Конспект урока русского языка в 6 классе «Местоимение»

0
1
Материал опубликован 29 September 2016

Пояснительная записка к презентации

Алатырева О. Г. МБОУ Светлянская СОШ

Воткинский район, Удмуртская Республика

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Местоимение»

Разработала: О.Г. Алатырева учитель русского языка и литературы 1 категории  МБОУ Светлянской СОШ

/data/files/d1475155174.ppt

с. Светлое 2016г.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2004 г., М. Разумовская

Тема урока: «Местоимение»

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторение пунктуационных правил и норм

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий, введение в проект.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте; осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

Метапредметные:

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

 

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Коммуникативные: выстраивают учебный диалог с учителем.

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней,
При любом ненастье, при любой грозе.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись, чтобы у вас все получилось.

-Какой сегодня день? (пятница, 12 апреля)

- Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День космонавтики) (слайд 1)

Приветствуют, настраиваются на работу

Отвечают на вопросы

Синтаксическая минутка

Предметные: осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом;

Познавательные: анализируют, делают выводы

- Начинаем наш урок с разминки:

- Найдите грамматическую основу предложения. Чем осложнено это предложение?

Ю. А. Гагарин - первый человек, совершивший полет в космос. (подлежащее и сказуемое - имя существительное; в предложении содержится причастный оборот)

Оформляют тетради, работают на предложением, комментируют, называют правило, на которое опирались во время выполнения задания.

Постановка учебной задачи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: анализируют, делают выводы

Коммуникативные: выстраивают учебный диалог с учителем.

-Сегодня мы тоже будем космонавтами и отправимся открывать для себя новое, неизвестное на планете Местоимений.

- Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова:

ОН изучил за много лет (слайд 2)

ЕЁ по множеству примет

- Понятен ли вам смысл этого отрывка? Кто ОН? Кого изучил он за много лет?

- Чтобы понять, нужно прочитать все четверостишие:

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет. (слайд 3 второй щелчок)

- Как видите, мы не можем понять о ком идет речь без первых двух строчек.

- Являются ли слова ОН, ЕЁ названиями предметов или только указывают на предметы?

- Как называются эти слова? (Местоимения от лат. «вместо имени») (слайд 4)

- Запишите тему в тетрадь

Отвечают на вопросы

Анализируют стихотворение.

Озвучивают понятие.

Записывают тему в тетрадь

Первичное закрепление

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

- Что такое местоимение?

- Для чего оно нужно в тексте?

- Вместо каких самостоятельных частей речи оно может употребляться?

Находят в тексте понятие (стр 293)

Отвечают на вопросы

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте,

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

А вы знаете, что местоимения еще называют: загадкой, помощником, характеристикой, заместителем? Почему?

- Ответить на все эти вопросы поможет работа в проекте: «Вместо имени». (слайд 5)

- Почему наш проект будет называться именно так? (именно так переводится слово МЕСТОИМЕНИЕ с латинского.)

Цель нашего проекта: получение знаний о местоимении, создание мини - учебника для закрепления и повторения материала по теме.

- По окончании работы в проекте вы создадите свой личный мини - учебник по части речи местоимение, который сможете использовать в дальнейшей работе.

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Высказывают собственное мнение

Самостоятельная работа (поиск информации)

Предметные: составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах

- Итак, приступим к работе в проекте. (слайд 6)

1 группа исследует, почему местоимение называют загадкой

2 группа - почему называют помощником

3 группа - почему характеристикой

4 группа - почему заместителем

 

(В случаем, если какая - то из групп быстрее справилась с заданием, можно дать дополнительное: выписать местоимения из стихотворения (приложение 2 )

Дети работают в группах по карточкам (приложение 1)

Затем отчитываются по поставленным вопросам

Рефлексия

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

- Пора подвести итог нашего урока. Давайте проверим, что вы узнали о планете Местоимений. Проверьте себя. (дети работают по таблице (приложение 3) дописывают предложения, которые тут же проверяем)(слайд7)

- Кто доволен своей работой? Вы хорошо сегодня поработали? Молодцы. Спасибо за работу.

Д/з упр. 650 стр. 295

Дети формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала.

Приложение 1

1 группа Каждое местоимение - загадка

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. … не было видно. … озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился... И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. … поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. … жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что … обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в … нос.

Вывод: прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе.


 

2 группа Каждое местоимение - помощник

Мой Барсик

В прошлом году ... принесли брошенного котёнка. ... назвал ... Барсиком. Теперь ... подрос, превратился в огромного сильного кота.

Барсик – сиамский кот, … очень красивый, умный и упрямый и даже немного своенравный.

У Барсика есть свои привычки. ... любит встречать ... после школы, делать со мной уроки, а вечером ложится на свое место на диване и никому … не уступает.

Барсик не любит, когда … что-то запрещают. … только на время сделает вид, что согласен … , а потом проверит, что … всё-таки не разрешили делать.

Барсика любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья.

Вывод: В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов.

3 группа Каждое местоимение - характеристика

Дайте характеристику человеку по данным выражениям:

сам себе хозяин

себе на уме

строит из себя

пришёл в себя

взял себя в руки ;

вне себя

Вывод: есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крылатыми фразами.

 

4 группа Каждое местоимение - заместитель

По соотношению с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений:

Местоимения- ?: я, мы, кто, никто, что-то и др. – указывают на предметы, изменяются по падежам и связываются с другими словами в предложении как имена существительные. (Приведите пример)

Местоимения- ?: мой, твой, этот и др. – указывают на признаки предметов как имена прилагательные. Они связываются с именами существительными, изменяются по родам, числам и падежам. (Приведите пример)

Местоимения- ?: столько, несколько и др. – указывают на кол-во предметов. Связываются с сущ. , изменяются по падежам. (приведите пример)

Местоимения- ?: где, когда, куда и др. – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами.(Приведите пример)

 

Приложение 2

Улыбка Гагарина

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - вот он, российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

И. Левченко

 

Приложение 3

Местоимение - это…


 


 

Местоимения указывают на…


 


 

Местоимение употребляется в тексте вместо…


 


 

Роль местоимения в тексте


 


 

Все местоимения по своему грамматическому значению делятся на…

 

Предварительный просмотр презентации

Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля – День космонавтики

Скворец летел к себе домой, Скворец летел к себе домой, Летел дорогою прямой ОН изучил за много лет ЕЁ по множеству примет

это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты, он, она), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно. Местоимения от лат. «вместо имени»

Цель проекта: получение знаний о местоимении, как части речи, создание мини – учебника по теме.

1 группа Загадка 2 группа Помощник 3 группа Характеристика 4 группа Заместитель

Местоимение - это     Местоимения указывают на     Местоимение употребляется в тексте вместо     Роль местоимения в тексте       Все местоимения по своему грамматическому значению делятся на… такие слова, которые обозначают лицо предметы, признаки, количества, не называя их конкретно.  имени существительного, прилагательного или числительного.  вносит разнообразие, помогает избежать повторов связывает отдельные предложения в целое высказывание. разряды

Домашнее задание Домашнее задание Упр. 650 стр. 295, дописать таблицу

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Презентация отсутствует.

24 November 2016