12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алатырева О. Г. 128
Россия, Удмуртская респ., Воткинский район, село Светлое
0

Конспект урока русского языка в 6 классе «Местоимение»



Алатырева О. Г. МБОУ Светлянская СОШ

Воткинский район, Удмуртская Республика

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Местоимение»

Разработала: О.Г. Алатырева учитель русского языка и литературы 1 категории  МБОУ Светлянской СОШ

/data/files/d1475155174.ppt

с. Светлое 2016г.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2004 г., М. Разумовская

Тема урока: «Местоимение»

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторение пунктуационных правил и норм

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий, введение в проект.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте; осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

Метапредметные:

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

 

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Коммуникативные: выстраивают учебный диалог с учителем.

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней,
При любом ненастье, при любой грозе.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись, чтобы у вас все получилось.

-Какой сегодня день? (пятница, 12 апреля)

- Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День космонавтики) (слайд 1)

Приветствуют, настраиваются на работу

Отвечают на вопросы

Синтаксическая минутка

Предметные: осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом;

Познавательные: анализируют, делают выводы

- Начинаем наш урок с разминки:

- Найдите грамматическую основу предложения. Чем осложнено это предложение?

Ю. А. Гагарин - первый человек, совершивший полет в космос. (подлежащее и сказуемое - имя существительное; в предложении содержится причастный оборот)

Оформляют тетради, работают на предложением, комментируют, называют правило, на которое опирались во время выполнения задания.

Постановка учебной задачи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: анализируют, делают выводы

Коммуникативные: выстраивают учебный диалог с учителем.

-Сегодня мы тоже будем космонавтами и отправимся открывать для себя новое, неизвестное на планете Местоимений.

- Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова:

ОН изучил за много лет (слайд 2)

ЕЁ по множеству примет

- Понятен ли вам смысл этого отрывка? Кто ОН? Кого изучил он за много лет?

- Чтобы понять, нужно прочитать все четверостишие:

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет. (слайд 3 второй щелчок)

- Как видите, мы не можем понять о ком идет речь без первых двух строчек.

- Являются ли слова ОН, ЕЁ названиями предметов или только указывают на предметы?

- Как называются эти слова? (Местоимения от лат. «вместо имени») (слайд 4)

- Запишите тему в тетрадь

Отвечают на вопросы

Анализируют стихотворение.

Озвучивают понятие.

Записывают тему в тетрадь

Первичное закрепление

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

- Что такое местоимение?

- Для чего оно нужно в тексте?

- Вместо каких самостоятельных частей речи оно может употребляться?

Находят в тексте понятие (стр 293)

Отвечают на вопросы

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте,

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

А вы знаете, что местоимения еще называют: загадкой, помощником, характеристикой, заместителем? Почему?

- Ответить на все эти вопросы поможет работа в проекте: «Вместо имени». (слайд 5)

- Почему наш проект будет называться именно так? (именно так переводится слово МЕСТОИМЕНИЕ с латинского.)

Цель нашего проекта: получение знаний о местоимении, создание мини - учебника для закрепления и повторения материала по теме.

- По окончании работы в проекте вы создадите свой личный мини - учебник по части речи местоимение, который сможете использовать в дальнейшей работе.

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Высказывают собственное мнение

Самостоятельная работа (поиск информации)

Предметные: составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах

- Итак, приступим к работе в проекте. (слайд 6)

1 группа исследует, почему местоимение называют загадкой

2 группа - почему называют помощником

3 группа - почему характеристикой

4 группа - почему заместителем

 

(В случаем, если какая - то из групп быстрее справилась с заданием, можно дать дополнительное: выписать местоимения из стихотворения (приложение 2 )

Дети работают в группах по карточкам (приложение 1)

Затем отчитываются по поставленным вопросам

Рефлексия

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

- Пора подвести итог нашего урока. Давайте проверим, что вы узнали о планете Местоимений. Проверьте себя. (дети работают по таблице (приложение 3) дописывают предложения, которые тут же проверяем)(слайд7)

- Кто доволен своей работой? Вы хорошо сегодня поработали? Молодцы. Спасибо за работу.

Д/з упр. 650 стр. 295

Дети формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала.

Приложение 1

1 группа Каждое местоимение - загадка

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. … не было видно. … озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился... И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. … поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. … жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что … обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в … нос.

Вывод: прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе.


 

2 группа Каждое местоимение - помощник

Мой Барсик

В прошлом году ... принесли брошенного котёнка. ... назвал ... Барсиком. Теперь ... подрос, превратился в огромного сильного кота.

Барсик – сиамский кот, … очень красивый, умный и упрямый и даже немного своенравный.

У Барсика есть свои привычки. ... любит встречать ... после школы, делать со мной уроки, а вечером ложится на свое место на диване и никому … не уступает.

Барсик не любит, когда … что-то запрещают. … только на время сделает вид, что согласен … , а потом проверит, что … всё-таки не разрешили делать.

Барсика любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья.

Вывод: В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов.

3 группа Каждое местоимение - характеристика

Дайте характеристику человеку по данным выражениям:

сам себе хозяин

себе на уме

строит из себя

пришёл в себя

взял себя в руки ;

вне себя

Вывод: есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крылатыми фразами.

 

4 группа Каждое местоимение - заместитель

По соотношению с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений:

Местоимения- ?: я, мы, кто, никто, что-то и др. – указывают на предметы, изменяются по падежам и связываются с другими словами в предложении как имена существительные. (Приведите пример)

Местоимения- ?: мой, твой, этот и др. – указывают на признаки предметов как имена прилагательные. Они связываются с именами существительными, изменяются по родам, числам и падежам. (Приведите пример)

Местоимения- ?: столько, несколько и др. – указывают на кол-во предметов. Связываются с сущ. , изменяются по падежам. (приведите пример)

Местоимения- ?: где, когда, куда и др. – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами.(Приведите пример)

 

Приложение 2

Улыбка Гагарина

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - вот он, российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

И. Левченко

 

Приложение 3

Местоимение - это…


 


 

Местоимения указывают на…


 


 

Местоимение употребляется в тексте вместо…


 


 

Роль местоимения в тексте


 


 

Все местоимения по своему грамматическому значению делятся на…

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Валентина, 24.11.16 в 19:59 0Ответить Пожаловаться
Презентация отсутствует.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.