Урок-экскурсия по русскому языка в 6 классе на тему «Местоимение»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема «Местоимение»
Калёнова Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
Урок обобщения и систематизации знаний, реализованный методом виртуальной экскурсии.
Тип урока: урок-повторение по разделу «Местоимение».
Педагогические задачи:
- создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по изученным темам раздела «Местоимение»;
- способствовать совершенствованию навыков всех видов деятельности, формирование умений для переноса полученных знаний в новую для них ситуацию, в частности, на примере экскурсии по малой родине;
- способствовать развитию познавательных психических процессов;
- содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку; обеспечить подготовку обучающихся к написанию Всероссийской проверочной работы по русскому языку;
- информировать обучающихся о главных достопримечательностях родного села и района, являющегося районным центром, и формировать умения описать их выразительными средствами языка;
- получение обучающимися дополнительных знаний о значимости и красоте объектов малой родины и формирование навыков её описания.
Планируемые результаты
Личностные - формирование ценностно - смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных ролях. Формирование позитивной самооценки и самоуважения. осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительно отношение к нему, стремление к речевому самосовершенствованию, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные - формирование у учащихся умения организовать и оценивать их учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные - формирование у учащихся умения работать в группе и самостоятельно, учитывать мнение одноклассников, умения слушать и вступать в диалог.
Познавательные - умение извлекать информацию и работать с ней.
Предметные: формировать представление о значимости местоимений как части речи
( аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения;
говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают на практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют на письме основные правила орфографии и пунктуации.
Метапредметные:
познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умением вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; применяют приобретённые знания, умения, навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
коммуникативные – проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Оборудование – компьютер, проектор.
Сценарий урока
1.Определение проблемы и краткая формулировка цели.
На экране слова стихотворения местного поэта - барда Валерия Савенкова. Фото примечательных благоустроенных мест районного села и района (площадь 60 лет Победы, Вавилов Дол, парк Победы, Центр развития ребёнка). Звучит музыка. Учитель читает поэтические строки.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наш урок пройдёт в форме экскурсии по такому близкому и в то же время незнакомому родному селу Ивантеевка. Вы не только узнаете о ней много нового и интересного, но и сами станете юными гидами-экскурсоводами.
Проблема: По географическому расположению наша Ивантеевка находится на автотрассе между двумя известными городами Саратовом и Самарой. Поэтому сотни гостей из разных уголков страны бывают в Ивантеевке в разные времена года. А знаете ли вы что примечательного можно показать им в нашем райцентре? Куда сводить и о каких местах рассказать, чтобы у них остались н6езабываемые впечатления и им захотелось снова приехать к нам?
Цель - создать экскурсионный маршрут, в котором будет отражена необходимая информация с указанием примечательных мест нашей малой родины. Маршрут должен быть запоминающимся и информативным. Для этого каждое знаменательное место мы отмечаем в маршрутном листе. Делаем это таким образом: в первый столбик записываем название места, во второй опорные слова(словосочетания с местоимениями ), с помощью которых мы можем охарактеризовать это место, а в третьем столбике в конце урока мы составим предложение с каждым записанным словосочетанием. Итак, начинаем ...
Учитель читает стихотворение, которое вынесено на экран.
НАД ТИХОЙ РЕЧКОЮ…
В степи над тихой речкою,
Где ивы над водой,
Дымок плывёт колечками,
И здесь мой дом родной!
Когда и кто затеивал
Тебя среди полей?
Родная Ивантеевка,
Ты сердцу всех милей!
Валерий Савенков
2. Беседа по тексту
- Какова основная мысль представленного текста? (Любовь к малой родине, её истории)
- Какие части речи участвуют в описании чувств поэта ? (Предлоги, прилагательные, существительные, союзы, наречия, глаголы, местоимения, союзы). Какие из них имеют наиболее важное значение?
- К какой части речи относятся выделенные слова? ( Местоимения)
- Как изменится текст без них? Какова здесь синтаксическая роль местоимений?
- Как вы думаете, почему в стихотворении особая роль отводится личным и притяжательным местоимениям? ( Потому что автор выражает своё отношение к малой родине)
- А через какие предметы или объекты вы смогли бы выразить своё отношение к малой родине ? ( ответы: мой дом, моя любимая улица, моё любимое место в селе, наша школа)
- В ваших ответах используются притяжательные местоимения. Они обязательны в данном контексте? (Да, ведь мы говорим о своём, что нас волнует).
Запись в маршрутный лист
3. Задание «Составление кластера «Разряды местоимений»
- Какие разряды местоимений вы знаете?
На интерактивной доске шаблон кластера. По мере получения ответов даётся название каждому блоку. Каждый ребёнок сам записывает название разряда местоимений и приводит свой пример словосочетания с местоимением этого разряда на тему «Экскурсия по селу), например, этот фонтан, мой дом, вы приехали. Запись словосочетаний на доске и в бортовом журнале. Так определяются возможные места, которые ребёнок хотел бы показать гостям и выразить своё отношение.
Самостоятельное задание - определить главное и зависимое слово. Фронтальная проверка.
Запись в маршрутный лист составленных словосочетаний с местоимениями
4. Игра «Да-нетка»
На экране вопросы о местоимениях. Ребята отвечают на них коротко – «да»-«нет».
Местоимение – это часть речи, которая обозначает действие предмета?
Все местоимения склоняются?
