Статья «Воспитательный потенциал урока географии»

4
1
Материал опубликован 5 July 2021

 

 

Грек Людмила Владимировна,

учитель географии

МБОУ Лицей №7


 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ГЕОГРАФИИ

 

География – та арена, на которой проходит человеческая жизнь.
В. Г. Белинский

 

В основу программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования положено личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Значимыми целевыми ориентирами школьного урока в программе определены такие как, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой социально значимой информацией, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Исаак Яковлевич Лернер – советский и российский педагог, заслуженный деятель науки РСФСР  утверждал, что и обучение, и воспитание решают одну и ту же главную задачу – передачу подрастающим поколениям социального опыта. Полноценное обучение – это воспитание, обращенное на все компоненты социального опыта, обеспечивающие не только знание, умение и готовность к творчеству, но и отношение учебной деятельности как ценности.

Урок географии играет воспитательную роль, поскольку дисциплинирует ум, формирует логичность мышления, вырабатывает усидчивость, развивает волевую сферу обучающихся, расширяет горизонты познания. Ребенок проводит на уроке большую часть школьного времени. Роль урока очень велика в процессе обучения и воспитания. «Об уроке нужно говорить, как о фрагменте жизни», – пишет доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова.

Стараюсь свои уроки построить так, чтобы ребенок понимал смысл каждой темы и каждого вопроса. На каждом уроке географии идет разговор с детьми о взаимосвязи человека и природы. Изучение экологических проблем на моих уроках выстраиваю на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном. В курсе физической географии, дети знакомятся с термином «Экология». При изучении темы «Биосфера» говорю об исчерпаемых и неисчерпаемые ресурсах. На вопрос: «Можно ли продлить век исчерпаемым природным ресурсам и как это сделать?» дети дают самые разные ответы, порой очень интересные и мудрые. При изучении темы «Атмосфера» дети готовят мини-проекты по теме «Охрана воздушного бассейна России и Хакасии».

Природа материков и океанов – предполагает дальнейшее изучение вопросов экологии и ответы на них. Необходимо продолжить формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных проблем человечества и их тесной связи с задачами сохранения мира на планете. Изучая природу Евразии и Северной Америки, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема  хищнической вырубки лесов в сибирской тайге. Дети готовят к уроку сообщения по теме «Охрана природы» Значительная часть времени отводится на изучение темы «Особо охраняемые территории» Для того чтобы урок воспитывал, необходимо специально проектировать воспитательные цели и реализовать их через различные компоненты урока. На своих уроках использую ИКТ. Демонстрация видео фильма «Заповедники и национальные парки» вызывает огромный интерес у обучающихся. После просмотра фильма обязательным является обсуждение и поиск решения данной проблемы. В итоге раздела «Охрана природы» является обсуждение экологических проблем в Хакасии, Абакане, Саяногорске. Обсуждаем факты экологического состояния территорий, работаем со статистическими материалами и делаем выводы.

В тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием находится патриотическое воспитание. Изучая географию России, мы с учениками говорим о природе и хозяйственном освоении территории, роли городов, о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Но при этом напоминаю школьникам и историю своей республики, своего города. Огромное значение имеет ознакомление с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, с их благородством, самоотдачей, энтузиазмом, другими личностными качествами, с их достижениями и открытиями, что может помочь обратить чувства ребят к пониманию Родины, научить гордиться принадлежностью к нации, дать почувствовать единение с родной страной. Учащиеся готовят сообщения, мини проекты по теме «Русские имена на карте мира и России»

Одним из средств достижения цели по проведению яркого, содержательного и интересного, патриотичного урока может стать использование дополнительной литературы. При изучении темы «Восточно-Европейская равнина» особое внимание уделяю Ладожскому озеру, по которому в годы войны было проложена «Дорога жизни». Всегда подчёркиваю, что любовь к Родине, к своему народу, т. е. глубокое чувство патриотизма были присущи советским воинам.

Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие. При изучении темы «Стихийные явления природы» говорю, как быстро приходит помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. Но при этом подчеркиваю, что россияне всегда были и остаются в числе первых, кто приходит на помощь.

Изучая тему «Географическое положение России на карте мира» в 8 классе дети узнают, что Россия – огромная многонациональная страна, в ней проживает более 100 различных народов: русские, татары, коми, мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками, нормами поведения бытом и рядом других признаков. Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности. На уроках использую выставочный материал по теме «Россия – многонациональная», это позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям.

Современный культурный человек – это не просто образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Во время изучения природы мира на уроках в 6 классе использую высказывания великих ученых: «Я сразу узнаю, когда мы достигнем Северного полюса, потому что, как только мы сделаем один лишний шаг, северный ветер сразу же станет южным.», Используя географическую карту учащиеся объясняют высказывания. Или народную мудрость, например, «Снеговой покров – одеяло для озимых, Атмосфера – броня планеты». Используя разнообразный дополнительный ресурс прошу детей подумать над выражением и сделать вывод.

