Выступление «Воспитание экологической культуры школьника через проектно-исследовательскую деятельность»
Воспитание экологической культуры школьника через проектно-исследовательскую деятельность
В последнее время слово «экология» приобрело особую популярность. Как образно заметил эколог Н. Ф. Реймерс, «экология, долго ютившаяся где-то на задворках биологии, вдруг сделалась королевой научного бала». Действительно, сегодня только ленивый не говорит о проблемах экологии, очень часто не осознавая до конца глубины экологических проблем. Ведь экология - это, прежде всего наука, а не загрязнение среды, как считают многие обыватели.
Предмет “Английский язык” играет немаловажную роль в данном процессе. Его изучение помогает сформировать у школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка.
По УМК «Английский в фокусе» Ваулина Ю. Е. Дудли Дж.
В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники и производства стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы, и этому нужно учиться.
Экологическое образование в школе реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у школьников экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы отбора экологического материала. Принцип научности требует, чтобы вопросы экологии включались в содержание учебного предмета без искажения.
Целью экологизации на уроках английского языка является формирование у детей экологического сознания, действенного отношения к природе и воспитание экологической культуры.
Экологическое воспитание школьников – это духовно-нравственное воспитание, в основе которого лежит формирование ответственного и гуманного отношения к окружающему миру, активная деятельность по изучению и охране природы своего региона, защите и возобновлению природных богатств.
С юного возраста в детях необходимо целенаправленно воспитывать экологически культурную личность, соблюдающую нормы поведения в природе и в быту.
В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.
Обобщение этих разделов с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на эту тему, а также собственных разработок позволило выстроить последовательную систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.
Начальная школа.
Во 2-3 классе, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения.
Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.
В 4-м классе говорим о национальных парках, заповедниках, охраняемых международным Фондом дикой природы. В том числе читаем про Бизонник рядом с Рязанью.
В 5-м классе ученики изучают тему «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над этой темой предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека, красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных, организациями, занимающимися этой проблемой. Также читаем рассказ о камчатском медведе. Цель проекта – ознакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе.
В 6 классе дети рассматривают проект об уборке мусора по- соседству, вокруг местаа, где мы живем, говорим о наличии мусорных баков, как часто их убираю, качестве уборки. Рассматриваем опыт англоговорящих стран и сравниваем с положением в России.
Если раньше мы рассматривали небольшие темы, то в 7 классе проблемам экологии посвящен целый модуль. Здесь мы рассматриваем загрязнения окружающей среды: кислотные дожди, выбросы, отходы производства, электростанции, токсические выбросы, загрязнения воды и почвы. Рассматриваем виды помощи и выходы из этой ситуации. Также ученики изучают международный опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций. ECO – helpers.
В 8-м классе ученики работают над проектом «Глобальное потепление» (Global Warming) и его составной частью – исследованием «Машины и дороги в» (Cars and Roads ). В этом проекте учащиеся, привлекая знания по биологии и химии, изучают влияние выхлопных газов на здоровье людей, говорим об экологических видах транспорта, а также планируют мероприятия по снижению загрязнения воздуха, включая более разумное планирование дорог и зеленых зон.
Начиная с 8 класса в каждом модуле появляется вставкаGoing Green, где рассматриваются разные экологические проблемы, т.е. в течение года мы 6-7 раз касаемся экологических тем
В 9 классе курс, направленный на изучение катаклизмов, природного и антропогенного характера и их последствий, а также отдельных социальных проблем глобального характера, который называется «Глобальные проблемы».
Также в 9 классе рассматриваем плюсы и минусы жизни в городе и в деревне, а также говорим об опасности угрожающей животным, проживающих близь городов, это такие животные как белки, зайцы, змеи, тритоны, ежи и совы. Рассматриваем опыт англоговорящих стран
В 10 классе говорим про «Зеленых» в Соединенном Королевстве (Green in the UK).
Учащиеся знакомятся с экологическими традициями Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся, о разделении мусора, о гостиницах для животных, колокольчиках на шеях у кошек, и так далее. Также говорим о важности и способах переработки отходов.
В 11 классе мы говорим о всемирном океане. Мы рассматриваем токсичные выбросы, а также шум производимый при бурении и при навигации кораблей, в следствии чего наносится вред всем обитателям океана.
В примерной программе по иностранному языку для 5 - 9 классов ФГОС ООО проектная и исследовательская формы учебной деятельности определены как ведущие. Разработчики Примерной программы считают их механизмом развития познавательных исследовательских универсальных учебных действий: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Следовательно, требуется тщательная подготовка к уроку со стороны учителя. Необходимо применение таких разнообразных форм и методов работы в урочное и внеурочное время, как ИКТ на уроках иностранного языка, метод проектов, игровой метод, подбор краеведческого материала и др.
Учитесь поведению в природе,
В любом местечке, при любой погоде,
Звучало гордо, чтоб вовек
Простое слово Человек!