Конспект урока природоведения «Свойства воздуха»
Конспект урока. |
|
1. Организационный момент. |
|
2. Постановка темы урока. |
|
- Ребята, я приготовила для вас ребус, разгадав который, вы узнаете тему нашего урока. – Как вы догадались? - Назовите тему нашего урока. -А помогать мне сегодня вести урок будут ребята из групп «Солнышко», «Весёлое солнышко». |
Воспитательная работа в классе организована в игровой форме. В классе три группы: «Солнечные зайчики», «Солнышко», «Весёлое солнышко» |
3. Актуализация знаний. |
|
- Давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе. - Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух это не пустое место? - Покажи, пожалуйста, как ты это докажешь. - Что такое воздух? -Из чего состоит воздух? - Примерно 2 века назад учёные узнали из чего состоит воздух. Послушайте рассказ … из группы Солнышко. Рассказ ученика: Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и совсем мало – 1% углекислого газа. - Как вы думаете, ребята, какой из этих газов для нас самый важный? Почему? - Однажды барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле? Ребята 1 группы будут слушать историю в необычных условиях, я накрою их покрывалом. История барона Мюнхгаузена: Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался». |
На столе веер, стакан, ложка, мел, игрушка. Ученик выходит к доске и доказывает, что воздух – не пустое место. Слайд со схемой «Свойства воздуха» Учитель накрывает 1 группу детей покрывалом на время слушания истории. Слайд с бароном Мюнхгаузеном, историю читает учитель |
- Как вы думаете, ребята, могла ли произойти такая история? Почему? - Вы правы, ребята, без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут. - Ребята, как вы себя чувствовали во время прослушивания истории? - А почему им было трудно дышать, как вы думаете? - Послушайте рассказ ... из группы Весёлое солнышко. Рассказ ученика: При дыхании человек поглощает кислород, а выдыхает углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 л кислорода. В закрытом тесном помещении кислород быстро расходуется, поэтому дышать становится трудно. При кашле, чихании вместе с выдыхаемым углекислым газом в воздух попадают различные микробы. Поэтому, в тех помещениях, где поддерживают чистоту и свежесть воздуха, люди болеют реже. Обязательно надо проветривать комнату перед занятиями физкультурой и перед сном. - Ребята, какой полезный совет вы взяли для себя из рассказа…? - Какой же воздух нам нужен, чтобы быть здоровыми? - А где самый чистый и свежий воздух и почему? - Вы правы. Растения называют «зелёными лёгкими нашей планеты» - А в городе воздух чистый? - Как вы думаете, ребята, что надо сделать, чтобы воздух в городе стал чище? - Администрация нашего города старается сделать всё, чтобы наш город стал ещё зеленее, красивее. Проводятся конкурсы по озеленению дворов, игровых площадок. Мы с вами тоже можем поучаствовать в этой акции. Весной можно посадить дерево около дома, цветы на клумбе. И тогда воздух в нашем городе будет ещё чище, свежее. |
Развитие у детей умения аргументировать свои ответы |
4. Новая тема. Совместное открытие новых знаний. |
|
- Молодцы! Вы знаете очень много о воздухе. - Но у воздуха есть и другие свойства, о которых вы пока не знаете. Хотите узнать, какие? - Значит, какую задачу поставим перед собой? - Сегодня на уроке мы будем исследовать свойства воздуха, и узнавать, как человек их использует. А. Открытие 1 свойства воздуха. - Закройте, пожалуйста, глаза. – Откройте глаза. Как только что-либо почувствуете, поднимите руку. - Получилось так, что сначала почувствовали запах ребята с первых парт, а последними с последних парт. Как вы думаете, почему? - А почему воздух почувствовали все? - Мы с вами открыли новое свойство – движение воздуха. - Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться очень быстро? - А если ветер дует очень сильный, то что может произойти? - Давным-давно люди заметили, что ветер движет предметы, а лёгкие даже поднимает и переносит. «А нельзя ли использовать силу ветра?» - думали люди. Как вы думаете, что они изобрели? - Человек изобрёл парус, что позволило кораблям двигаться быстрее, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов. Ветряные мельницы облегчили работу по хозяйству. - Послушайте 2 историю барона Мюнхгаузена и скажите, могла ли она произойти? История: Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далёким берегам. - Могло ли такое быть? - Кто запомнил, какое свойство использовал человек при изобретении паруса? Б. Открытие 2 свойства воздуха. - На перемене мы с вами наполнили 2 пакета воздухом. Один оставили в классе, а второй положили на холод. Давайте, сравним пакеты. -Что интересного вы заметили? -А почему это произошло? Рассказ учителя: Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. - Как вы поняли, что происходит с воздухом при нагревании? - От этого воздух становится легче и поднимается вверх. Люди заметили это и решили использовать для подъёма различных предметов. Как вы думаете, что они изобрели? - Послушайте рассказ … из группы Солнышко. Рассказ ученика: После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие они наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся и благополучно