Воспитательное событие «Секреты здорового питания»

24
2
Материал опубликован 28 April в группе

Воспитательное событие «Секреты здорового питания»



РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛZIP / 9.86 Мб
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 896.98 Кб

Целевая аудитория: учащиеся 3-4 классов

Цель: формирование навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания.

Задачи:

-систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу овощей и других полезных продуктов;

-познакомить учащихся с основными  правилами питания;

-способствовать совершенствованию и расширению знаний учащихся о здоровом образе жизни, правильном питании;

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

-способствовать развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся; познавательного интереса.

Ход события:

1 этап. Определение тематики воспитательного события.

(Дети стоят возле доски, педагог ведет диалог)

-Перед вами облако слов. Прочитайте слова. Подумайте, какая между ними связь и сформулируйте тему воспитательного события.

(баланс,  нутрициолог,  диетолог, клетчатка, витамины, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, калории).

-Тема воспитательного мероприятия «Секреты здорового питания».

2 этап. Определение целей и задач предстоящего воспитательного события.

-C какими словами уже встречались и можете объяснить значение данного слова?

(слова перемещаются на флипчарт)

-Какие слова остались? Почему?

-Сформулируйте задачи сегодняшнего мероприятия.

-Верно, сегодня вы узнаете значение новых для вас слов и сформулируете секреты здорового питания. К концу события все слова переместятся на флипчарт.

3 этап. Подготовка к воспитательному событию.

-Есть такие замечательные слова: «Прежде чем сесть за стол, я подумаю, что съесть». Как вы думаете, почему так говорят?

-Сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, чтобы пища, которую мы употребляем, помогала нам сохранить здоровье, а не приносила вред. Правильное питание – это одна половина секрета долгой и здоровой жизни.

-Перед вами на партах лежат таблицы «Знаю. Интересуюсь. Узнал». В первый столбец запишите, что вам уже известно о здоровом питании. Во второй столбец – что вы хотели бы узнать об этой теме. А в конце занятия вы заполните 3 столбец.

-Расскажите, что вам известно о правильном питании?

-При выполнении задания вы показали, что много уже знаете о здоровом питании. А люди какой профессии помогут вам расширить свои знания о правильном питании?

-На доске размещены названия профессий: диетолог и нутрициолог. Как вы думаете, чем занимаются люди этих профессий?

4 этап. Проведение воспитательного события.

-Давайте это выясним. Сейчас вы поделитесь на 2 группы. Для этого предлагаю вам выбрать яблоко: красное или зеленое.

-Одна будет работать со мной, а 2 группа отправится  работать с Ольгой Константиновной. 

(Дети проходят с учителем к одной из оформленных стен кабинета).

1 группа.

- Кто такой врач-диетолог? Что вам известно о людях этой профессии?

Врач-диетолог – это специалист в области правильного питания. Именно к нему следует обращаться, если вы страдаете от лишнего веса, имеете заболевания, связанные с неправильным питанием, а также если хотите  узнать, как похудеть или, наоборот, набрать вес. Врач-диетолог может быть как взрослым, так и детским.

Диетолог разрабатывает схемы правильного питания. Многие думают, что диетологи работают в основном с теми, кто хочет похудеть. Но это не так. Они лечат так же тех людей, которые отказываются от питания и страдают расстройством пищевого поведения.

К специалисту обязательно нужно обратиться, если у вас появились проблемы с весом. Это касается как его избытка, так и недостатка.

Часто врач рекомендует пациенту вести специальный дневник. Он так и называется – дневник питания. Обычно в дневнике указывается: что вы съели, когда вы это съели, сколько пищи вы употребили (лучше записывать количество калорий).

Я предлагаю вам изучить меню одного из пациентов, чтобы оно стало здоровым и питательным.

(Проводится самостоятельная работа в парах)

Завтрак:

овсяная каша, сыр, поп-корн, масло сливочное, хлеб зерновой, напиток кофейный на молоке, пепси-кола, чипсы, пирожное, чизбургер.

Обед:

салат из моркови с яблоками, суп «Ролтон», суп картофельный с зеленым горошком, котлеты куриные, овощное рагу, фанта, кисель, хлеб ржано-пшеничный, плоды и ягоды свежие, «кириешки», картофель фри.

Ужин: 

тушеная рыба, хот-дог, рис отварной с овощами, картофельное пюре «Ролтон», компот из сухофруктов, творожная запеканка, тоник.

