Воспитательный потенциал современного урока
Воспитательный потенциал современного урока
В нормативно-правовой базе Российской Федерации в сфере образования закреплен приоритет воспитания, а также дано его определение.
В это определение можно добавить слово УРОК, поскольку акцент сегодня делается именно на уроке, на его воспитательном потенциале. Таким образом, «воспитание (НА УРОКЕ) - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий (НА УРОКЕ) для самоопределения и социализации обучающихся…».
Итак, воспитание…
В школе может быть много внеклассных воспитательных мероприятий (утренники, акции, фестивали,), но большую часть времени ребёнок проводит на уроке.
И, говоря о системной воспитательной работе, мы понимаем, что её не будет, если на 100% не задействовать школьный УРОК.
Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемой частью. И, следовательно, воспитательные результаты являются частью образовательных результатов.
В Рабочей программе по предмету на первом месте стоят личностные результаты, а уж потом метапредметные и предметные. А на первом месте в Рабочей программе воспитания стоит инвариантный модуль «Урочная деятельность»
Кроме того, и в Рабочей программе по предмету и в Рабочей программе воспитания (а она является частью ООП) определены направления воспитания, а, следовательно, они тоже должны прослеживаться и реализовываться на уроке. В этом единство учебной и воспитательной деятельности.
Что это такое воспитательный потенциал урока? Это способность урока влиять на формирование мировоззрения, ценностных ориентиров, социальных компетенций учащихся, в целом, на развитие личности. Что нужно сделать для того, чтобы наши школьные уроки были воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли на личностное развитие ребенка?
Урок включает 5 компонентов, которые взаимосвязаны между собой и представлены в виде дидактического пятиугольника.
Воспитательный потенциал урока как системы должен присутствовать в каждом компоненте. При планировании урока, составлении и разработки конспекта, модели, карты и т.п. важно понимать, как можно и нужно его использовать.
1. Ц (ПР) - целевой компонент урока, планируемый воспитательный результат.
При планировании воспитательного результата и самого воспитательного процесса важно учитывать особенности контингента.
Общедидактическая цель зависит от типа урока (например, если изучается новый материал, то мы пишем «создать условия для изучения нового материала», а если будет осуществляться контроль и оценка, то пишем «создать условия для контроля и оценки»). Эти условия создаёт учитель.
Должна быть обязательно триединая дидактическая цель. Иногда обучающая цель может попасть в воспитательную, например, «учить работать в группе» или «осуществлять коммуникацию».
Планируемый результат в зависимости от ситуации или от темы урока может попасть как в метапредметный, так и в предметный, и в личностный результат. В любом случае, воспитательный результат должен быть обозначен чётко, иначе в конце урока его не замерить.
Таким образом, целевой компонент обладает мощным воспитательным потенциалом, и если мы не заложим в него воспитательные цели и планируемые воспитательные результаты, то не будем понимать, ни какое отбирать содержание, ни какие методы и формы работы использовать. Это стартовая точка, это системообразующий компонент.
2. СУМ - содержание учебного материала.
Важно, чтобы педагог связывал учебный материал с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами.
3. МО - методы обучения (с целью достижения планируемых воспитательных результатов (В).
Их отбор зависит от заложенных результатов в целевом компоненте.
Методы воспитания в чистом виде для достижения образовательных результатов не всегда работают.
Как же соотносятся НА УРОКЕ методы обучения и воспитания?
Например, ребенку нужно забить гвоздь. Убеждение - нет, наказание – нет, поощрение – нет. Эти методы не сработают, пока у ребёнка не будет навыка.
А вот методы обучения для достижения воспитательных результатов нужны и важны. Например, хочу научить детей уважать старших и первым при встрече здороваться. Сначала расскажу, как это важно, т.е. использую такой метод обучения как рассказ, потом показываю, как это правильно делать, затем методом повторения и упражнения добиваюсь умения, а потом это перейдет в навык.
Поэтому методы обучения очень хорошо работают на воспитательный результат.
4. ФОПД - формы организации познавательной деятельности.
Известные формы воспитательной работы можно и нужно применять на уроке.
- Мероприятие, когда учитель проводит, дети выполняют поручения – потенциал мероприятия с точки зрения самости учащихся низок.
- Игра - форма воспитательной работы, когда взрослый и ребёнок взаимодействуют. Самость детей повышается.
- Дело, когда педагог выступает в качестве консультанта или помощника.
Таким образом, нужно отходить от фронтальной и переходить к интерактивным и активным формам учебной работы.
Активные формы, это когда активность организует педагог, интерактивные – когда встречное движение и дети активны (по сути, это формы работы группы ДЕЛО): например, уроки-турниры, дискуссии, лекции-диалоги, экскурсии, выездные занятия, деловые игры, диспуты, конференции.
5. РР - реальный результат
Оценка воспитательных результатов происходит в конце урока, когда мы должны оценить, какие планировались воспитательные результаты и какие достигнуты.
Не все результаты можно достичь за один урок, они бывают отсроченными. Тогда мы должны оценить, насколько продвинулись в достижении. И в целевом компоненте такого урока должно звучать не «научиться, а учиться», не «развить, а развивать».
Итак, воспитывающими уроки становятся тогда:
- когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;
- когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;
- когда на них используются интерактивные формы работы.
Таким образом, урок – это не только форма обучения, а огромный воспитательный потенциал, реализация которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, от профессионализма учителя, его методической грамотности, умения определять образовательные и воспитательные возможности урока.