Программа воспитания « Ступени в большой мир»
Учителя, которым дети обязаны воспитанием,
почтеннее, чем родители:
одни нам дарят только жизнь,
а другие – добрую жизнь.
Аристотель
Концепция программы
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Я долго шла к написанию данной программы, так как за плечами немалый опыт классного руководства, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”.
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Цель: создание условий для формирования духовно развитой, нравственно и физически здоровой личности, подготовленной к самостоятельной жизни, умеющий адаптироваться в современном мире, способной найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Программа решает следующие воспитательные задачи:
Направить воспитательную работу на содействие учащимся в:
-
усвоении и принятии общечеловеческих ценностей;
вхождении их в мир высокой культуры;
осознании себя гражданами правового демократического государства.
2. Способствовать интеллектуальному развитию школьников и формированию у них умений, необходимых для самообразования, овладения творческими методами познания через рациональное сочетание урочной и внеурочной учебной деятельности.
3. Создать условия для самореализации учащихся, освоения ими навыков творческой деятельности путем организации активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива.
4. Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы сотрудничества путем организации индивидуальных, групповых и коллективных форм творческой деятельности, поддержки «ситуаций успеха» для учеников и педагогов.
В основе воспитательной работы заложены принципы:
Принцип гуманизма / принятие детей такими, какие они есть, опора на хорошее в ребенке, добровольное решение ребенка в выборе видов деятельности/ ;
Принцип демократизма / свобода выбора и самоопределения, соуправление в совместной деятельности/;
Принцип толерантности/ терпимости к чужим недостатком, принятие детей разной национальности и с разными традициями/;
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
Программа воспитания: "Ступени в большой мир"
DOC / 144 Кб
Приоритетные направления работы:
здоровье
Досуг
Нравственность
Направления работы
Профессиональный выбор
Работа с родителями
Механизм реализации проекта
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 8 – 11 классов.
Формы работы:
Диспуты, дискуссии
Коллективное творческое дело
( КТД)
Экскурсии, походы
Беседы
Конкурсы, викторины
Спортивные соревнования, турпоходы
Встречи, круглый стол
Формы работы
Праздники
Профилактика работы «трудными»
игры
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами
Классный
руководитель
Психолог
Администрация школы
Библиотекарь
ИДН, КДН КДН
Учителя
предметники
Фельдшер, врачи ЦРБ
Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя вне школы
Коллектив класса и
Классный руководитель
Дом детского творчества
Краеведческий музей поселка
Детские общественные организации
Библиотеки, учебные заведения, образовательные
учреждения
Центр занятости
РЦКД, патриотический клуб «Невского»
Спортивный комплекс в д. Малая Кильмезь
«ЗДОРОВЬЕ»
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Цель: создание условий для физического, психического и нравственного развития учащихся и формирование ценностей здорового образа жизни.
Задачи:
приобщение детей к здоровому образу жизни;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
знакомство учащихся опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
формирование у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Ожидаемые результаты:
Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.
100%-ное участие учащихся в днях здоровья.
Увеличение процента занятости учащихся в летний период.
Система работы по профилактике ЗОЖ.
Повышение уровня воспитанности школьников.
Классы |
Основные мероприятия |
Форма проведения |
8-9 класс |
Запись в спортивные секции в школе и в спорт комплексе д. Малая Кильмезь; Охват всех учащихся горячим питанием; Профилактический осмотр всех учащихся; Участие на дни здоровье; Участие в спартакиаде школьников; «Тропинка, ведущая к бездне» ( токсикомания); «В здоровом теле – здоровый дух» ; «Твое здоровье в твоих руках»; «Пивной фронт, за кем победа?» ; «Похититель рассудка – алкоголь»; «Организация свободного времени»; Встреча с педиатром ЦРБ Сайфуллиной.Г.Г ; Оформление буклета: « Курить в 21веке это модно или что вы знаете о табаке?»; «Дорого, транспорт, пешеход» ; «Магия личного обаяния»; «Как питаешься, так и улыбаешься»
|
Спортивные соревнования Беседа Тренинг Дискуссия Беседа Круглый стол Беседа Беседа Круглый стол Оформление буклета Беседа Беседа с девочками Беседа |
10-11 класс |
Запись в спортивные секции в школе и в спорт комплексе д. Малая Кильмезь; Охват всех учащихся горячим питанием; Профилактический осмотр всех учащихся; Участие на дни здоровье; Участие в спартакиаде школьников; Встреча с психиатром ЦРБ; «Здоров будешь – все добудешь»; «Мода модой, а здоровье?»; «Информирован – значит защищен»; «Психологическое здоровье»; Гигиена девушек; Гигиена юношей; Профилактика инфекционных и простудных заболеваний; Готовимся к семейной жизни; Анкета: «Асоциальные явления». Мониторинг здоровья. |
Спортивные конкурсы Встреча Беседа Дискуссия Диспут Беседа Беседа Круглый стол Беседа |
«Нравственность»
Нравственность – это разум сердца.
