Воспитательная концепция «Мы — родственники по детству»
Моя воспитательная концепция:
«Мы - родственники по детству».
«Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый
результат воспитания выражается в том, что
человек стал думать о самом себе. Задумался
над вопросом: что во мне хорошего и что плохого?»
В.А.Сухомлинский.
Воспитательная концепция школы «Системное построение процесса воспитания» основана на концепции В.А. Караковского. Воспитательная концепция класса «Мы – родственники по детству» основана на концепции В.П.Сазонова «Воспитание на основе потребностей человека» и Г.К.Селевко «Самовоспитание школьников».
Воспитательная цель школы: «Формирование социально активной личности сочетающей в себе нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру». Моя воспитательная цель, как классного руководителя: «Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного саморазвития, самоопределения, самореализации каждого ребенка, с учетом имеющегося у него жизненного опыта и собственных интересов.
- Мама, ты меня любишь?
- Когда ты хороший мальчик – люблю, а когда не хороший – не люблю.
Вздохнул.
- А я тебя всегда люблю.
Защемило немножко в сердце?... Писатель Вересаев записал этот разговор много лет назад. Но разве что-нибудь за это время изменилось?
Мы ищем чудес, чтобы подняться над повседневной обыденной жизнью, которая иногда нас удручает своим несовершенством. Уходим с помощью книг, очередных сериалов в параллельные миры. А чудо рядом – это наши дети! Эти дети наших детей, соседей, знакомых. Каждый встреченный нами малыш.
Достойным, порядочным человеком надо быть всегда, при любых обстоятельствах, но и быть профессионально успешным необходимо, то есть во многом состояться как личность, быть нужным, угодным себе и окружающим.
Прежде всего, я думаю, классный руководитель должен уметь сопереживать своему ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его «победам» и «поражениям». Ведь в школе он становится для ребенка самым близким ему взрослым человеком, которому ребенок может подойти в любое время и попросить помощи или совета.
Во все времена одной из острейших проблем общения учителя с учеником была мера власти наставника. По словам Василия Александровича Сухомлинского, это тонкий и нежный инструмент. Бесспорно, весьма необходимый, но и небезопасный. Все зависит от того, как им пользоваться, с какими побуждениями. Я считаю, власть над детьми – одно из труднейших испытаний для учителя и один из главных признаков педагогической и общей культуры личности.
Из своего опыта работы я знаю, что дети могут простить горячность, резкость характера, даже взбалмошность. Они не прощают только одного – несправедливость, предвзятость, лицемерие. Встретила у Сухомлинского: «…если вы хотите войти в чудесный дворец – детство с его особыми законами, усвойте, прежде всего, ту истину, что у ребенка никогда не бывает желания нарочно чинить зло!» Как это справедливо. Помните блестящие строки в «Евгении Онегине»: «Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю…». Доверие детей беззащитно вдвойне. Никогда я не должна забывать об этом, моя профессиональная честь тому порукой.
Я придерживаюсь мнения, что человек – саморазвивающееся, самоопределяющееся, саморегулирующееся существо. Внешний мир дает организму человека лишь побуждение и материал для деятельности, но сама деятельность только его собственная. И все, что есть в душе, есть результат ее самодеятельности (саморазвития, самоопределения, саморегуляции). Человек – субъект самого себя, хозяин собственной судьбы. Ребенок развивает, воспитывает, строит себя сам и достигает ровно того, на что достает его собственных сил и своевременной помощи извне. Собственно, в этой помощи, я полагаю, и заключается моя работа, как классного руководителя и классного коллектива, с одной стороны и с другой – помощь и поддержка самых близких для ребенка людей – родителей. И то если, мы окажемся рядом в нужный и необходимый для ребенка момент, и если, как это не грустно и парадоксально не прозвучит, хватит ума и сердца для этой помощи и поддержки.
Смею предположить, что коль скоро ребенок создает себя сам, то, очевидно, следует задуматься и искать в нем внутренний движитель, источник его самоактуализации.
Итак, каковы источники самоизменения, самодвижения? Каковы же они, главные потребности человека, которые лежат в основе мотивов поведения, образуют своеобразную внутреннюю программу саморазвития, помогают стать личностью?
Изучив доступные мне работы, труды ученых, я попыталась выделить личностнообразующие потребности ребенка:
важнейшее условие жизни всего живого – защищенность, безопасность (в любом возрасте: в младенческой колыбели, в песочнице детского сада, за школьной партой, среди юношеских грез – растущий человек нуждается в атмосфере тепла, понимания, сочувствия, эмоционального единства с окружающими, что рождает в душе ощущение психологической внутренней свободы, комфорта, чувство гармонии).
потребность в уважении, в признании, в социальном статусе (объективное основание этому – уникальность, неповторимость человека. Из отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства, образ себя. Потребность в признании – движущая сила социализации человека. Нужно помочь ребенку научиться завоевывать авторитет, утверждать себя в формах общественно - приемлемого поведения. Я считаю, очень важным аспектом своей воспитательной работы – воспитание воли и характера ребенка. Ведь слабовольного человека не спасут ни обширные знания, ни благородные идеи, цели).
самореализация – это творческая, преобразующая деятельность человека (способность к самореализации – вершина развития человека, важнейший признак личности).
потребность в здоровье – продолжение биологической потребности «быть», существовать (быть здоровым – значит чувствовать себя защищенным, сильным, способным к саморазвитию, устремленным в будущее. Я считаю очень важной составляющей своей работы в качестве классного руководителя формирование у ребят умения вести здоровый образ жизни – культ здорового образа жизни).