У всех местоимений есть именительный падеж?
Есть ли разница в значении местоимения – его подвиг и наградили его?
Отрицательные местоимения пишутся через дефис?
Относительные и вопросительные местоимения одинаковы по написанию?
5. Задание «Дерево предсказаний» (по вариантам в группах)
На экране дерево с заданиями по вариантам в зависимости от сложности. Ученики получают их по группам на листочках. Затем идёт проверка, и тексты, с которыми они работали выводятся на экран.
Вариант 1.
- На экране вторая часть стихотворения. Прочтите его, используя лишь одно местоимение в скобках. Объясните свой выбор.
Пройдусь по старым улочкам,
И на душе светлей…
Зелёная, Садовая –
(Они, все, всё, эти) в пухе тополей.
Калиновка, Рязановка –
Знакомые места,
(Кому, ему, нам) жить начать бы заново,
Да с чистого листа.
И песня закружилась,
По улицам летит…
Вот здесь (когда-то, где-то) жил я,
Что было – Бог простит!
Родная Ивантеевка,
(Ты, она, нам) сердцу дорога!
Пускай в степи затеряна
(Она, ты, самая) у меня одна!
Вариант 2.
На интерактивной доске задание «Создайте предложение» ( Нужно соединить словосочетания с местоимениями так, чтобы получилось предложение). В результате должны получиться такие предложения.
Рассказать об Ивантеевском районе можно не только словами.
Его жизнь отражают и цифры.
Для этого мы обратимся к статистике.
На его территории проживают более двадцати пяти национальностей.
Самая многочисленная нация русские – 13 097 человек.
Самые малочисленные даргинцы и грузины – по одному человеку.
Ведут свою деятельность 11 сельхозпредприятий.
Мы познакомили вас лишь с частью основных показателей.
Вариант 3
На интерактивной доске задание «Исправьте ошибку».(доп. Задание – определите стилистическую принадлежность текста, падеж и разряды местоимений)
Вариант 4 составляет к данному тексту план, состоящий из 3-х пунктов)
Душа каждому православного проезжающего радуется, когда он видит блестящие на солнце золотые купола. В 2006 году началось возведение церкви, которой рассчитана на 400 человек. Приют для всей страждущих строился при финансовой поддержке ивантеевцев. Кто-то из прихожан помогал личным участием и приходил на строительную площадку ни свет ни заря.
Есть у нам и природные достопримечательности, памятники природы областного значения. Всем они имеют паспорта о своему региональном значении. На ихней территории законом запрещены таким работы как добыча полезных ископаемых, проведение земельных работ и сенокошение.
Насаждения в Байрачных лесах расположены по оврагам Дубовский и Вавилов, а некоторым имеют возраст более семидесяти лет. В каким-то подлесках преобладает клён татарский, бересклет.
На территории этого памятников природы растут целебные и редкие травы. Мы занесены в Красную книгу.
Запись в маршрутный лист словосочетаний с местоимениями о примечательных местах села
6. Задание «Красное словцо»
- Ребята, вы, наверное, замечали, что во время экскурсий гиды пользуются яркими выразительными средствами русского языка, чтобы привлечь внимание туристов. Именно эти слова и выражения производят на туристов неизгладимое впечатление и надолго запоминаются. Вот и мы с вами будем учиться говорить красиво, так сказать красным словцом.
Выписать из текста фразеологизм ни свет ни заря, объяснить его лексическое значение и составить 2 предложения на тему «Моя родина» или « Мои близкие», употребив с местоимениями. Это задание по типу №14 всероссийских проверочных работ, поэтому на экран можно вывести и другие фразеологизмы, предложив ребятам для озвученных тем о малой родине выбрать лишь подходящие.
Это будет игра «Убери лишнее»:
задирать нос, не подпускать на пушечный выстрел, водить за нос, белая ворона, точка зрения, развесил уши, с чистого листа, язык проглотить, смотреть в оба, бить ключом, как две капли воды, пруд пруди, как рыба в воде.
Запись в маршрутном листе лишь тех фразеологизмов, которые помогут ярко рассказать о жизни в селе и близких людях
7.Задание «Ассоциации»
На экране по центру слайда слово РОДИНА. Каждый ученик выходит и дописывает по одному слову, с которым у него ассоциируется это понятие. К каждому слову нужно подобрать определение, ответив на вопрос какая? Какое? Какие?, используя местоимения и прилагательные.
Ученики записывают в маршрутный лист словосочетания из ассоциативной паутинки.
Это был последний этап по подготовке к написанию экскурсионного маршрута.
Выступление юных гидов -экскурсоводов. Учитель отводит 10-15 минут для составления предложений в третьем столбике маршрутного листа с выписанными ранее словосочетаниями таким образом, чтобы получился текст гида-экскурсовода.
- Итак, наша экскурсия по знакомому и в то же время неизвестному селу подошли к концу.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как в нашей экскурсии нам помогли местоимения?
- Смогли бы мы без них рассказать о достопримечательностях малой родины и почему?
- Какие экскурсионные маршруты у вас получились?
9. Краткий анализ виртуальной экскурсии (дети каждой группы делятся своими впечатлениями и комментируют их по маршрутному листу).
Общая оценка урока-экскурсии.
Со мною будешь ты всегда,
Моя родимая земля, мой отчий дом.
Там, где сирень цветет весной,
Где мост над речкой подвесной,
Где тополиный пух шальной над прудом.