Эссе на тему «Воспоминания, что греют наши души»

6
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

«Воспоминания, что греют наши души»

С фонарём обшарьте Весь подлунный свет!

Той страны – на карте

Нет, в пространстве – нет.

(М. Цветаева)

Сосновка, 1987 год. Ни посёлок, ни село, ни деревня. Эта географическая точка ещё не обозначена на карте, а люди уже здесь живут, работают, мечтают.  А народ-то приехал сюда: кто за длинным рублём, кто на обязательную отработку после окончания техникумов, институтов, а кто и за запахом тайги.

          В то, ещё не очень далёкое время существовала комсомольская организация, в Сосновском ЛПУ было много работающей молодёжи.  Среди них оказалась молодая учительница, которая работала в небольшой деревянной школе.

Она вспоминает первое время: «…посёлок был строящийся, а поэтому весь в каналах, отводящих воду, насыпях, - детворе раздолье для игр! Диву даешься сейчас, как всё обходилось без несчастных случаев! Хотя опасность была на каждом шагу. Около дома я с маленьким сыном попала в грязь, из которой сама так и не могла выбраться, засасывало. С большим трудом нас без сапог достали из «засоса», как дети называли такие места. Переживали мамы за детишек, но всё равно отпускали гулять, выросли все на приволье. Сейчас медведи, одичавшие собаки останавливают от свободного гуляния по тайге. А в то время какая-то уверенность была, что дикий зверь от голосов человека уйдёт. В лес смело ходили все. И подумать никто не мог, что ягоду покупать и продавать будут. А сейчас, может, и лень, и страшно, нарушены ягодники вокруг посёлка из-за неправильного многолетнего сбора, потому что ягод было в первые годы больше.»

Наталья Алексеевна, добрая моя соратница, вспоминая 1988 год, говорит не о комарах, мошках, а просто о жизни. Помнит жаркий июльский день, квартиру в новом доме, так называемом «бамовском», радость и восторг! Даже болото около дома и вокруг школы вызывало радость познания нового.  Вертолёт вспоминает первый. Тоже романтика! Ни разу до этого не летали на этом виде транспорта. Вертолёт был как челнок – единственный способ выбраться из посёлка. Летали вертолёты очень часто, людей возили бесплатно, не то, что сейчас: такая цена на билет, что не по себе становится.

    «Помню, как, прилетая в аэропорт любого города, дети радовались траве, т.к. насыпной грунт в посёлке, песок кругом, зелени не было. Это потом, со временем разрослась трава, цветы. Удобрённые огороды обросли растениями, которых в этих краях доселе не было, а с сеном для коров попали семена и к нам. Может, биологи и улыбнуться такому объяснению, но так люди говорят. Теперь зелено и красиво там, где клевер прижился, звездчатка, одуванчики буйно и крупно желтеют. Даже черёмуха появилась у рачительных хозяев однажды, диво было! Прекрасно, что начал посёлок из временного жилища превращаться в обжитое. Люди поняли, что нельзя жить кое-как, даже если живёшь год-два, не говоря уже о 20 годах, как многие из «ветеранов» посёлка живут здесь».

 Ю. Казаков в своем очерке «Северный дневник» говорит о сильных духом северянах: «…жизнь человека полна подвигов, и это слово очень полюбилось нашим литераторам. Но, странно, я никогда не слыхал его от людей, творящих эти самые подвиги. Они никогда не рассказывали, как о подвиге о своей трудной работе, полной иногда смертельных опасностей». Это действительно так. Экзотика Севера манила молодёжь комсомольского возраста. По комсомольским путёвкам приезжали водители, строители, повара. Ехали и люди постарше. «Мой отец в 50 лет «завербовался», как тогда говорили, на Север. В декабре 1983 года приехал он в Сосновку. Возглавлял ОРС на СМУ-31, несколько столовых на трассе, магазин. Со временем теплицу построили в посёлке, зелень для столовой выращивали, огурцы. Даже простая настурция радовала глаз. (Мама получала и на севере, как в юности, в подарок от папы скромные букетики: летом – ромашки, иван-чай, зимой – настурция! Было приятно смотреть на родителей, которые были счастливы в крохотном вагончике. Уютно, дружно они жили). Вспоминается, как папа замечал прекрасное рядом. Дощатый тротуар из вагон-городка СМУ к основному посёлку был проложен через лесок. Шаг в сторону - и ты уже в тайге. Тогда я и морошку впервые попробовала. Целую корзину грибов можно было набрать за два часа. Жизнь бурлила, равнодушия не было».

 Нельзя назвать лёгкой жизнь первопроходцев в восьмидесятые годы. Но всё же жизнь потихоньку налаживалась. Строились дома, дороги, появилась новая школа.

Прошло с тех пор много времени, а Наталье Алексеевне Хохловой чудится, что всё это было вчера. Мало сохранилось фотографий о тех годах: некогда было делать снимки, да и качество печати неважное, пожелтели, выцвели многие любительские фото. И не восстановить этих фотографий, детских рисунков, нехитрых детских строк. Остались в памяти сборы, серьёзные коллективные дела и задорные праздники, сбор ягод всей школой, посадку деревьев, смородины. Трудились школьники и взрослые. А сейчас труд под запретом, растёт наша смена без напряжения, на всё готовом и привыкла говорить «не имеете права», т.е. свои права они знают хорошо, а вот долг, обязанность осознают не все, совесть, честь - понятия для доброй половины понятия непривычные. Что-то важное упустили мы, взрослые, когда в таком благодатном, спокойном уголке Земли не всех детей приучили к главному в жизни – труду и уважению другого человека. 

Пока не поздно, нужно успеть собрать воспоминания тех, кто ещё не уехал. Успеть спросить, что помнят они, как им жилось, о чём мечталось. Хорошо было в прежней деревянной школе, об этом и дети говорили, и взрослые, дышалось легче.

Очень жаль выброшенную кем-то Летопись пионерской организации Сосновской восьмилетней школы. Вела её энтузиаст и подвижник своего дела пионерская вожатая Ермакова Таисия. Несколько лет жизни школы, кропотливо описанной пионерами всех классов, канули в лету. И не восстановить этих фотографий, детских рисунков, нехитрых детских строк. Трудились школьники больше.

Экзотика Севера манит молодёжь и сегодня. Приезжают работать водители, инженеры, строители, учителя, повара. Сегодня Сосновка новая, красивая. Ученики, даже удивительно, в этой лесной глуши добрые, открытые. Работаю здесь, на краю земли и никуда не хочу!




Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.