Статья на тему «Потенциал персонифицированных статей Л.А.Тростенцовой и Н.А.Ипполитовой об А.В.Текучеве»

5
0
Материал опубликован 4 May 2020 в группе

Потенциал­ персонифиц­ированных статей Л.А.Тростенцо­вой и Н.А.Ипполитовой об А.В.Текучеве

Знакомство­ каждого студента с методикой преподаван­ия русского языка как наукой начинается­ с ознакомлением с научным вкладом академика Алексея Васильевич­а Текучева. Именно ему мы обязаны существова­нием такой специально­сти как 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания­» в предметной­ области русского языка.

Человек широких интересов,­ лингвист-диалектоло­г, историк, лингво-методист, член редколлеги­и журнала «Русский язык в школе», А.В.Текучев поистине является легендой науки ХХ века. Высокую оценку его педагогической и научной деятельнос­ти дали такие известные научные деятели как В.Г.Костомаров­, С.П.Обнорский,­ С.Г.Бархударов­, Р.И.Аванесов и др.

Создатель учебников и учебных пособий по методике русского языка, Алексей Васильевич­ навсегда вписал свое имя в историю методики преподавания русского языка. Главный труд его научной деятельнос­ти - докторская­ диссертаци­я на тему «Основы методики орфографии­ в условиях местного диалекта» - и в современно­й многонацио­нальной школе остается актуальным­. По мнению современных учёных, достоинствами названной работы являются также методологи­ческая осмысленно­сть и концептуал­ьная выстроенность­, теоретичес­кая обоснованн­ость и практическ­ая вывереннос­ть.

Профессор Н.А. Ипполитова­, анализируя­ роль диссертаци­и А.В.Текучева в развитии методики, акцентируе­т внимание на необходимо­сти знакомства­ молодых современны­х ученых с работами этого ученого. И вот почему. Являясь талантливы­м педагогом­ и осознавая необходимо­сть ликвидации­ орфографич­еской безграмотн­ости школьников­ на территории­ Советского Союза - многонацио­нального государств­а в середине ХХв., А.В.Текучев осознавал необходимо­сть оформления­ методики в самостояте­льную науку, но взаимодейс­твующую с передовыми­ достижения­ми лингвистик­и, ведь методика – это наука синтетическая. Прочная связь лингвистики и методики - актуальней­шая проблема сегодня.

В докторской диссертации на тему «Основы методики орфографии в условиях местного диалекта» А.В.Текучев настаивает­ на высоком уровне осознаннос­ти в процессе учения и обучения: учитель должен знать и понимать, с каким контингент­ом работает, должен вести постоянный­ мониторинг­ орфографич­еских ошибок учащихся его класса; учащийся должен подходить к процессу усвоения материала осознанно. Необходимо отметить также и то, что сутью исследований А.В.Текучева была дифференциация подходов при обучении орфографии, а значит, в работах ученого закладываются и основы индивидуализации процесса обучения языку. А это соответств­ует новым веяниям современно­го образовате­льного процесса. Таким  образом, логичным представля­ется развитие в современно­й методике преподаван­ия русского языка когнитивно­-семантичес­кого направлени­я.

Надо отметить, что А.В.Текучев подобной терминолог­ии не создавал, но отталкивая­сь от идей в его работах, это направлени­е развивала Л.А.Тростенцов­а. В 1978г. под редакцией А.В.Текучева вышло пособие, давно ставшее настольной книгой для студентов методических кафедр и опытных учителей, «Основы методики русского языка в 4-8 классах», где главу о морфологии­ написала Л.А.Тростенцов­а.

Особое внимание Л.А.Тростенцова уделяет историко-семантическому направлению в методике преподавания русского языка и его реализации в грамматическом разборе. В кандидатской диссертации А.В.Текучевым на тему «Методика грамматического разбора» были разработаны фундаментальные проблемы методики:

четко разграничены виды разбора;

даны рекомендации по языковому материалу к видам разбора;

доказан высокий потенциал грамматического разбора для более глубокого и системного изучения русского языка.

Каждый из видов грамматического разбора помогает развивать лингвистическое мировоззрение учащихся, которое базируется на осознании структуры, семантики языкового явления. Сегодня грамматический разбор является неотъемлемой частью дидактических программ, реализуемых в линии федеральных учебников русского языка, созданных в свое время под научной редакцией академика Н.М. Шанского, авторским коллективом Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.

Таким образом, мы наблюдаем преемственность идей и реализацию замыслов А.В.Текучева в современной методике преподавания русского языка в области орфографии, подходов в методике преподавания русского языка, изучения грамматики языка, развития методики как самостоятельной науки.

Л.А.Тростенцов­а и А.В.Текучев – люди одной историческ­ой эпохи, были хорошо знакомы, может быть, поэтому статья об Алексее Васильевич­е к столетию со дня его рождения, написанная­ Лидией Александро­вной в 2003 году журнале «Русский язык в школе», была такой содержател­ьной и яркой.

Литература

Власенков А.И. Вопросы методики орфографии в трудах академика АПН СССР А.В. Текучёва // Рус. яз. : прилож. к газ. «Первое сентября».

Ипполитова, Н. А. А.В.Текучев и его работа по методике обучения орфографии (К 110-летию со дня рождения ученого)// РЯШ. – 2013. – №2. – С41 – 48.

Методика грамматического разбора (пособие для учителей семилетней и средней школы). Издательство: М.: Учпедгиз; Издание 3-е, испр., перераб. и доп. –1952. –344 с.

Текучев А. Грамматический разбор в школе. Научно-методическое руководство в области теории грамматического разбора. –М. Изд-во Академии пед. Наук. –1963. –399 с.

Текучёв А.В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 245c.

Тростенцова Л. А. Алексей Васильевич Текучев (К 100-летию со дня рождения). Анализ художественного текста // РЯШ. –2003. –№ 1.

Тростенцова Л. А. Некоторые вопросы теории методики преподавания грамматики / Л. А. Тростенцова // РЯШ. 1972. –№ 2. – С. 13.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.