Внеклассное мероприятие в формате воспитательного часа «Крещенские посиделки»

2
0
Материал опубликован 7 August

СПб ГКУЗ «Детский туберкулезный санаторий «Дружба»


 

Воспитательский час

«Крещенские посиделки»

t1723032285aa.png

Разработали и провели:

Воспитатель,

учитель

«Основы безопасности и защиты Родины»

Царёва Н.П.

 

 

 

Пушкин

2024

 

Цель: совершенствование духовной и нравственной культуры детей

Задачи:

расширить знания учащихся по истории русских народных праздников;

познакомить со святочными традициями и обычаями народа;

воспитывать уважение, интерес к прошлому и настоящему своего народа.

Оборудование и оформление:

мульти-медиа проектор;

микшерский пульт,

колонки;

свечи,

электрические гирлянды,

елка,

гирлянды из фольги,

снежинки из бумаги.

Гости входят под музыкальные клипы о Рождестве и Святках. (Слайд № 1 и 2)

Слайд № 3

Ведущая 1: Святки, святые вечера - так обыкновенно называются в России дни празднества, веселья и священного Рождества Христова.

В Европе Святки начинаются с 25 декабря и заканчиваются обыкновенно 6 января, а в России (по новому стилю) - 7 января по 19 января и продолжаются двенадцать дней.

Веселья, различные игры, развлечения не прекращались от кануна Рождества до самого Крещения, завершающего период зимних Святок. Наиболее любимыми из всех забав были, конечно же, гадания.

Ведущая 2: Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: её игры, песни, обиходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.

Ведущая 1: По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодёжью или детьми. «В Рязанской губернии ходят толпами под окнами просить пирогов. Впереди всех идет девица или парень, называемые Мехоносками; они то и несут кошель для пирожного сбора; они то и предводят толпу и распоряжаются дележом сбора».

Подобные обходы в течении Святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:

Ведущая 2: Коляда, коляда!

А бывает коляда Накануне Рождества.

Слайд № 4-12

Коляда пришла,

Рождество принесла.

(Ориенбургская губерния)

Если же ничего не подавали могли пропеть и такое:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа!

Или

На двор чертей, на огород червей!

Ведущая 1: А ВОТ ЕЩЕ:

Коляда, Моляда,

Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога –

Тому двор живота,

Ещё мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки –

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки –

Завалим окошки,

Кто не даст пирога –

Сведём корову за рога,

Кто не даст хлеба –

Уведём деда ,

Кто не даст ветчины –

Тем расколем чугуны!

Ведущая 2: А чтобы вам представить момент колядования, давайте посмотрим фрагмент из к/ф «Ночь перед Рождеством или вечера на хуторе близ Диканьки».

После шумного, весёлого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку – съедали всё , чем их одарили односельчане.

До сих пор у нас представление о святках связывается с посиделками. Посиделки , вечерки , бесёды устраивались ещё с Николина дня или Покрова, но приобретали праздничный характер с Рождества.

Но прежде чем войти в дом, молодежь возле него устраивала игрища и пляски

Ведущая 1: В Забайкалье, к примеру, на рождественские посиделки «девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья, иногда приносили их с собой в узелках и несколько раз переодевались. У русских в Забайкалье на святках проводилось восемь праздничных игрищ, и к каждому из них меняли сарафан и атлас (платок). Девушки, не имевшие большого числа сарафанов и шуб, занимали их у более богатых людей, а потом за это отрабатывали хозяевам, дававшим одежду. На время святочных игрищ».

Принято было во время Святок водить «ряженных». Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга, черт, смерть с косой и другие. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился из рамки обычных норм поведения. Во многих местах водили «козу» в сопровождении «деда», «цыгана», «барыни» и иных персонажей. «Коза» сначала умирала, а потом вновь оживала, и все кончалось общим весельем.

Ведущая 2: Лето - для старания, а зима - для гуляния.

13- 21

Молодёжь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшие в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками.