-Какие продукты исключили из меню? Почему?

2 группа.

-Кто такой нутрициолог?

Это специалист, который помогают людям подобрать правильный рацион, который будет соответствовать их индивидуальным потребностям. Они помогают изменить пищевые привычки, составить режим питания, определить необходимое суточное потреблений калорий. Могут определять состав продуктов, проводят анализы и выявляют вредные пищевые добавки. Учат своих подопечных обращать внимание на количество и качество съедаемых продуктов. Дополнительно нутрициологи учат пациентов, на что именно обращать внимание в составе продуктов, разбираться в степени «вредности» различных загустителей, красителей, консервантов и прочих добавок.

Главное отличие между двумя профессиями: нутрициологу необязательно получать медицинское образование, а диетолог — это врач.

Диетолог может заниматься лечением людей с различными заболеваниями, вызванными неправильным питанием. Специалист по нутрициологии работает со здоровыми людьми (без диагнозов, требующих врачебного вмешательства) и не может назначать лечение.

-Ребята, в конверте содержатся карточки  с предложениями. Используя их, предлагаю составить памятку «Правила питания».

(Работают в группах по 4 человека)

Ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусывайте».

Ешьте медленно, маленькими кусочками.

Пережёвывайте пищу как можно тщательнее.

Жареные блюда лучше заменить тушеными или вареными.

Перед сном  необходимо плотно покушать, чтобы потом крепко спать.

Ограничьте потребление соленых блюд.

Для экономии времени можно включать в рацион лапшу или пюре быстрого приготовления. 

Потребляйте хлеб и сахар в умеренном количестве.

При нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь или выпейте стакан молока.

Воду можно заменить сладкими газировками и соками.

Соблюдайте баланс жиров, белков и углеводов.

-Прочитайте советы Памятки. Какие предложения исключили? Почему?

(Группы возвращаются в кабинет)

 -Ребята, расскажите, что узнали о профессиях диетолога и нутрициолога? В чем их главное отличие?

СЛАЙД 1.

-За многие годы были выведены главные секреты правильного питания. Попробуйте сформулировать данные секреты (разнообразие, умеренность, своевременность).

Секрет 1- «Умеренность».

А вы знаете, сколько съедает каждый человек за свою жизнь? Примерно 50 тонн - целый товарный вагон.

- Говорят, что кто переедает, тот жизнь свою сам себе сокращает. Объясните значение этой пословицы.

-Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать. Посмотрите, что происходит с нашим желудком, когда мы буквально набиваем его пищей.

(Учитель демонстрирует воздушный резиновый шарик, заполненный водой, проходит мимо детей и даёт возможность ощутить его тяжесть.)

-Как и воздушный шарик, наш желудок, переполненный едой, становится «тяжелым», он не может справиться  с таким большим количеством  пищи. Если человек хочет прожить долго, оставаться при этом здоровым и полным сил, необходимо в течение дня есть понемногу, но часто.

Секрет 2. - «Своевременность».

-Как понимаете это правило?

-Сколько раз в день необходимо принимать пищу?

-Принимать пищу надо 4-5 раз в день. Нарушение режима питания отрицательно сказывается на здоровье человека.

-Какой прием пищи должен быть самым плотным?

-Самым плотным должен быть обед и 1 завтрак, и лишь 20% должны принадлежать ужину.

СЛАЙД 2.

Первый и второй завтрак. То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым!

Обед – второй или третий прием пищи в день. Чтобы чувствовать себя хорошо и быть здоровым, нужно обязательно есть суп. Суп улучшает пищеварение и дальнейшее усвоение пищи.

Полдник: можно есть булочки, фрукты, пить молоко.

Ужин – последний приём пищи. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна, чтобы желудок за ночь тоже отдохнул и был готов к работе на следующий день. На ужин лучше есть легкую пищу: запеканки, творог, омлет, овощные блюда, фрукты.

-Пользуясь таблицей «Режим питания», отметьте на диаграмме каждый из приемов пищи: первый и второй завтрак, обед, полдник, ужин.

Секрет 3 - «Разнообразие».

-Что значит «разнообразие»?

-Все продукты разные. Одни продукты дают организму энергию, другие помогают строить организм, а третьи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Но ни один продукт, даже самый вкусный и полезный, не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Поэтому питание должно быть разнообразным.

-Предлагаем вам создать «Тарелку здорового питания».

