Воспитательский час: «Дружба. Как завоевать друзей»
Воспитательский час
Тема: «Дружба. Как завоевать друзей»
Задачи:
- углубить понимание нравственного смысла дружбы, взаимопомощи, сопереживания;
- способствовать формированию навыков и правил поведения в общении со сверстниками и с взрослыми;
- развивать осознанное отношение к дружеским связям.
Предварительная работа: написать на солнечных лучиках свои самые лучшие черты, т.е. составить «Мой портрет в лучах солнца»; подготовка ситуации понравиться друг другу; подготовка диалога об улыбке.
Оформление: чистый ватман, фломастеры, высказывание «тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается», плакат – правила Д. Карнеги, кодекс психологов «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам», листочки с именами и фамилиями уч-ся класса на каждого, рисунок «Корзины дружеских качеств».
Ход занятия
Добрый день! Я очень рада видеть вас! Надеюсь и у вас хорошее настроение. Сегодня мы будем говорить о дружбе и о том, как завоевать друзей.
Основная часть
1. А сейчас мы выясним, что такое дружба?
Упражнение «Закончи фразу»
На листе ватмана фиксировать конец предложения «Дружба-это…»
2. Затем предложить разделиться на пары и проиграть следующие этюды:
«Птица в клетке»;
«Садовник и цветок»; (забота и восхищение)
«Ветер и лодка»;
«Гвоздь и молоток» (давление и подчинение)
«Качели»
Вопросы:
- какие ситуации были связаны с дружбой?
- в какой роли было более комфортно?
- когда было неприятное ощущение?
Давайте попробуем определить смысл этюдов.
- Как вы думаете, какой этюд отражает заботу и восхищение? («Садовник и цветок»).
- Как характеризуются отношения между людьми в этюде «Молоток и гвоздь» (давление и подчинение). Считаете ли вы, что в дружбе могут быть такие отношения, если да, то в каких ситуациях?
- Какую позицию в отношениях вам напомнил этюд «Ветер и лодка»
Имели ли вы возможность изменить отношения?
Было ли у кого-то желание плыть против ветра?
- Как характеризуются отношения между друзьями в этюде «Качели»?
В каком положении «качелей» наиболее приемлемы эти отношения для вас?
- Определите свою позицию в отношении своего близкого друга, какой этюд это может охарактеризовать?
На доске:
«Тот, кто думает, что может обойтись без друзей, сильно заблуждается».
3. Однако в жизни часто встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека.
Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, чтобы понравиться людям.
Обсуждение
Правила Д. Карнеги:
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренно.
Итак, мы с вами определили правила, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Однако любое знание должно быть пережито и закреплено практикой.
Давайте попробуем применить эти правила прямо сейчас. Начнем с самого простого.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, скажите несколько приятных слов.
- Что чувствовали, улыбаясь другому человеку?
- А что почувствовали, когда улыбались вам?
Запомните и сохраните эти ощущения.
Диалог об улыбке (2 человека заранее готовятся)
Он: Она ничего не стоит, но много дает.
Она: Она обогащает тех, кто ее получит, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Он: Она длится мгновенно, а в памяти остается порой навсегда.
Она: Никто не богат на столько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Он:
Улыбка создает счастье в доме и служит паролем для друзей.
Русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин удивлялся: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, рот – поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
Недаром, кодекс психологов всего мира звучит так: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
5. А сейчас я предлагаю вам посмотреть ситуацию, в которой он и она только вчера познакомились, сегодня у них первое свидание. Естественное их желание – это понравиться друг другу.
Ситуация.
Он ждет ее, через какое-то мгновенье входит она.
Он: Здравствуй, Аня!
Она: Здравствуй, Денис!
Он: (с иронией) Ты очень пунктуальна!
Она: Извини, Денис!
Он: Ладно, давай присядем. Как у тебя дела?
Она: У меня все хорошо, как ты провел день?
Он: А я с утра был в компьютерном зале. Далее рассказывает о своих интересах.
Она: А чем ты занимаешься?
Он: Компьютерами.
Она: Наверное, это очень интересно! Я всегда восхищалась людьми, разбирающимися в компьютерах.
Денис, каковы твои впечатления об Ане? Аня расскажи о своих впечатлениях от встречи с Денисом.
- Ребята, как вы думаете, почему Аня понравилась Денису? (Вывод по правилам Д. Карнеги).
- Почему Ане было скучновато?
Музыкальная пауза: песня «Если друг оказался вдруг» В.Высоцкий.
6. Игра «Симпатии».
Раздаются листочки с именами и фамилиями учащихся класса.
Кружочками обвести имя того, кому симпатизируешь?
Подвести итог, чье имя чаще всего попадает в разряд симпатий (работают эксперты).
Заключительная часть
Упражнение «Корзина дружеских качеств»
Положить в нарисованную корзину главные качества личности, которые необходимы, чтобы отношения между вами были дружескими.
Участники пишут качества и наклеивают их на ватман, как бы вкладывая в корзину.
Я рада, что вы уже успели рассмотреть симпатичных для себя людей. Остается пожелать, чтобы эти симпатии стали взаимными.
А поможет этому «конверт откровений». Я достаю из него листочки «Мой портрет в лучах солнца». Накануне классного часа вы написали на солнечных лучиках свои самые лучшие черты. Пусть о них сегодня узнают ваши одноклассники, потому, что сегодняшний классный час – это взаимное узнавание, еще один шаг навстречу друг другу. Сделайте его, и я уверена: друзей вы непременно найдете.
Касимова Людмила Михайловна