, т.е. в течение года мы 6-7 раз касаемся экологических тем

В 9 классе курс, направленный на изучение  катаклизмов, природного и антропогенного характера и их последствий, а также отдельных социальных проблем глобального характера, который называется «Глобальные проблемы».

Также в 9 классе рассматриваем плюсы и минусы жизни в городе и в деревне, а также говорим об опасности угрожающей животным, проживающих близь городов, это такие животные как белки, зайцы, змеи, тритоны, ежи и совы. Рассматриваем опыт англоговорящих стран

    В 10 классе говорим про «Зеленых» в Соединенном Королевстве (Green in the UK).

 Учащиеся знакомятся с экологическими традициями  Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся, о разделении мусора, о гостиницах для животных, колокольчиках на шеях у кошек, и так далее. Также говорим о важности и способах переработки отходов.

В 11 классе мы говорим о всемирном океане. Мы рассматриваем токсичные выбросы, а также шум производимый при бурении и при навигации кораблей, в следствии чего наносится вред всем обитателям океана.

В примерной программе по иностранному языку для 5 - 9 классов ФГОС ООО проектная и исследовательская формы учебной деятельности определены как ведущие. Разработчики Примерной программы считают их механизмом развития познавательных исследовательских универсальных учебных действий: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Следовательно, требуется тщательная подготовка к уроку со стороны учителя. Необходимо применение таких разнообразных форм и методов работы в урочное и внеурочное время, как ИКТ на уроках иностранного языка, метод проектов, игровой метод, подбор краеведческого материала и др.

 

Учитесь поведению в природе,
В любом местечке, при любой  погоде,
Звучало гордо, чтоб вовек
Простое слово Человек!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации