Статья «Воспитательный потенциал урока иностранного языка»
Воспитательный потенциал урока иностранного языка
Сегодня становиться ясно , насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык как учебная дисциплина, то все доводы сводятся к тому, что каждый интеллигентный и образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, так как позволяет узнать много нового, интересного.
Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.
Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.
Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнооб-разные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации от окружающей действительности из самых раз-личных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы студентов, повышении гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности ученика. Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учеников, спо-собной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, обра-зовательного и практического.
Мы рассматриваем более подробно лишь первый компонент, а именно: воспитательный компонент, цели которого заключается в следующем:
-в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
-в воспитании культуры общения;
-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспита-тельный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.
Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в трех сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов, далее в методической системе обучения и, наконец, в личности учителя и его поведении. Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. Пожалуй, только история, обществоведение и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие.
Спецификой предмета иностранных языков является то, что методическим содержанием со- временного урока должна быть его коммуникативность, т.е. речевая направленность, при этом учитель и ученик должны быть речевыми партнерами, т. е. современный урок доложен стать уроком творческой дружбы ученика и учителя, если этого нет, то исчезает мотивация, общение становится невозможным.
Одним словом задача учителя состоит в том, чтобы придать обучению форму общения. Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только при его условии можно эффективно осуществлять воспитательное воздействие на ученика.
Совершенно очевидно, что будущее нашего государства определяется уровнем воспитания молодежи, уровнем их обучения, физического и духовного развития, гражданского становления.
Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного язы- ка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На уроках иностранного есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностно. Личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Нужно не забывать, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Коммуникативное обучение развивает и вос- питывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.
Воспитание личности предполагает:
1. развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;
2. формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;
3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любозна- тельности, настойчивости, активности);
4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);
5. развитие эстетических взглядов;
6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Все эти задачи, в принципе, решаются учебным предметом «иностранный язык».
Можно привести немало примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение иностранному языку способствует развитию всех указанных выше черт личности. Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путѐм иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения и при этом хорошо используется игра.
Вот почему во многих школах России основополагающим принципом образовательной поли- тики выдвинут "приоритет воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных идеалов и ценностей, направленность на развитие индивидуальности человека”.
В последнее время начинает складываться национальная концепция воспитания в новых об- щественно-политических и экономических условиях. Это воспитание человека культуры, привер- женного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.
Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока – основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.
Содержание современных учебных программ обладает значительным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не только в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.
Из сказанного следует, что в процесс обучения отдельным учебным дисциплинам должны широко включаться культуроведческие компоненты. Предмет "иностранный язык” занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте "диалога культур”. В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, а столкновение с представителями иной культуры входит в нашу повседневную жизнь. Всѐ чаще учебные заведения осуществляют обмен студентами и школьниками, преподавате-ли организуют совместные проекты и проходят стажировку за рубежом, участвуя, таким образом, в межкультурной коммуникации и диалоге культур.
Человек, владеющий иностранным языком, всегда рассматривается обществом не только как знаток языковых правил и способов их применения, но и как носитель определѐнной культуры. Очень немногие изучают иностранный язык с целью усвоить строй языка, т.е. словообразование, грамматику и синтаксические конструкции. Большинство увлечѐнных иностранным языком людей хотят не просто грамотно строить высказывания, а общаться с носителями языка и корректно вести себя в разных ситуациях общения, т.е. говорить с иностранцами на «одном языке».
В процессе овладения иностранным языком ученики усваивают материал, который демон-стрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и неречевое поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывает особенности поведения, связанные с народными обычаями, традициями, суевериями, социальной структурой общества, этнической принадлежно-стью. Прежде всего, это происходит с помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов), которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию.
Важно знать национально-культурные особенности поведения иностранца, чтобы избежать возможных конфликтов при межнациональном общении. Известно, что немцы очень пунктуальны и ценят каждую минуту, в то время как русские позволяют себе опаздывать даже на деловую встречу. Немцы бережливы и не позволяют себе чрезмерную трату денег, а русские часто расточительны и щедры. Русские, слывущие своим гостеприимством, будут озадачены и даже обижены, если немец не предложит им чашку чая. У немцев же не принято усаживать за стол каждого входящего в дом. Немецкая логика пронизывает не только суждения и умозаключения, но и особенности грамматического строя немецкого языка, который представляет собой определѐнную трудность для учеников.