-Но сначала разберемся еще с одним понятием. На флипчарте размещено слово баланс. Как вы его понимаете?

-Представьте себе акробата-канатоходца. Чтобы не потерять равновесие, ему надо уметь балансировать на канате. Вот и человек должен уметь соблюдать баланс в питании белков, жиров, углеводов. Нельзя забывать так же про витамины, минеральные соли и воду, которые должны поступать вместе с пищей.

-Как же составить рацион так, чтобы присутствовали все необходимые компоненты и не набрать вес? Представим себе обычную тарелку и визуально разделим ее на 4 части.

Растительная пища будет занимать 1//2 тарелки. Это фрукты и овощи, лучше в сыром виде. В них много клетчатки, которая набухает в желудке, вызывая чувство насыщения  и прекрасно очищает желудочно-кишечный тракт. А еще они все богаты витаминами.

Выберите и приклейте на половину тарелки те овощи, которые вы любите: помидоры, огурцы, морковь, баклажаны, кабачки, капуста, болгарский перец, тыква, авокадо, зелень.

¼ часть тарелки займут сложные углеводы. Они дают организму энергию. Для заполнения этой тарелки подойдут: каши, картофель (не жареный), макароны из твердых сортов пшеницы, цельнозерновой хлеб, гречка, бурый и дикий рис. Простые углеводы лучше исключить. Это жирные соусы, кетчуп, майонез.

Заполните ¼ часть тарелки полезными продуктами.

Последняя часть тарелки- ¼, это белки. Они отвечают за строение мышц, образование мышечных тканей. Такая пища обеспечивает «доставку» витаминов, жирных кислот. Для этой части тарелки подойдут: рыба, морепродукты, яйца, творог, мясо, бобовые и соевые продукты.

Выберите и наклейте продукты, богатые белками.

Примерно так должна выглядеть ваша тарелка в обед. Можете прикрепить ее на холодильник, и вы будете всегда помнить о правилах здорового питания.

5 этап. Рефлексия, эффект от участия в событии.

-Вернемся снова к таблице «Знаю. Интересуюсь. Узнал». У нас остался незаполненным 3 столбик. Что нового вы узнали на сегодняшнем событии о правильном питании?

-Можем ли мы все оставшиеся слова переместить на флипчарт? Объясните значение данных слов.

-Какие главные секреты питания мы раскрыли? Расскажите об этом, пользуясь составленной ментальной картой.

-Сегодня вы попытались раскрыть секреты здорового питания, узнали много нового по данной теме. Но в рамках одного занятия все узнать невозможно. Поэтому, если вас заинтересовала тема «Здоровое питание»  и вы хотите расширить свои знания по данной теме, предлагаю вам ссылку на Бесплатный курс
для школьников
, родителей и педагогов «Здоровое питание от А до Я». Вам будут предложены 11 интересных уроков по данной теме. 

https://zdorovoe.menu/?ysclid=ludup4jaeu835823239

- Предлагаем Вам чек-лист здорового питания, который поможет не забывать соблюдение принципов здорового питания школьников.

-Народная мудрость гласит: «Какова еда и питье, таково и житье». Здоровье человека зависит от правильного питания, а наши привычки питания складываются в течение всей жизни и менять их трудно. Поэтому с самого раннего детства необходимо учиться правильно питаться, уметь отличать качественные продукты от не качественных, чтобы в дальнейшем избежать многих болезней. Желаем всем вам здоровья!

​​​​​​​Источники:

Чек-лист

http://www.pavschoolone.ru/images/Pitanie/Pamyatki/Chek-list.jpg

Тарелка

https://klev.club/uploads/posts/2023-10/1697447093_klev-club-p-trafareti-uzori-na-tarelochke-44.png

Здоровое питание от А до Я

https://zdorovoe.menu/?ysclid=ludup4jaeu835823239

Заимствованные источники:

https://infourok.ru/meropriyatie-na-temu-azbuka-zdorovogo-pitaniya-klass-679564.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/12/09/klassnyy-chas-tselebnoe-chudo-ovoshchi

https://infourok.ru/klassniy-chas-piramida-zdorovogo-pitaniya-1904466.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/10/26/otkrytyy-urok-na-temu-zdorovoe-pitanie

Комментарии

Спасибо, Светлана Валерьевна, очень грамотная работа, готовый материал для беседы с детьми, обязательно использую на практике.

20 May

Спасибо, Вера Сергеевна, за приятные слова!

21 May