Генрих Гейне
Цель: воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и другим людям, понимания смысла человеческого существования;
Задачи:
Воспитание чувства долга и чести, дружбы и товарищества;
Воспитать потребности поступать в соответствии с нормами и правилами культуры поведения;
Формировать у учащихся готовность заниматься нравственным самовоспитанием;
Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
Классы |
Основные мероприятия |
Форма проведения |
8 – 9 класс |
«Нравственность – это разум сердца» «Дарите комплементы» «Мои нравственные ценности» «Летопись времен» «Быть человеком» «Добро и зло. Причины наших поступков» «Всему начало любовь…» «Друг в беде не бросит» «Конфликты и пути их разрешения» «Моя маленькая страна» |
Диспут Деловая игра Тренинг Устный журнал Беседа Дискуссия Диспут Беседа Беседа с психологом Мини проекты |
10 – 11 класс |
«Великие полководцы России»; « В чем счастье? В том, что я живу»; « О верности и долге»; « Азбука нравственности» ; «Преступление и наказание»; « Я в мире. Мир во мне» ; « День матери»; « У войны, не женское лицо»; « Люди, покуда сердца стучатся, помните»;
« Какие впечатления о школе я оставлю себе на память»; Вечер выпускников. |
Беседа Поздравление учителей ветеранов Беседа Беседа Диспут Дискуссия Праздник Встреча Митинг Диспут Вечер |
Ожидаемые результаты:
Усвоение учащимися нравственных понятий и норм поведения;
Умение строить вою жизнь по законам гармонии и красоты;
«Профессиональный выбор»
Цель: привитие навыков профессионального самоопределения учащихся за счет организации их деятельности, включающей получение знаний о мире труда и профессий и подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.
Задачи:
Сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
Сформировать у учащихся знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
Научить анализировать свои возможности, способности и формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
Подготовить к профессиональному самоопределению.
Классы |
Основные мероприятия |
Форма проведения |
8 – 9 класс |
« Выбор профессии – сложная и ответственная задача»; Карта интересов ; « Лидер»; « Твой путь к успеху»; Знакомство с профессией архивариуса; Встреча с выпускниками школы ( Нолинского техникума, Куменского лицея, Слободского колледжа, лесопромышленного колледжа г. Кирова ); Оформление стенда « На пороге профессии»; Знакомство с профессией налогого инспектора; Экскурсия в центральную аптеку; |
Беседа Тест психолога Деловая игра Диагностика Экскурсия Встреча Встреча экскурсия |
10 – 11 класс |
Мой выбор; « Профессии, которые выбирают нас, профессии которые выбираем мы»; « Изучение интересов и склонностей»; « Перспектива»;
Модифицированный тест Холланда; Встречи со специалистами поселка различных профессии; « Жизненное и профессиональное самоопределение»; « Защита выбранной профессии». |
Тренинг Беседа Диагностика Игра Тест Встреча Анкета Диспут |
Ожидаемые результаты:
Выявить уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;
Привитие навыков нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
100%-ное трудоустройство после окончания школы.
« Досуг»
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, ответственности и интереса к внеурочной деятельности учащихся.
