Конспект урока природоведения «Свойства воздуха»

5
0
Материал опубликован 4 August 2016

Конспект урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы урока.

- Ребята, я приготовила для вас ребус, разгадав который, вы узнаете тему нашего урока.

Как вы догадались?

- Назовите тему нашего урока.

-А помогать мне сегодня вести урок будут ребята из групп «Солнышко», «Весёлое солнышко».

Воспитательная работа в классе организована в игровой форме. В классе три группы: «Солнечные зайчики», «Солнышко», «Весёлое солнышко»

3. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе.

- Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух это не пустое место?

- Покажи, пожалуйста, как ты это докажешь.

- Что такое воздух?

-Из чего состоит воздух?

- Примерно 2 века назад учёные узнали из чего состоит воздух. Послушайте рассказ … из группы Солнышко.

Рассказ ученика:

Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и совсем мало – 1% углекислого газа.

- Как вы думаете, ребята, какой из этих газов для нас самый важный? Почему?

- Однажды барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле? Ребята 1 группы будут слушать историю в необычных условиях, я накрою их покрывалом.

История барона Мюнхгаузена:

Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался».

На столе веер, стакан, ложка, мел, игрушка.

Ученик выходит к доске и доказывает, что воздух – не пустое место.

Слайд со схемой «Свойства воздуха»

Учитель накрывает 1 группу детей покрывалом на время слушания истории.

Слайд с бароном Мюнхгаузеном, историю читает учитель

- Как вы думаете, ребята, могла ли произойти такая история? Почему?

- Вы правы, ребята, без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут.

- Ребята, как вы себя чувствовали во время прослушивания истории?

- А почему им было трудно дышать, как вы думаете?

- Послушайте рассказ ... из группы Весёлое солнышко.

Рассказ ученика:

При дыхании человек поглощает кислород, а выдыхает углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 л кислорода. В закрытом тесном помещении кислород быстро расходуется, поэтому дышать становится трудно. При кашле, чихании вместе с выдыхаемым углекислым газом в воздух попадают различные микробы. Поэтому, в тех помещениях, где поддерживают чистоту и свежесть воздуха, люди болеют реже. Обязательно надо проветривать комнату перед занятиями физкультурой и перед сном. - Ребята, какой полезный совет вы взяли для себя из рассказа…?

- Какой же воздух нам нужен, чтобы быть здоровыми?

- А где самый чистый и свежий воздух и почему?

- Вы правы. Растения называют «зелёными лёгкими нашей планеты»

- А в городе воздух чистый?

- Как вы думаете, ребята, что надо сделать, чтобы воздух в городе стал чище?

- Администрация нашего города старается сделать всё, чтобы наш город стал ещё зеленее, красивее. Проводятся конкурсы по озеленению дворов, игровых площадок. Мы с вами тоже можем поучаствовать в этой акции. Весной можно посадить дерево около дома, цветы на клумбе. И тогда воздух в нашем городе будет ещё чище, свежее.

Развитие у детей умения аргументировать свои ответы

4. Новая тема. Совместное открытие новых знаний.

- Молодцы! Вы знаете очень много о воздухе.

- Но у воздуха есть и другие свойства, о которых вы пока не знаете. Хотите узнать, какие?

- Значит, какую задачу поставим перед собой?

- Сегодня на уроке мы будем исследовать свойства воздуха, и узнавать, как человек их использует.

А. Открытие 1 свойства воздуха.

- Закройте, пожалуйста, глаза.

Откройте глаза. Как только что-либо почувствуете, поднимите руку.

- Получилось так, что сначала почувствовали запах ребята с первых парт, а последними с последних парт. Как вы думаете, почему?

- А почему воздух почувствовали все?

- Мы с вами открыли новое свойство

движение воздуха.

- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться очень быстро?

- А если ветер дует очень сильный, то что может произойти?

- Давным-давно люди заметили, что ветер движет предметы, а лёгкие даже поднимает и переносит. «А нельзя ли использовать силу ветра?» - думали люди. Как вы думаете, что они изобрели?

- Человек изобрёл парус, что позволило кораблям двигаться быстрее, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов. Ветряные мельницы облегчили работу по хозяйству.

- Послушайте 2 историю барона Мюнхгаузена и скажите, могла ли она произойти?

История:

Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далёким берегам.

- Могло ли такое быть?

- Кто запомнил, какое свойство использовал человек при изобретении паруса?

Б. Открытие 2 свойства воздуха.

- На перемене мы с вами наполнили 2 пакета воздухом. Один оставили в классе, а второй положили на холод. Давайте, сравним пакеты.

-Что интересного вы заметили?

-А почему это произошло?

Рассказ учителя:

Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.

- Как вы поняли, что происходит с воздухом при нагревании?

- От этого воздух становится легче и поднимается вверх. Люди заметили это и решили использовать для подъёма различных предметов. Как вы думаете, что они изобрели?

- Послушайте рассказ … из группы Солнышко.

Рассказ ученика:

После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие они наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся и благополучно приземлился. Убедившись, что опасность при подъёме в воздух не грозит, на них стали летать и люди. Полётом такого шара управлять было нельзя, он летел в ту сторону, куда дует ветер. Вскоре учёные изобрели управляемый летательный аппарат. Он был оснащён рулём и гребным винтом. Назвали его аэростат. Прошло некоторое время, и люди стали использовать его для наблюдений за окрестностью, военными действиями, для путешествий и составления плана местности.

