Статья на тему «Потенциал персонифицированных статей Л.А.Тростенцовой и Н.А.Ипполитовой об А.В.Текучеве»
Потенциал персонифицированных статей Л.А.Тростенцовой и Н.А.Ипполитовой об А.В.Текучеве
Знакомство каждого студента с методикой преподавания русского языка как наукой начинается с ознакомлением с научным вкладом академика Алексея Васильевича Текучева. Именно ему мы обязаны существованием такой специальности как 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» в предметной области русского языка.
Человек широких интересов, лингвист-диалектолог, историк, лингво-методист, член редколлегии журнала «Русский язык в школе», А.В.Текучев поистине является легендой науки ХХ века. Высокую оценку его педагогической и научной деятельности дали такие известные научные деятели как В.Г.Костомаров, С.П.Обнорский, С.Г.Бархударов, Р.И.Аванесов и др.
Создатель учебников и учебных пособий по методике русского языка, Алексей Васильевич навсегда вписал свое имя в историю методики преподавания русского языка. Главный труд его научной деятельности - докторская диссертация на тему «Основы методики орфографии в условиях местного диалекта» - и в современной многонациональной школе остается актуальным. По мнению современных учёных, достоинствами названной работы являются также методологическая осмысленность и концептуальная выстроенность, теоретическая обоснованность и практическая выверенность.
Профессор Н.А. Ипполитова, анализируя роль диссертации А.В.Текучева в развитии методики, акцентирует внимание на необходимости знакомства молодых современных ученых с работами этого ученого. И вот почему. Являясь талантливым педагогом и осознавая необходимость ликвидации орфографической безграмотности школьников на территории Советского Союза - многонационального государства в середине ХХв., А.В.Текучев осознавал необходимость оформления методики в самостоятельную науку, но взаимодействующую с передовыми достижениями лингвистики, ведь методика – это наука синтетическая. Прочная связь лингвистики и методики - актуальнейшая проблема сегодня.
В докторской диссертации на тему «Основы методики орфографии в условиях местного диалекта» А.В.Текучев настаивает на высоком уровне осознанности в процессе учения и обучения: учитель должен знать и понимать, с каким контингентом работает, должен вести постоянный мониторинг орфографических ошибок учащихся его класса; учащийся должен подходить к процессу усвоения материала осознанно. Необходимо отметить также и то, что сутью исследований А.В.Текучева была дифференциация подходов при обучении орфографии, а значит, в работах ученого закладываются и основы индивидуализации процесса обучения языку. А это соответствует новым веяниям современного образовательного процесса. Таким образом, логичным представляется развитие в современной методике преподавания русского языка когнитивно-семантического направления.
Надо отметить, что А.В.Текучев подобной терминологии не создавал, но отталкиваясь от идей в его работах, это направление развивала Л.А.Тростенцова. В 1978г. под редакцией А.В.Текучева вышло пособие, давно ставшее настольной книгой для студентов методических кафедр и опытных учителей, «Основы методики русского языка в 4-8 классах», где главу о морфологии написала Л.А.Тростенцова.
Особое внимание Л.А.Тростенцова уделяет историко-семантическому направлению в методике преподавания русского языка и его реализации в грамматическом разборе. В кандидатской диссертации А.В.Текучевым на тему «Методика грамматического разбора» были разработаны фундаментальные проблемы методики:
четко разграничены виды разбора;
даны рекомендации по языковому материалу к видам разбора;
доказан высокий потенциал грамматического разбора для более глубокого и системного изучения русского языка.
Каждый из видов грамматического разбора помогает развивать лингвистическое мировоззрение учащихся, которое базируется на осознании структуры, семантики языкового явления. Сегодня грамматический разбор является неотъемлемой частью дидактических программ, реализуемых в линии федеральных учебников русского языка, созданных в свое время под научной редакцией академика Н.М. Шанского, авторским коллективом Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.
Таким образом, мы наблюдаем преемственность идей и реализацию замыслов А.В.Текучева в современной методике преподавания русского языка в области орфографии, подходов в методике преподавания русского языка, изучения грамматики языка, развития методики как самостоятельной науки.
Л.А.Тростенцова и А.В.Текучев – люди одной исторической эпохи, были хорошо знакомы, может быть, поэтому статья об Алексее Васильевиче к столетию со дня его рождения, написанная Лидией Александровной в 2003 году журнале «Русский язык в школе», была такой содержательной и яркой.
Литература
Власенков А.И. Вопросы методики орфографии в трудах академика АПН СССР А.В. Текучёва // Рус. яз. : прилож. к газ. «Первое сентября».
Ипполитова, Н. А. А.В.Текучев и его работа по методике обучения орфографии (К 110-летию со дня рождения ученого)// РЯШ. – 2013. – №2. – С41 – 48.
Методика грамматического разбора (пособие для учителей семилетней и средней школы). Издательство: М.: Учпедгиз; Издание 3-е, испр., перераб. и доп. –1952. –344 с.
Текучев А. Грамматический разбор в школе. Научно-методическое руководство в области теории грамматического разбора. –М. Изд-во Академии пед. Наук. –1963. –399 с.
Текучёв А.В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 245c.
Тростенцова Л. А. Алексей Васильевич Текучев (К 100-летию со дня рождения). Анализ художественного текста // РЯШ. –2003. –№ 1.
Тростенцова Л. А. Некоторые вопросы теории методики преподавания грамматики / Л. А. Тростенцова // РЯШ. –1972. –№ 2. – С. 13.