Ведущая 1: Так вот и мы сейчас вам загадаем загадки и испытаем вашу мудрость:

В синем мешочке белых пуговиц полно. (Небо и звёзды)

Ведущая 2: Друг друга догоняют, да друг от друга прячутся. ( Солнце и месяц)

Ведущая 1: Никто меня не видит, а всякий слышит. (Ветер)

Ведущая 2: Прихожу - все рады, ухожу- тоже рады. (Снег)

Ведущая 1: Избушка нова, жильца нет,

Жилец появится- избушка развалится. (Яйцо)

Ведущая 2: Двое идут, двое несут, третий говорит. (Ноги, руки и язык)

Ведущая 1: Безо рта, а зубы имеет. (Грабли, вилы)

Ведущая 2: Утром на четырёх ногах,

В полдень- на двух,

Вечером- на трёх. (Человек)

Слайд № 22, 23

Ведущий 2: Поскольку святки, по народному поверью, - время особого разгула нечистой силы, то ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек. В святках проводились веселые зимние гулянья, на улицах жгли костры, которые по поверью, должны были прибавить тепла и света, устраивали санные выезды на лошадях, различные забавы, катание на санях.

Ведущий 1: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров.

Ведущая 2: Да, любовь волновала девчонок более всего остального. Оно и понятно - ведь в старинные времена было принято выходить замуж рано. Как говорится, едва щёки розоветь станут, и парни засматриваться начнут.

Гадали во все дни святок, но наиболее важными и значимыми считались гадания накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения.

Ведущий 1: Настали Святки,

То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима.

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо.

И всё равно: надежда им

Лжёт детским лепетом своим.

Слайд №24-25

Ведущая 2: На Святках (обычно во второй половине их, в «страшные вечера» между Новым годом и Крещением) девушки гадали особенно много и по-разному, ночи напролёт, меняя способы и формы испытания судьбы.

Ведущая 1: Ходили «слушать» за деревню на перекрёсток дорог: в какой стороне залает собака- туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются- в плохой дом выйдешь, смеются- в хороший. Сняв крест и не благословясь, девушка одна или с подругой шла к конюшне, становилась спиной к дверям и ударяла три раза по ним левой пяткой, приговаривая: «Если выйду замуж, то оцепайте лощадей» (то есть надевайте узду). Если лошади забренчат уздами, то гадающая в этом году выйдет замуж.

Ведущая 2: Отправляясь и к амбару, тоже предварительно сняв крест. Сказав: «Суженый-ряженный, приходи рожь мерить!», прислушивались к звукам внутри амбара: если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится. Что метут пол веником - быть ей за бедным.

Ведущая 1: Очень распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха, и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу - к богатству, хлеб- к урожаю, ножницы - суженный будет портной, золу - табачник, уголь - к вечному девичеству , монетки - к деньгам, ели петух клюнет зеркало-муж будет щеголем, если начнет пить воду- быть мужу пьянице, и т.д.

Ведущая 2: На ночь, девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется , и его узнают по масти оставшихся волос.

«Богатый, бедный, вдовец, холостец»- перечисляет девушка, считая колья в тыну. Выдергивали из стога колосок: если попадется зерно- замужем быть за богатым.

Ведущая 1: На Святки тверские девушки «веник» привязывали, чтоб разметало женихов дорогу к сватам ехать. Костромские девки «сковородник» маме под подушку клали - блинами жениха кормить. Сковородку под матрац, сковородник вдоль кровати».

Ведущая 2: Страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.

Ведущая 1: Вот и мы сегодня с вами, не нарушая традиция, погадаем, да узнаем кого что ждет в этом году, о суженном ряженом узнаем, да на желания погадаем.

Проводятся гадания:

Колечко (во сколько замуж выйдет девушка)

Как зовут жениха

«Любит - не любит» (спички)

«Сергей или Андрей?»

«Мальчик или девочка?»

«Что год грядущий нам готовит?»

«Желание»

«Восковые фигурки»

Для гадания необходимо:

Кольцо, стакан с водой

Таз с водой, листочки с именами, плавающая свеча

Спички

Листочки с именами, колечко, нить

Нить, кольцо

6 небольших емкостей, соль, сахар, хлеб, кольцо, денежка, спичка, ширма.

Нить, кольцо

Свеча, емкость с водой.

Во время гадания используются слайды-клипы № 26, 27

Крещенские посиделки заканчиваются веселым клипом о гаданиях в 21 веке

28​​​​​​​

ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ

«РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК…»

 

t1723032285ab.gift1723032285ac.gif

 

t1723032285ad.gift1723032285ae.gif

 

t1723032285af.gift1723032285ag.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.