- Ребята, давайте прочитаем новое слово хором.

- Мы с вами открыли 2 свойство воздуха. В чём оно заключается?

В. Открытие 3 свойства воздуха.

- Посмотрите на доску и сравните плотность воды и воздуха.

плотность воды – 1000 кг/м

плотность воздуха – 1,29 кг/м

-Что имеет более низкую плотность?

- Попробуйте опереться на воздух. Получается?

- Но человек заметил, что если развить большую скорость, то опереться на воздух можно. Это свойство воздуха позволило создать более совершенные летательные аппараты – самолёт и вертолёт. Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с большой скоростью.

- Кто догадался, для чего у самолёта крылья?

- Итак, какое свойство воздуха использует человек при полёте на самолёте?

Создание познавательной мотивации

Формулировка учебной задачи учащимися в словесной форме

Слайд с темой урока

Развитие умения вести учебную дискуссию

После ответов детей

слайд со словами «движение воздуха»

После ответов детей

слайд с рисунками урагана, смерча

После ответов детей

слайд с рисунком парусника,

слайд с рисунком ветряной мельницы.

Слайд с бароном Мюнхгаузеном, историю читает учитель

Развитие умения вести учебную дискуссию

После ответов детей

слайд

Дети рассматривают пакеты с воздухом, сравнивают, делают вывод.

Развитие у детей умения аргументировать, доказывать свою точку зрения

Слайд с медленным движением частиц

Слайд с быстрым движением частиц

После ответов детей

слайд

Слайд с воздушным шаром

Слайд с аэростатом

После ответа детей слайд

Слайд с рисунком самолёта

После ответа детей слайд.

5. Физкультминутка.

Г. Открытие 4 свойства воздуха.

- У воздуха есть ещё одно интересное свойство. Прочитаем о нём по учебнику.

Чтение вслух.

- О каком свойстве вы узнали?

- Для чего человек надевает тёплую одежду?

- Для чего двойные рамы в окнах?

- Ребята, кто запомнил 4 свойство воздуха?

Д. Открытие 5 свойства воздуха.

- А сейчас вы сами проведёте опыт и откроете последнее свойство воздуха. Найдите описание опыта в учебнике. Работая в парах, вам надо провести опыт и записать вывод в учебнике. Начинаем работу.

Проверка.

- Какой вывод вы сделали?

- А как называется это свойство?

- Рассмотрите рисунок и расскажите, где человек использует упругость воздуха.

Выслушивание рассказов учеников.

Е. Вывод.

- Итак, с какими свойствами воздуха мы познакомились?

После ответа детей слайд.

После ответа детей слайд.

Дети проводят опыт и делают вывод.

После ответа детей слайд.

Слайд с рисунками мяча, надувного матраса, колеса.

Дети называют все свойства воздуха.

После ответа детей слайд со схемой-опорой..

6. Закрепление пройденного.

А. Разгадывание кроссворда.

- А сейчас мы проверим, кто был самым внимательным на уроке. Я приготовила для вас кроссворд, разгадав который, вы прочитаете ключевое слово. Работаем в группах.

- Какое ключевое слово у вас получилось?

- 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 группы поменяйтесь своими кроссвордами и проверьте работу своих товарищей.

Б. Взаимопроверка.

- Верните кроссворд хозяевам.

- Встаньте, пожалуйста, у кого кроссворд отгадан правильно.

- Молодцы!

В. Выставка книг.

- Те ребята, которых заинтересовала эта тема, смогут узнать больше о свойствах воздуха и их использовании человеком вот из этих книг из нашей классной библиотечки.

Раздаточный материал - кроссворд.

7. Домашнее задание.

- Домашнее задание: прочитать тему в учебнике, выучить свойства воздуха, выполнить задание 1 ряд - №5, 2 ряд - №8, 3 ряд - №4.

- А для тех, кому эта тема интересна и кто хочет узнать побольше, я подготовила викторину. Вы можете отвечать на вопросы вместе с родителями, друзьями. Поднимите руку, кто хочет взять викторину.

Викторина.

Какое явление природы наблюдал русский учёный Д.И.Менделеев с воздушного шара?

В каком русском городе изобретён воздушный змей?

Что использовал Крякутной для создания своего воздушного шара?

Какой и чей подвиг хотел повторить Крякутной?

Напишите все летательные аппараты, которые вам известны.

Д/з дифференцированное (разное по степени трудности)

Дополнительное д/з для желающих - викторина

8. Итог урока.

- Понравился вам наш урок?

- С чем мы сегодня познакомились?

 

Город Снежное

Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №5

Разработка урока с использованием мультимедийной доски по природоведению на тему: «Свойства воздуха»

Подготовила: Учитель начальных классов Шевкунова Н.Л.

2014

Тема: Свойства воздуха

Цель:

  • Продолжить формировать понятие «воздух»; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, установить свойства воздуха, формировать навыки в проведении опытов;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, устную связанную речь; умения работать в группе;
  • Воспитывать уважительно отношение к природе.

Оборудование: веер, стакан, ложка, мел, пакеты, мячи, презентация к уроку.

Комментарии
Комментариев пока нет.