Статья «Воспитание нравственных качеств личности школьников на уроках социальной практики»

1
0
Материал опубликован 20 August 2019

Воспитание нравственных качеств личности школьников
на уроках социальной практики

О.Ю.Смирнова

ГБОУ гимназия №177
Красногвардейского района


 

Каждое новое поколение ставит новые вызовы предыдущему. Новая жизнь, новая мода, новые технологии, видимо и методики обучения должны быть новыми. Но возможно ли в новом мире использовать старые учебники или они безнадёжно устарели? Возможно ли на старых примерах воспитать нового современного молодого человека без ущерба для его интеграции в современное постоянно развивающееся общество?

Одним из таких инструментов воздействия на молодые умы может стать учебное пособие по обществознанию для 6-7 классов основной общеобразовательной школы «Обществознание. Социальная практика» Наталии Ильиничны Элиасберг этико-правового курса общеобразовательной школы1. Пособие увидело свет в 2006 году как составляющая целостной системы гражданско-правового образования школьников, за разработку которой в 2000-м году Наталии Ильиничне была присуждена Государственная премия Правительства РФ в области образования. Создавая данный курс, Наталия Ильинична придавала особое значение воспитанию нравственных качеств личности у детей школьного возраста. Духовные ценности не могут быть приобретены иным путём, кроме как своим жизненным опытом и духовным трудом по их овладению. Именно гуманистические нравственные ориентиры школьников, если они сложились на I-м (1-4 класс) и II-м (5-7 класс) этапах системы правового образования, должны стать фундаментом для формирования у учащихся в процессе правового образования на III-м этапе (8-9 класс) социально полезных оценок правовых явлений, формирования у них позитивных правовых чувств и установок. Курс 5-7 класса носит воспитательный характер и ориентирован на формирование гуманистических нравственных ориентиров школьников, что должно способствовать решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников младшего подросткового возраста.

Содержание пособия «Социальная практика» направлено становлению школьника как личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважающей жизнь, свободу и достоинство других людей, законопослушной и ответственной. Благодаря тщательно подобранным методикам к каждой теме, нравственные ценностные ориентиры формируются не столько путём передачи знаний, сколько через переживания и опыт специально организованной деятельности. При работе с пособием, ведущая роль отведена практической работе, оставляя даже теоретической составляющей поле для деятельности учеников.

Курс «Социальная практика» носит деятельностный характер, больше половины содержания учебного пособия посвящено организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Уроки социальной практики по каждой теме и модулю проводятся по оптимально логической структуре: диагностика и введение в проблему; информирование и погружение в проблему; обратная связь – диалоги, дискуссии, анализ ситуации и практикум (работа с документами, отрывками художественных произведений); итоговые игры. Творческий, познавательный и воспитательный характер носят и домашние задания: устные мини-рассказы и сочинения-эссе, рисунки, стихи наизусть и собственного сочинения.

На занятиях ученики знакомятся с отрывками законодательных актов, художественных произведений и биографий, которые представлены для совместного обсуждения определённой проблемы и выводов, обращённых к личному социальному опыту ребят. Представлены игровые ситуации, помогающие под контролем учителя безопасно прожить на уроке ситуацию близкую к реальной жизни, ориентированные на обогащение собственного опыта учеников как личности и гражданина.

Например, ролевая игра «Люди или животные»2, цель которой – осмыслить главное отличие человека от животного. Учащиеся выступают в роли экспертов: антропологов, этнографов, религиоведов, психологов, уполномоченных по правам человека. Осмыслив отрывки текста из книги французского писателя Веркора, учащиеся приходят к выводу о том, что «тропи», при всех отличиях от обычных людей, тоже были людьми.

Данное пособие рассчитано как на урочные, так и внеурочные занятия по рекомендуемой автором программе, самостоятельно регулируемой учителем, в соответствии с поставленными им целями. Но не любой готовый текст хрестоматии можно использовать без предварительной подготовки – ценности вечные, а отношения к ним переменные. Произведение Бориса Васильева «Великолепная шестёрка»3 несмотря на всю пронзительность содержания, трудно для восприятия современному ребёнку в силу изменившейся социально-политической системы: пионеры, колхозы, странные отношения персонажей. Выходящая за пределы допустимого в 60-70 года ситуация, описанная в очерке Евгения Богарта «Урок»4 сегодня звучит обыденно и выглядит как пособие по свершению подобных действий.

В книге много материала для обсуждения тем по гражданским правам и любви к Родине, про доброе отношение к человеку и животному, о правилах приличия, смысле жизни и социальных нормах, поэтому пособием могут пользоваться классные руководители при проведении классных часов. Учителя ОДНКНР могут использовать готовые подборки документов или отрывки художественных произведений для расширения кругозора учеников при изучении совпадающих тем учебника. Для учителя обществознания это прекрасный сборник для работы с текстами документов по теме «Права и обязанности граждан»5.

В рамках ориентации образования на усвоение учениками конкретных единиц информации для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, в сочетании с формированием предметных умений и метапредметных компетенций, курс «Социальная практика» стал более актуален, в лучших русских традициях, направленный на воспитание молодого достойного человека и гражданина своей страны.


 

1 Обществознание: социальная практика : учебное пособие по обществознанию для 6 - 7 классов / Н. И. Элиасберг. - Санкт-Петербург : Союз, 2006. - 456 с.

2 Там же, стр.91

3 Там же, стр.38

4 Там же, стр.230

5 Там же, стр.353

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.