приземлился. Убедившись, что опасность при подъёме в воздух не грозит, на них стали летать и люди. Полётом такого шара управлять было нельзя, он летел в ту сторону, куда дует ветер. Вскоре учёные изобрели управляемый летательный аппарат. Он был оснащён рулём и гребным винтом. Назвали его аэростат. Прошло некоторое время, и люди стали использовать его для наблюдений за окрестностью, военными действиями, для путешествий и составления плана местности. - Ребята, давайте прочитаем новое слово хором. - Мы с вами открыли 2 свойство воздуха. В чём оно заключается? В. Открытие 3 свойства воздуха. - Посмотрите на доску и сравните плотность воды и воздуха. плотность воды – 1000 кг/м плотность воздуха – 1,29 кг/м -Что имеет более низкую плотность? - Попробуйте опереться на воздух. Получается? - Но человек заметил, что если развить большую скорость, то опереться на воздух можно. Это свойство воздуха позволило создать более совершенные летательные аппараты – самолёт и вертолёт. Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с большой скоростью. - Кто догадался, для чего у самолёта крылья? - Итак, какое свойство воздуха использует человек при полёте на самолёте? |
Создание познавательной мотивации Формулировка учебной задачи учащимися в словесной форме Слайд с темой урока Развитие умения вести учебную дискуссию После ответов детей слайд со словами «движение воздуха» После ответов детей слайд с рисунками урагана, смерча После ответов детей слайд с рисунком парусника, слайд с рисунком ветряной мельницы. Слайд с бароном Мюнхгаузеном, историю читает учитель Развитие умения вести учебную дискуссию После ответов детей слайд Дети рассматривают пакеты с воздухом, сравнивают, делают вывод. Развитие у детей умения аргументировать, доказывать свою точку зрения Слайд с медленным движением частиц Слайд с быстрым движением частиц После ответов детей слайд Слайд с воздушным шаром Слайд с аэростатом После ответа детей слайд Слайд с рисунком самолёта После ответа детей слайд. |
5. Физкультминутка. |
|
Г. Открытие 4 свойства воздуха. - У воздуха есть ещё одно интересное свойство. Прочитаем о нём по учебнику. Чтение вслух. - О каком свойстве вы узнали? - Для чего человек надевает тёплую одежду? - Для чего двойные рамы в окнах? - Ребята, кто запомнил 4 свойство воздуха? Д. Открытие 5 свойства воздуха. - А сейчас вы сами проведёте опыт и откроете последнее свойство воздуха. Найдите описание опыта в учебнике. Работая в парах, вам надо провести опыт и записать вывод в учебнике. Начинаем работу. Проверка. - Какой вывод вы сделали? - А как называется это свойство? - Рассмотрите рисунок и расскажите, где человек использует упругость воздуха. Выслушивание рассказов учеников. Е. Вывод. - Итак, с какими свойствами воздуха мы познакомились? |
После ответа детей слайд. После ответа детей слайд. Дети проводят опыт и делают вывод. После ответа детей слайд. Слайд с рисунками мяча, надувного матраса, колеса. Дети называют все свойства воздуха. После ответа детей слайд со схемой-опорой.. |
6. Закрепление пройденного. |
|
А. Разгадывание кроссворда. - А сейчас мы проверим, кто был самым внимательным на уроке. Я приготовила для вас кроссворд, разгадав который, вы прочитаете ключевое слово. Работаем в группах. - Какое ключевое слово у вас получилось? - 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 группы поменяйтесь своими кроссвордами и проверьте работу своих товарищей. Б. Взаимопроверка. - Верните кроссворд хозяевам. - Встаньте, пожалуйста, у кого кроссворд отгадан правильно. - Молодцы! В. Выставка книг. - Те ребята, которых заинтересовала эта тема, смогут узнать больше о свойствах воздуха и их использовании человеком вот из этих книг из нашей классной библиотечки. |
Раздаточный материал - кроссворд. |
7. Домашнее задание. |
|
- Домашнее задание: прочитать тему в учебнике, выучить свойства воздуха, выполнить задание 1 ряд - №5, 2 ряд - №8, 3 ряд - №4. - А для тех, кому эта тема интересна и кто хочет узнать побольше, я подготовила викторину. Вы можете отвечать на вопросы вместе с родителями, друзьями. Поднимите руку, кто хочет взять викторину. Викторина. Какое явление природы наблюдал русский учёный Д.И.Менделеев с воздушного шара? В каком русском городе изобретён воздушный змей? Что использовал Крякутной для создания своего воздушного шара? Какой и чей подвиг хотел повторить Крякутной? Напишите все летательные аппараты, которые вам известны. |
Д/з дифференцированное (разное по степени трудности) Дополнительное д/з для желающих - викторина |
8. Итог урока. |
|
- Понравился вам наш урок? - С чем мы сегодня познакомились? |
Город Снежное
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №5
Разработка урока с использованием мультимедийной доски по природоведению на тему: «Свойства воздуха»
Подготовила: Учитель начальных классов Шевкунова Н.Л.
2014
Тема: Свойства воздуха
Цель:
- Продолжить формировать понятие «воздух»; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, установить свойства воздуха, формировать навыки в проведении опытов;
- Развивать логическое мышление, внимание, память, устную связанную речь; умения работать в группе;
- Воспитывать уважительно отношение к природе.
Оборудование: веер, стакан, ложка, мел, пакеты, мячи, презентация к уроку.