12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калёнова Светлана Васильевна941
Окончила Балашовский педагогический институт в 1994 году по специальности учитель русского языка и литературы
Россия, Саратовская обл., Пугачёв
4

Урок-экскурсия в 6 классе на тему «Местоимение»



Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема «Местоимение»

Калёнова Светлана Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Урок обобщения и систематизации знаний, реализованный методом виртуальной экскурсии.

Тип урока: урок-повторение по разделу «Местоимение».

Педагогические задачи:

- создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по изученным темам раздела «Местоимение»;

- способствовать совершенствованию навыков всех видов деятельности, формирование умений для переноса полученных знаний в новую для них ситуацию, в частности, на примере экскурсии по малой родине;

- способствовать развитию познавательных психических процессов;

- содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку; обеспечить подготовку обучающихся к написанию Всероссийской проверочной работы по русскому языку;

- информировать обучающихся о главных достопримечательностях родного села и района, являющегося районным центром, и формировать умения описать их выразительными средствами языка;

- получение обучающимися дополнительных знаний о значимости и красоте объектов малой родины и формирование навыков её описания.

Планируемые результаты

Личностные - формирование ценностно - смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных ролях. Формирование позитивной самооценки и самоуважения. осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительно отношение к нему, стремление к речевому самосовершенствованию, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные - формирование у учащихся умения организовать и оценивать их учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные - формирование у учащихся умения работать в группе и самостоятельно, учитывать мнение одноклассников, умения слушать и вступать в диалог.

Познавательные - умение извлекать информацию и работать с ней.

Предметные: формировать представление о значимости местоимений как части речи

( аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения;

говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают на практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют на письме основные правила орфографии и пунктуации.

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умением вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; применяют приобретённые знания, умения, навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Оборудование – компьютер, проектор.

Сценарий урока

1.Определение проблемы и краткая формулировка цели.

На экране слова стихотворения местного поэта - барда Валерия Савенкова. Фото примечательных благоустроенных мест районного села и района (площадь 60 лет Победы, Вавилов Дол, парк Победы, Центр развития ребёнка). Звучит музыка. Учитель читает поэтические строки.

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наш урок пройдёт в форме экскурсии по такому близкому и в то же время незнакомому родному селу Ивантеевка. Вы не только узнаете о ней много нового и интересного, но и сами станете юными гидами-экскурсоводами.

Проблема: По географическому расположению наша Ивантеевка находится на автотрассе между двумя известными городами Саратовом и Самарой. Поэтому сотни гостей из разных уголков страны бывают в Ивантеевке в разные времена года. А знаете ли вы что примечательного можно показать им в нашем райцентре? Куда сводить и о каких местах рассказать, чтобы у них остались н6езабываемые впечатления и им захотелось снова приехать к нам?

Цель - создать экскурсионный маршрут, в котором будет отражена необходимая информация с указанием примечательных мест нашей малой родины. Маршрут должен быть запоминающимся и информативным. Для этого каждое знаменательное место мы отмечаем в маршрутном листе. Делаем это таким образом: в первый столбик записываем название места, во второй опорные слова(словосочетания с местоимениями ), с помощью которых мы можем охарактеризовать это место, а в третьем столбике в конце урока мы составим предложение с каждым записанным словосочетанием. Итак, начинаем ...

Учитель читает стихотворение, которое вынесено на экран.

НАД ТИХОЙ РЕЧКОЮ…

В степи над тихой речкою,

Где ивы над водой,

Дымок плывёт колечками,

И здесь мой дом родной!

Когда и кто затеивал

Тебя среди полей?

Родная Ивантеевка,

Ты сердцу всех милей!

Валерий Савенков

2. Беседа по тексту

- Какова основная мысль представленного текста? (Любовь к малой родине, её истории)

- Какие части речи участвуют в описании чувств поэта ? (Предлоги, прилагательные, существительные, союзы, наречия, глаголы, местоимения, союзы). Какие из них имеют наиболее важное значение?

- К какой части речи относятся выделенные слова? ( Местоимения)

- Как изменится текст без них? Какова здесь синтаксическая роль местоимений?

- Как вы думаете, почему в стихотворении особая роль отводится личным и притяжательным местоимениям? ( Потому что автор выражает своё отношение к малой родине)

- А через какие предметы или объекты вы смогли бы выразить своё отношение к малой родине ? ( ответы: мой дом, моя любимая улица, моё любимое место в селе, наша школа)

- В ваших ответах используются притяжательные местоимения. Они обязательны в данном контексте? (Да, ведь мы говорим о своём, что нас волнует).

Запись в маршрутный лист

3. Задание «Составление кластера «Разряды местоимений»

- Какие разряды местоимений вы знаете?

На интерактивной доске шаблон кластера. По мере получения ответов даётся название каждому блоку. Каждый ребёнок сам записывает название разряда местоимений и приводит свой пример словосочетания с местоимением этого разряда на тему «Экскурсия по селу), например, этот фонтан, мой дом, вы приехали. Запись словосочетаний на доске и в бортовом журнале. Так определяются возможные места, которые ребёнок хотел бы показать гостям и выразить своё отношение.

Самостоятельное задание - определить главное и зависимое слово. Фронтальная проверка.

Запись в маршрутный лист составленных словосочетаний с местоимениями

4. Игра «Да-нетка»

На экране вопросы о местоимениях. Ребята отвечают на них коротко – «да»-«нет».

Местоимение – это часть речи, которая обозначает действие предмета?

Все местоимения склоняются?