Таким образом, изучая иностранный язык, ученик должен не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические особенности, но и научиться адекватно ситуации реагировать на реплики носителей языка, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно-исторические особенности страны изучаемого языка.
Невозможно представить себе человека, вступившего в диалог культур и оставшегося на той же ступени личностного развития. Культура общения участника коммуникации выходит на совер-шенно иной, более высокий уровень, который требует от него терпимости к непохожести собеседника;
уважения к культуре партнѐра по общению;
принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;
преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры; проявления интереса к собеседнику и его стране; открытости новому и неизвестному.
Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможно-сти, если "иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ са-мопознания и самовыражения личности в процессе обучения” (И.Л. Бим). При этом ведущей обра-зовательной функцией домашнего чтения должна стать функция культуросозидательная, обеспечи-вающая сохранение, передачу и развитие общеобразовательной культуры подростка средствами литературно -художественного компонента, предполагающего доступ к иной национальной культуре и тем самым к культуре мировой. Это дает возможность преодолеть в воспитании учащихся культу-роцентризм и внести существенный вклад в повышение уровня их гуманитарного образования.
Методическое решение проблемы воспитания и развития школьников на уроке иностранного языка реализуется прежде всего в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно систем-ный подход позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии личности, они выступают как составные элементы мировоззрения лич-ности, отношения к родной стране, другим нациям и народам.
Успеха в формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений можно до-стичь при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем про-должительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведении. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды работ, связанных с проявлением патриотизма и куль-туры межнациональных отношений.
Иностранный язык открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует любовь к своему Отечеству. И поэтому иностранному языку отводится существенная роль в плане формиро-вания личности, человека культуры. Иностранный язык как учебный предмет располагает больши-ми возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств человека.
Опыт работы за последние годы доказал значимость использования краеведческого материала при обучении общению на иностранном языке. В 7-х классах были проведены уроки с использованием краеведческого материала по следующим темам: «Что мы называем нашей Родиной?», «Мы заботимся о нашей планете», «Лицо города - визитная карточка страны». Приступив к теме «Мы заботимся о нашей планете», предложила ученикам темы возможных проектов: «Экология и эколо-гические проблемы нашей области», «Животный мир нашей области», «Растительный мир нашей области», «Загрязнение воздуха и воды». Эти проекты способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор учащихся и развивает их познавательный интерес. Ребята охотно и заинтересованно говорят на иностранном языке о том, что им близко и понятно. Использование краеведческого материала необходимо на уроках иностранного языка. Учащиеся должны знать как страну изу-чаемого языка, так и страну, в которой они живут. Учащиеся пополняют знания о родном крае, что ведет к формированию уважения к своей стране. Краеведение несет в себе большой воспитательный заряд, обладает огромной мотивационной силой. Тесная связь обучения с окружающей жизнью, с реально происходящими событиями придает общению коммуникативно-мотивационный характер.
Иностранный язык, относясь к гуманитарным дисциплинам, вносит свой специфический вклад в решение общих задач школы, он призван не только заложить основы иноязычной речевой деятельности, но, и формирует совместно с родным языком нравственные качества и высокую куль-туру личности учащегося. Весьма существенной частью нравственного воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений. Задачами воспитательной работы по иностранному языку по воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений являются: ознакомление школьников со страной изучаемо-го языка и культуры собственной Родины, ознакомление с системой мировоззренческих взглядов, этических оценок, эстетических вкусов, доминирующих в обществе, формирование позитивного отношения, уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, подача страновед-ческих сведений, изучение отдельных аспектов страны изучаемого языка и собственной страны, касающиеся их культур (исторические события, литература, музыка, изобразительное искусство, спортивная жизнь, театр и кино, национальные праздники и традиции, молодежные организации, средства массовой информации, экологические проблемы).
Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Обучение иностранному языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения иностранного языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетиче-скими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов. Это создает плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокуль-турного уровня развития учащихся.
Районное методическое объединение учителей иностранного языка
«Воспитательный потенциал урока иностранного языка»
Подготовила: учитель английского языка
2023 уч.год