Школьная география пронизана элементами краеведения. Эти элементы можно проследить на уроках, начиная с 5 класса. Не обойтись без краеведческого материала и при изучении темы «Климат», «Рельеф» Существует огромнейшее количество народных примет. Среди них немало точных, которые основываются на многовековом опыте, а потом подтверждаются научными исследованиями. Дети с удовольствием находят сами и рассказывают легенды и народные приметы, связанные с погодными явлениями. В ходе урока ученики объясняют эти выражения. Так при выполнении практической работы «Дневник наблюдения за погодой» ребята делают рисунки осенних явлений и изменений погоды, основываясь на собственных наблюдениях.

При изучении сложнейшей темы «Географическая карта» для развития пространственного изображения я использую настенные карты разных масштабов, карты атласа, фрагменты топографических и спутниковых карт. Особый интерес у ребят вызывает работа с картой г. Саяногорска. С интересом находят отличия в изображении одного географического объекта.

Для обучения важен ум, а для воспитания – чувства. Что же объединяет мысли и чувства? Конечно же, образ! Географический образ – совокупность ярких характерных знаков, символов, описывающих какое-либо пространство. География 6 и 8 класса обширное поле для эстетического восприятия материала. При изучении морей показываю презентации с изображением картин « Волна», « Море», « Сигнал бури», « Девятый вал» знаменитого русского мариниста И.К.Айвазовского. Ставлю перед ребятами вопросы: Каким вы представляете себе море? Как художники изображают море? Надо отметить, что учащиеся с интересом, увлечение, восторженно выражают свое отношение к увиденным картинам. Стараются передать красоту моря, настроение художника. Да и материал, при изучении которого используются картины, ученики запоминают лучше, при повторении его дают более содержательные ответы.

На уроке «Природные зоны России» изучаем леса умеренного пояса, часто использую картины художника И.И. Шишкина «Пески», «На косогоре», «Дубовая роща». Объясняю ребятам, что их задача лучше рассмотреть и понять особенности разных лесов. По ходу урока прошу детей ответить на вопросы: Чем отличаются компоненты природы на картинах? Какой общий вид леса на них? Какие породы деревьев преобладают в лесах?

Изучая тему «Антарктида» использую фотографии художника П.Н. Михайлова «Южное полярное сияние», «Ледяные острова». Рассказываю ребятам о том, что Павел Николаевич был участником русской экспедиции Лазарева – Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду, и свои впечатления от этого сурового края он отобразил в рисунках, детей прошу описать по фотографии суровый мир Антарктиды.

Для развития познавательной активности предлагаю ребятам разных возрастных групп найти на карте и объяснить некоторые географические названия: Гольфстрим – водяное отопление Европы. Куросио – японский Гольфстрим. Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан. Течения – реки океанов. Приливы и отливы – пульс Мирового океана. Волга – главная улица «европейской России». Река – это дорога, водопровод и двигатель. Реки – дети рельефа и климата. Миссисипи – американская Волга. Амазонка – пресноводное море Южной Америки. Иртыш – река русской истории Сибири. Ангара – дочь Байкала. Днепр – Волга Украины. Дунай – река восьми государств. Раздан – закавказская Ангара. Кура – закавказская Волга. Иссык-Куль – заоблачное море. Севан – американский Байкал. Баскунчак – всесоюзная солонка. Байкал – чудо природы во всех отношениях.

На уроке «Реки России» прошу детей составить описание реки Волги, называю ее ласково «Матушка», что всегда для детей понятно и ясно. Урок начинаю с загадки «Что длинней – Волга или Ока?» Ну как же такого не знать пустяка! «Любому известно, что «Волга» длинней, не зря у неё вдвое больше дверей!» Ребята с интересом на карте изучают реку Волга и объясняют ее особенности.

Большая роль предмета географии в формировании навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека. На протяжении всего курса изучения предмета уделяется большое внимание темам: «Климат и человек», «Влияние климата на человека». Ребята работают с дополнительной литературой, делают прогнозы на будущее.

Таким образом, воспитательный потенциал уроков географии неисчерпаем. Каждая тема урока позволяет использовать различные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения.

 

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://myshop.ru/shop/series (дата обращения 13.08. 2018).

2. Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 160 с.

3. Ефимов, С.И. Художественная и научно-популярная литератур на уроках физической географии /С.И. Ефимов// География в школе. – 2004. - №6.-С. 69-73.

Журавская, М.Б. Воспитание на уроках географии / М.Б. Журавская// География в школе.– 2004. - №1.- С. 65-68.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная и полезная статья! Людмила Владимировна, спасибо за описание работы с картинами и образные названия географических объектов! Беру в копилку.

5 July 2021