У всех местоимений есть именительный падеж?

Есть ли разница в значении местоимения – его подвиг и наградили его?

Отрицательные местоимения пишутся через дефис?

Относительные и вопросительные местоимения одинаковы по написанию?

5. Задание «Дерево предсказаний» (по вариантам в группах)

На экране дерево с заданиями по вариантам в зависимости от сложности. Ученики получают их по группам на листочках. Затем идёт проверка, и тексты, с которыми они работали выводятся на экран.

Вариант 1.

- На экране вторая часть стихотворения. Прочтите его, используя лишь одно местоимение в скобках. Объясните свой выбор.

Пройдусь по старым улочкам,

И на душе светлей…

Зелёная, Садовая –

(Они, все, всё, эти) в пухе тополей.

Калиновка, Рязановка –

Знакомые места,

(Кому, ему, нам) жить начать бы заново,

Да с чистого листа.

И песня закружилась,

По улицам летит…

Вот здесь (когда-то, где-то) жил я,

Что было – Бог простит!

Родная Ивантеевка,

(Ты, она, нам) сердцу дорога!

Пускай в степи затеряна

(Она, ты, самая) у меня одна!

Вариант 2.

На интерактивной доске задание «Создайте предложение» ( Нужно соединить словосочетания с местоимениями так, чтобы получилось предложение). В результате должны получиться такие предложения.

Рассказать об Ивантеевском районе можно не только словами.

Его жизнь отражают и цифры.

Для этого мы обратимся к статистике.

На его территории проживают более двадцати пяти национальностей.

Самая многочисленная нация русские – 13 097 человек.

Самые малочисленные даргинцы и грузины – по одному человеку.

Ведут свою деятельность 11 сельхозпредприятий.

Мы познакомили вас лишь с частью основных показателей.

Вариант 3

На интерактивной доске задание «Исправьте ошибку».(доп. Задание – определите стилистическую принадлежность текста, падеж и разряды местоимений)

Вариант 4 составляет к данному тексту план, состоящий из 3-х пунктов)

Душа каждому православного проезжающего радуется, когда он видит блестящие на солнце золотые купола. В 2006 году началось возведение церкви, которой рассчитана на 400 человек. Приют для всей страждущих строился при финансовой поддержке ивантеевцев. Кто-то из прихожан помогал личным участием и приходил на строительную площадку ни свет ни заря.

Есть у нам и природные достопримечательности, памятники природы областного значения. Всем они имеют паспорта о своему региональном значении. На ихней территории законом запрещены таким работы как добыча полезных ископаемых, проведение земельных работ и сенокошение.

Насаждения в Байрачных лесах расположены по оврагам Дубовский и Вавилов, а некоторым имеют возраст более семидесяти лет. В каким-то подлесках преобладает клён татарский, бересклет.

На территории этого памятников природы растут целебные и редкие травы. Мы занесены в Красную книгу.

Запись в маршрутный лист словосочетаний с местоимениями о примечательных местах села

6. Задание «Красное словцо»

- Ребята, вы, наверное, замечали, что во время экскурсий гиды пользуются яркими выразительными средствами русского языка, чтобы привлечь внимание туристов. Именно эти слова и выражения производят на туристов неизгладимое впечатление и надолго запоминаются. Вот и мы с вами будем учиться говорить красиво, так сказать красным словцом.

Выписать из текста фразеологизм ни свет ни заря, объяснить его лексическое значение и составить 2 предложения на тему «Моя родина» или « Мои близкие», употребив с местоимениями. Это задание по типу №14 всероссийских проверочных работ, поэтому на экран можно вывести и другие фразеологизмы, предложив ребятам для озвученных тем о малой родине выбрать лишь подходящие.

Это будет игра «Убери лишнее»:

задирать нос, не подпускать на пушечный выстрел, водить за нос, белая ворона, точка зрения, развесил уши, с чистого листа, язык проглотить, смотреть в оба, бить ключом, как две капли воды, пруд пруди, как рыба в воде.

Запись в маршрутном листе лишь тех фразеологизмов, которые помогут ярко рассказать о жизни в селе и близких людях

7.Задание «Ассоциации»

На экране по центру слайда слово РОДИНА. Каждый ученик выходит и дописывает по одному слову, с которым у него ассоциируется это понятие. К каждому слову нужно подобрать определение, ответив на вопрос какая? Какое? Какие?, используя местоимения и прилагательные.

Ученики записывают в маршрутный лист словосочетания из ассоциативной паутинки.

Это был последний этап по подготовке к написанию экскурсионного маршрута.

Выступление юных   гидов -экскурсоводов. Учитель отводит 10-15 минут для составления предложений в третьем столбике маршрутного листа с выписанными ранее словосочетаниями таким образом, чтобы получился текст гида-экскурсовода.

- Итак, наша экскурсия по знакомому и в то же время неизвестному селу подошли к концу.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как в нашей экскурсии нам помогли местоимения?

- Смогли бы мы без них рассказать о достопримечательностях малой родины и почему?

- Какие экскурсионные маршруты у вас получились?

9. Краткий анализ виртуальной экскурсии (дети каждой группы делятся своими впечатлениями и комментируют их по маршрутному листу).

Общая оценка урока-экскурсии.

Пусть ветер вдаль несёт года,

Со мною будешь ты всегда,

Моя родимая земля, мой отчий дом.

Там, где сирень цветет весной,

Где мост над речкой подвесной,

Где тополиный пух шальной над прудом.


Урок-экскурсия "Местоимение"
PPTX / 14.84 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.