«чаша радости», кроме долга, обязанностей, необходимости учиться, работать человек нуждается в радости, в положительных эмоциях, в предощущении счастья (жизнь ценна сама по себе. Способность жить полнокровно, находить радости, наслаждаться жизнью есть великое умение и приобретение человечества. Радоваться всегда – вовсе не значит пребывать в бессмысленной телячьей радости, заставляющей прыгать, скакать и бессознательно «дрыгать» ногами. Я веду речь о радости сердечной и мудрой, о радости от сознания Красоты Бытия, вдохновения труда, мира в мире).
И, на мой взгляд, задача классного руководителя, а также родителей (самых близких ребенку людей), классного коллектива – помочь ребенку реализовать эти его личностнообразующие потребности.
Моя воспитательная программа состоит из трех целевых подпрограмм: «Личность», «Коллектив», коллективное творческое дело «Юные Инспектора Движения». Воспитательный план мобилен, т.е. постоянно корректируется, дополняется, изменяется, ведь ребята меняются из-за дня в день, из четверти в четверть.
Целевая подпрограмма «Личность». Цель: личностный рост и социализация каждого ребенка. На первом месте здесь стоит зона индивидуальных интересов, на втором – зона взаимных интересов. Моя позиция, как классного руководителя: понимающе-помогающе-поддерживающая. Присоединиться, помочь, вовремя отойти в сторону, позволяя ребенку идти своим путем, не навязывать свой сценарий жизни. Мои моральные обязательства перед классом, перед каждым ребенком: Не обижать, не унижать, не оскорблять, стараться быть справедливым. Моя основа общения с каждым ребенком моего класса: искренний интерес к личности ребенка. Роль: помощник, защитник интересов и прав доверенного лица, носитель педагогической поддержки коллектива индивидуальностей.
Целевая подпрограмма «Коллектив». Цель: обеспечить рост каждой личности. На первом месте здесь стоит зона взаимных интересов, на втором – зона индивидуальных интересов. Для того чтобы осуществить цель подпрограммы «Коллектив» самое главное, я считаю, в коллективе должна царить благоприятная психологическая обстановка. Чтобы каждое утро, каждый ребенок моего класса с удовольствием приходил в свой класс и встречал там приветливые, доброжелательные лица. И конечно, цельность, общность, т.е. интегративность коллектива играет не мало важную роль. Интеллектуальный фон жизни коллектива, т.е. интеллект каждого ребенка, находящегося в коллективе играет очень большую роль для того, чтобы «начала сиять каждая личность», произошла самореализация каждого в формах жизнедеятельности коллектива. Результат работы коллектива: начинает «сиять каждая личность», происходит самореализация каждого в формах жизнедеятельности коллектива.
Мой личный контракт-обязательство перед коллективом индивидуальностей:
1. поощрение высказываний, декларация ценности любого мнения;
авансирование достоинства ребенка на фоне доброжелательного отношения;
создание ситуации лидерства для каждого ребенка;
показывать востребованность, значимость каждого ребенка в коллективе;
создание условий, в которых каждому ребенку станут очевидны его лучшие человеческие качества, подтверждение чему он сможет находить среди коллектива, среди других людей
Контракт-обязательство каждого ребенка перед классом - «Знаю, принимаю, поступаю»:
каждый имеет право голоса, умеет слушать других;
отстаивая свою позицию, не позволяй оскорблять других;
уважение к силам и возможностям каждого;
уважение индивидуальной позиции;
взаимопомощь, взаимоподдержка;
знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что надо и что полезно, а не то, что вздумается;
мои успехи и неудачи в делах зависят, прежде всего, от меня самого
Личный контракт-обязательство каждого ребенка перед самим собой:
я способен добиваться целей;
я хочу расти и развиваться, поэтому стремлюсь к новым изменениям, чтобы обогатить свою жизнь и радоваться;
я уважаю окружающих меня людей, они помогают мне жить;
я люблю себя не больше , но и не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек – единственный в своем роде, другого такого на Земле нет;
я уважаю свое и чужое время;
я позволяю себе быть таким, какой я есть и несу полную ответственность за то, чтобы полностью реализовать свои возможности;
я не жду, что, кто-то вернет мне самоуважение – только я сам могу с этим справиться;
я разрешаю себе радоваться и получать удовольствия;
я счастлив настолько, насколько полон решимости быть счастливым;
я уделяю внимание саморазвитию;
я займусь нравственным самоусовершенствованием: сделаю что-то хорошее конкретному человеку, полезное для него;
я буду ко всем доброжелательным, щедрым на похвалу и комплименты;
я беру на себя обязательство сделать все, что в моих силах, чтобы выполнить условия этого контракта. Я оставляю за собой право пересматривать и изменять формулировки утверждений, совершенствуя их.
Целевая подпрограмма проект «ЮИД». Цель: формирование потребности в охране и здоровье, обеспечение защиты прав здоровья жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства. Проект «ЮИД» мы с классом защитили на совете школы в середине ноября 2007 г. Разработали положение, устав и план мероприятий.
В идеале, наверное, классный руководитель должен быть освобожденным, то есть заниматься только делами, заботами и интересами своего класса. Но это, во – первых, не реально чисто из материальных соображений, ведь оплата труда классного руководителя очень мала, ее просто не хватит для нормального существования и, во-вторых, мне кажется, ребята не будут серьезно воспринимать такого освобожденного классного руководителя, ведь мы прислушиваемся, наконец, подражаем тому человеку, который что-то знает больше нас и умеет делать что-то лучше нас.
Результат воспитательной концепции «Мы – родственники по детству»: активная и свободная личность, способная самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовая к творческой деятельности, заботящаяся о своем здоровье, психическом равновесии, с развитым чувством собственного достоинства, способная сочувствовать как людям вообще, так и конкретным людям, среди которых живет.