Моя педагогическая концепция – «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей».
Творчество – это самореализация, удовольствие самовыражения, мощный всплеск фантазии и эмоций, отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Согласно ФГОС – художественно – эстетическое направление является одним из приоритетных.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка и рисование нетрадиционными способами .
«Истоки способностей и дарований детей-
на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова. Е.И. Исенина, Л. В. Антакова – Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.
Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей помогает :
1. Совершенствовать движения рук, развивать психические процессы:
*логическое мышление;
*произвольное внимание;
*зрительное и слуховое восприятие;
*развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
*развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
*умение действовать словесным инструкциям , соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданием, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
*память, речь детей.
2. Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; умение выполнять коллективную композицию , согласовывать свои действия со сверстниками. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом, развитие творческой деятельности.
3.Развитию у детей художественно-творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и биокерамики. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Цель концепции: Развивать у детей художественно-творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования и тестопластики. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации. Способствовать развитию мелкой моторики детей , умственных и мыслительных процессов.
Принципы концепции:
* принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
* принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
* принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; *принцип развивающего характера художественного образования;
* принцип природосообразности : постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
*принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
* принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
* принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
* принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
* принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
* принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
* принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
* принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
* принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90% оригинальных ответов, в семилетнем- 20%, а взрослые – лишь 2%.
Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.
Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Изобразительная деятельность и лепка- это виды художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками изображения и лепки доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры и лепят, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Чему нужно научиться, чтобы творить?
*научиться удивляться всему, будто видишь всё в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что всё есть чудо.
*нужно научиться видеть, слышать, ощущать так, как мать ощущает своего ребёнка. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами. Источник художественного творчества- память.
*Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные вещи в одно удивительное целое).
Этих трёх даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует ещё научиться:
*Владеть техникой творчества .
*Создавать «законченную вещь», то есть произведение.
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
Н.А.Бернштейн
В дальнейшем планирую :
Продолжить знакомить детей с нетрадиционными технологиями в художественной деятельности .
Заниматься самообразованием, следить за появлением новшеств в метод.литературе и интернет-ресурсах.
Вести целенаправленную работу с родителями по вопросам развития у детей художественно-творческих способностей.
Систематизировать свои наблюдения за динамикой развития воспитанников.
Проводить отчёт в виде выставок, презентаций и фотоотчётов.