Задачи:
Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
Использование творческих и активных форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
Классы |
Основные мероприятия |
Форма проведения |
8 -9 класс |
Запись в кружки в ДДТ, РЦКД, музыкальной школе, патриотический клуб « Невского»; « фруктовый коктейль»; Осенний бал; Новогодний вечер; Весенний калейдоскоп; А ну –ка девочки День юмора; Участие в предметных декадах; |
Викторина Праздник Вечер КВН Викторина Викторина |
10 – 11 класс |
Запись в кружки в ДДТ, РЦКД, музыкальной школе, патриотический клуб « Невского»; «Ярмарка идей»; Осенний бал; «Твое имя» Новогодний вечер; «Русский чай, всем чаям чай»; «Ее звали Татьяна»; Юмор в жизни человека; |
Собрание Праздник Викторина Вечер Презентация Конкурс КВН |
Ожидаемые результаты:
Воспитание творца прекрасного в досуговой деятельности;
« Работа с родителями»
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна
Цель: организация сотрудничества родителей и классного руководителя в формировании личности, создании благоприятной атмосферы общения.
Задачи:
Установить контакты общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
Формирование активной жизненной позиции, повышение воспитательного потенциала родителей;
Вооружение родителей необходимой для воспитания детей психолога – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Классы |
Основные мероприятия |
Форма проведения |
8-9 класс |
« Родители и школа: пути достижения воспитательного взаимодействия»; « Свободное время школьника; развитие творческих способностей детей во внеурочное время; « Возрастные и психологические особенности учащихся»; « Как сохранить физическое и психическое здоровье ребенка; « Склонности и интересы подростков в выборе профессии; « Профессиональное самоопределение подростков»; Встреча администрацией школы «Профильное образование»; Посещение квартир учащихся; |
Родительское собрание Встреча с психологом Встреча с педиатром Встреча с администрацией школы |
10-11 класс |
Взаимоотношения детей и родителей в семье; « Влияние вредных привычек на здоровье ребенка»; « Мое здоровье в режиме школьного дня»; « Гармония общения залог психического здоровья ребенка»; Учет склонностей детей в выборе будущей профессии; « Профессии, о которых мечтают наши дети»; Посещение квартир учащихся; «Вот и выросли наши дети». «Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам». |
Родительское собрание Встреча с педиатром Анкета Диспут Родительское собрание Встреча с психологам |
Ожидаемые результаты:
Созданы условия для уважительного отношения к правам ребенка;
Организовано сотрудничество родителей и педагогов в формировании личности;
Создана благоприятная атмосфера общения, нацеленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе « учитель – ученик – родитель»;
Традиционные школьные мероприятия:
День знаний;
День здоровья;
Осенний балл;
Концерт поздравление к дню учителя;
Новогодний бал;
Урок мужества;
«А ну – ка парни» ( праздник посвященный к дню защитника Отечества);
Смотр художественной деятельности;
Вахта памяти;
Последний звонок;
День дублера;
Предметные декады;
Спартакиада школьников;
Выпускной вечер;
Циклограмма работы классного руководителя:
Ежедневно:
Контроль посещаемости;
Контроль внешнего вида и сменной обуви;
Организация дежурства по классу;
Работа с классным журналом;
Питание учащихся;
Индивидуальная работа с учащимся;
Еженедельно:
Проведение классных часов;
Проверка дневников учащихся;
Контроль успеваемости;
Связь учителями – предметниками;
Индивидуальные беседы с детьми;
Ежемесячно:
Участие в общественных делах класса;
Встреча с родительским активом;
Встречи с библиотекарями;
Планирование и итоги работы;
В конце каждого триместра:
Подведение итогов триместра по успеваемости;
Оформление итогов триместра в журнале и дневниках;
Участие в семинаре классных руководителей;
Анализ выполнения плана работы за триместр, коррекция плана воспитательной работы на следующий триместр;
Проведение тематических родительских собраний;
В конце учебного года:
Проведение родительских собраний;
Оформление результатов по окончании года, сдача их в администрацию школы;
Составление анализа воспитательной работы за текущий учебный год;
Работа с документацией: заполнение личных дел, журнала, отчетов;
Анализ и составление плана работы класса.
/data/files/x1532062490.doc (Программа воспитания: "Ступени в большой мир")
Медведева Татьяна Петровна