Конспект урока русского языка в 6 классе «Местоимение»
Пояснительная записка к презентации
Алатырева О. Г. МБОУ Светлянская СОШ
Воткинский район, Удмуртская Республика
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: «Местоимение»
Разработала: О.Г. Алатырева учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ Светлянской СОШ
с. Светлое 2016г.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2004 г., М. Разумовская
Тема урока: «Местоимение»
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторение пунктуационных правил и норм
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий, введение в проект.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте; осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.
Метапредметные:
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.
Ход урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный этап |
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Коммуникативные: выстраивают учебный диалог с учителем. |
Улыбайся солнцу, улыбайся песне! - Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись, чтобы у вас все получилось. -Какой сегодня день? (пятница, 12 апреля) - Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День космонавтики) (слайд 1) |
Приветствуют, настраиваются на работу Отвечают на вопросы |
Синтаксическая минутка |
Предметные: осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом; Познавательные: анализируют, делают выводы |
- Начинаем наш урок с разминки: - Найдите грамматическую основу предложения. Чем осложнено это предложение? Ю. А. Гагарин - первый человек, совершивший полет в космос. (подлежащее и сказуемое - имя существительное; в предложении содержится причастный оборот) |
Оформляют тетради, работают на предложением, комментируют, называют правило, на которое опирались во время выполнения задания. |
Постановка учебной задачи |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: анализируют, делают выводы Коммуникативные: выстраивают учебный диалог с учителем. |
-Сегодня мы тоже будем космонавтами и отправимся открывать для себя новое, неизвестное на планете Местоимений. - Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова: ОН изучил за много лет (слайд 2) ЕЁ по множеству примет - Понятен ли вам смысл этого отрывка? Кто ОН? Кого изучил он за много лет? - Чтобы понять, нужно прочитать все четверостишие: Скворец летел к себе домой. Летел дорогою прямой. Он изучил за много лет Её по множеству примет. (слайд 3 второй щелчок) - Как видите, мы не можем понять о ком идет речь без первых двух строчек. - Являются ли слова ОН, ЕЁ названиями предметов или только указывают на предметы? - Как называются эти слова? (Местоимения от лат. «вместо имени») (слайд 4) - Запишите тему в тетрадь |
Отвечают на вопросы Анализируют стихотворение. Озвучивают понятие. Записывают тему в тетрадь |
Первичное закрепление |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию |
- Что такое местоимение? - Для чего оно нужно в тексте? - Вместо каких самостоятельных частей речи оно может употребляться? |
Находят в тексте понятие (стр 293) Отвечают на вопросы |
Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте, Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем. |
А вы знаете, что местоимения еще называют: загадкой, помощником, характеристикой, заместителем? Почему? - Ответить на все эти вопросы поможет работа в проекте: «Вместо имени». (слайд 5) - Почему наш проект будет называться именно так? (именно так переводится слово МЕСТОИМЕНИЕ с латинского.) Цель нашего проекта: получение знаний о местоимении, создание мини - учебника для закрепления и повторения материала по теме. - По окончании работы в проекте вы создадите свой личный мини - учебник по части речи местоимение, который сможете использовать в дальнейшей работе. |
Читают стихотворение, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Высказывают собственное мнение |
Самостоятельная работа (поиск информации) |
Предметные: составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах |
- Итак, приступим к работе в проекте. (слайд 6) 1 группа исследует, почему местоимение называют загадкой 2 группа - почему называют помощником 3 группа - почему характеристикой 4 группа - почему заместителем
(В случаем, если какая - то из групп быстрее справилась с заданием, можно дать дополнительное: выписать местоимения из стихотворения (приложение 2 ) |
Дети работают в группах по карточкам (приложение 1) Затем отчитываются по поставленным вопросам |
Рефлексия |
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями. |
- Пора подвести итог нашего урока. Давайте проверим, что вы узнали о планете Местоимений. Проверьте себя. (дети работают по таблице (приложение 3) дописывают предложения, которые тут же проверяем)(слайд7) - Кто доволен своей работой? Вы хорошо сегодня поработали? Молодцы. Спасибо за работу. Д/з упр. 650 стр. 295 |
Дети формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала. |
Приложение 1
1 группа Каждое местоимение - загадка
Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. … не было видно. … озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился... И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. … поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. … жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что … обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в … нос.
Вывод: прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе.
2 группа Каждое местоимение - помощник
Мой Барсик
В прошлом году ... принесли брошенного котёнка. ... назвал ... Барсиком. Теперь ... подрос, превратился в огромного сильного кота.
Барсик – сиамский кот, … очень красивый, умный и упрямый и даже немного своенравный.
У Барсика есть свои привычки. ... любит встречать ... после школы, делать со мной уроки, а вечером ложится на свое место на диване и никому … не уступает.
Барсик не любит, когда … что-то запрещают. … только на время сделает вид, что согласен … , а потом проверит, что … всё-таки не разрешили делать.
Барсика любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья.
Вывод: В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов.
3 группа Каждое местоимение - характеристика
Дайте характеристику человеку по данным выражениям:
сам себе хозяин
себе на уме
строит из себя
пришёл в себя
взял себя в руки ;
вне себя
Вывод: есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крылатыми фразами.
4 группа Каждое местоимение - заместитель
По соотношению с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений:
Местоимения- ?: я, мы, кто, никто, что-то и др. – указывают на предметы, изменяются по падежам и связываются с другими словами в предложении как имена существительные. (Приведите пример)
Местоимения- ?: мой, твой, этот и др. – указывают на признаки предметов как имена прилагательные. Они связываются с именами существительными, изменяются по родам, числам и падежам. (Приведите пример)
Местоимения- ?: столько, несколько и др. – указывают на кол-во предметов. Связываются с сущ. , изменяются по падежам. (приведите пример)
Местоимения- ?: где, когда, куда и др. – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами.(Приведите пример)
Приложение 2
Улыбка Гагарина
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - вот он, российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
И. Левченко
Приложение 3
Местоимение - это… |
|
Местоимения указывают на… |
|
Местоимение употребляется в тексте вместо… |
|
Роль местоимения в тексте |
|
Все местоимения по своему грамматическому значению делятся на… |
Валентина