Статья «Воспитательный потенциал школьных и классных традиций»
Выступление по теме:
«Воспитательный потенциал классных и школьных традиций»
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №11» г.Алексина Тульской области
Ермакова Наталья Вячеславовна
Школа - это удивительный мир, в котором наши ученики не только получают знания, но и учатся жить. Проходит время, но и через годы учащиеся вспоминают, какие отношения складывались у них в классном коллективе, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь в школе.
Я работаю в нашей школе с 1991г. На следующий год у меня будет седьмой выпуск. Беседуя со своими выпускниками, я могу сделать вывод о том, что в памяти детей остаются те дела, которые выполняли сообща, всем коллективом, совместно с родителями, яркие, захватывающие или, наоборот, немного грустные, назидательные, но поучительные.
За это время было накоплено много полезных и добрых традиций, некоторые из них я поддерживаю до настоящего времени.
Ученики начальных классов любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми нужными, ждут возможности проявить себя. С этой целью я ввожу в классе самоуправление. В 1 классе я использую простейшую форму самоуправления – это дежурство. Дети взрослеют и такого вида деятельности недостаточно. Хочется чего-то нового, интересного.
Весь класс мы делим на группы. Выбираем командира, актив класса. В процессе обсуждения в группах определяем законы, по которым будет жить класс. Все это проводится, конечно, в форме игры.
Мы живем в демократическом государстве, ребята постоянно являются свидетелями прошедших выборов в стране, поэтому им нравится организовывать выборы у себя в классе. Это позволяет каждому ребенку проявить инициативу и почувствовать ответственность за друзей.
Теперь нет октябрятских звездочек, Совета Дружины, комитета комсомола. Но с изменением названий не меняется идея самоуправления, позволяющая ребятам самоорганизовываться, получать первый опыт организации общественной жизни, учиться ответственности за порученное дело. Умение работать в команде помогает организовывать нам наши творческие дела.
Беседуя с классным руководителем своих детей, я могу сделать вывод о том, что в 5 классе ребята продолжают и развивают идею самоуправления. Это им помогает самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Доброй традицией стало поздравление каждого учащегося в его день рождения. После уроков мы устраиваем чаепитие, ребята вручают имениннику коллективную поздравительную открытку, показывают специально подготовленные творческие номера. Ведь каждому очень приятно услышать искренние пожелания в этот день.
Для повышения самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка я систематически провожу работу по составлению портфолио ученика. В конце каждой четверти мы подводим итоги. Ребята рассказывают о своих новых увлечениях, о традициях в семье, об участии и победах в олимпиадах, конкурсах. По результатам диагностических, контрольных работ я стараюсь показать пусть даже незначительные успехи в учебе. Хотелось бы отметить, что очень часто школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности. Поэтому составление портфолио помогает им социализироваться в классном коллективе, повышает их самооценку, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.
Традиции класса не могут быть выстроены вне традиций школы, поэтому мы с ребятами являемся активными участниками всех школьных мероприятий. В их проведении большую помощь оказывают родители. Среди них есть те, которые не первый раз приводят ко мне своих малышей, уже знакомы с классными и школьными традициями.
Использование в своей деятельности классных и школьных традиций вовсе не означает, что учитель строит свою работу по одному и тому же сценарию . Ведь чтобы классные традиция не потеряли своей привлекательности, значимости, в них необходимо вносить что-то новое, оригинальное, современное. Для этого я использую компьютерные презентации, видеосюжеты, проектную и исследовательскую деятельность, встречи с интересными людьми. Сейчас ни для кого ни секрет, что дети много времени уделяют компьютерным играм. Ребята находятся в ситуации разобщенности со сверстниками, живущими рядом с ними, учителями с одной стороны, и общностью с людьми и группами, общающимися с ними посредством Интернета.
Я считаю, что именно сохранение и развитие классных традиций способствует преодолению этой разобщенности. Взаимоотношения, складывающиеся в классе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, терпимостью, уважением друг к другу, творчеством, а именно это и способствует успешному развитию класса. Следовательно, ребенок будет расти и развиваться в благоприятной атмосфере.
Куликова Ирина Геннадьевна