Урок русского языка в 6 классе на тему «Возвратное местоимение СЕБЯ»
Пояснительная записка к презентации
Возвратное местоимение себя.
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1459345602.ppt ("Возвратное местоимение СЕБЯ")"
Цели:
обучающая: формировать умение употреблять возвратное местоимение себя в речи;
развивающая: развивать мыслительные процессы учащихся: память, внимание, умение анализировать предложенный материал;
воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
1. По следам домашних заданий.
1) Индивидуальные задания.
- Раздаются ученикам карточки по теме «Имя числительное», которые готовили друг для друга.
Ко мне, к нам, с тобой, о нас, от него, без них, у неё.
- Определить падеж местоимений, указать их начальную форму.
- Указать лицо, к которому относятся.
2) «Опросик».
Какие личные местоимения знаете?
Как изменяются личные местоимения?
Какими категориями обладают?
- Работа в парах. Ответить на данные вопросы «на ушко» соседу по парте и поставить друг другу отметки.
3) Фронтальная работа.
Он любит её
к нему в гости
тебе холодно
мне жарко
я с тобой
скучает по нас
думает о тебе
идут с вами
- Определить падеж местоимений, указать их начальную форму.
- Указать лицо, к которому относятся.
4) Самостоятельная проверочная работа.
В доме после смерти матери было мрачно и скучно. Отец был строг и суров со мной. Тяжёлое горе заслонило его от меня. Я не встречал у него ни привета, ни ласки. Нянька отделяла от меня мою сестру, я не мог играть с нею.
Между тем, надо мной собиралась гроза. Януш рассказал отцу обо мне. Отец сидел в кресле и не поворачивался ко мне. Я поднял на него глаза и тотчас опустил их. У него был тяжёлый, подавляющий взгляд.
- Выписать личные местоимения с предлогами. Указать их падеж.
2. Интрига.
1) «Шутке минутка».
Плачет маленький Питон:
Сам себя запутал он.
Сам себя переползал
И себя узлом связал.
Кто теперь ему поможет!
Сам себя найти не может!
- Как бы вы озаглавили текст?
- Вы когда-нибудь оказывались в такой ситуации, как маленький Питон? Расскажите!
- Как думаете, на кого указывает местоимение, которое здесь употребляется?
- Как называется этот разряд местоимений?
- Что о нём рассказывает учебник?
2) «Мой учебник мне подскажет!»
Как изменяется возвратное местоимение себя?
Формы какого падежа не имеет?
Измените по падежам.
Каким членом предложения может быть в предложении? Докажите!
- Ответить на вопросы, прочитав материал учебника так внимательно, чтобы уметь дать полный ответ!
3. Движение темы.
1) Упражнение №42.
- По заданию с последующей проверкой.
2) Лексическая работа.
Выйти из себя (потерять хладнокровие)
Взять работу по себе (по силам)
Не в себе (душевное расстройство)
Не по себе (неприятно или нездоровится)
Прийти в себя (опомниться)
Себе на уме (скрытен, хитёр)
Про себя (не вслух)
Уйти в себя (замкнуться)
- Объясните значение фразеологических оборотов.
- Какое хитрое местоимение! Оно даже может «прятаться» внутри других слов! Примеры приведите! Трудно? Надо дома поработать со словарём!
4. Итоги. Д/З.
1. Итоги.
Интересно было сегодня? Поставьте мне отметку за урок. А теперь себе!
2. Д/З: -стр. 169;
-упр. 403
Ямщикова Вероника Петровна