12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щербинина Татьяна Викторовна425

Урок русского языка в шестом классе

Учитель: Щербинина Татьяна Викторовна, 1 квалификационная категория

Филиал МБОУ – СОШ № 3 города Аркадака

в с. Львовка Аркадакского района Саратовской области

 

Тема урока «Возвратное местоимение себя»

 

Цель урока: ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения себя.

 

Задачи урока:

1. Образовательные

  • сформировать умения употреблять местоимение в нужной форме, повторить изученного о личном местоимении.
  • развить умение формулировать определение понятий, выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • совершенствовать орфографические и грамматические умения;
  • продолжить работу по подготовке учащихся к ВПР.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления, внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование: раздаточный материал по теме

 

Ход урока.

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности, психологический настрой.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера!

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

 

II. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала. Подготовка к ВПР

Задание ВПР. 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

С восьмого века здесь добывали соль и отправляли её по шёлковому пути.

- Назовите местоимение?

- К какому разряду оно относится?

- Что такое местоимение?

- Назовите его морфологические признаки.

- Какова синтаксическая роль?

- Почему личные местоимения так называются? (указывают на лицо)

 

Игра «Путаница». Повторение личных местоимений. 

Ветер рассыпал местоимения, надо их расставить по своим местам: «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3 лица».

Карточки с местоимениями: вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она, наш, ей, ему.

 

III. Изучение нового материала.

 Составьте пословицы из частей, записанных на карточках.

 

Скажи мне, кто твой друг,

 

от того и наберешься.

 

С кем поведешься, 

 

пусть тебя другие похвалят.

 

На друга надейся – 

 

сам не плошай.

 

Не хвали себя сам,

 

и я скажу, кто ты.

- Ребята, какое местоимение не относится к личным местоимениям?

- СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ.

Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно одиношенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников. Оно единственный представитель старинного аристократического рода возвратных местоимений.

В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

Склонение местоимения СЕБЯ.

И.п. -----

Р.п. – себя

Д.п. – себе

В.п. – себя

Т.п. - собой (собою)

П.п. – о себе

Запомните

Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

 

Мужской род

Женский род

Множественное число

И.п. - - -

----------------

Р.п. (кого?) себя                                   

самого себя

самой себя

самих себя

Д.п. (кому?) себе                                 

самому себе

самой себе

самим себе

В.п. (кого?) себя                                  

самого себя

саму себя

самих себя

Т.п. (кем?) собой (-ою)                

самим собой

самой собой

самими собой (-ою)

П.п. (о ком?) о себе                            

о самом себе

о самой себе

о самих себе

 

ФИЗМИНУТКА

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись!

 

IV. Закрепление

Работа по учебнику п. 78 стр. 69

  •  Чтение правила
  • Упр. 445 стр. 70

Организация диалога с обучающимися по анализу языкового материала упр. 445

 

Плачет маленький Питон:

Сам себя запутал он.

Сам себя переползал

И себя узлом связал.

Кто теперь ему поможет?!

Сам себя найти не может!

 

- Как можно озаглавить текст?

- А вы попадали в такие ситуации? Расскажите!

- Как думаете, на кого указывает местоимение, которое употребляется чаще других?

- Как можно назвать этот разряд местоимений?

 

Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов.

амените фразеологические обороты синонимами. 

Читать про себя (молча); владеть собой (проявлять выдержку, терпение, сдерживаться), выходить из себя (лишиться самообладания, нервничать, сердиться), уйти в себя (стать замкнутым, необщительным, замкнуться), себе на уме (скрытен, хитер).

Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы– это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?

 

Задание ВПР 14.

Объясните значение фразеологизма владеть собой, запишите. Используя не менее двух

предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого

фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Упр. 447 (устно)

 

V. Рефлексия.

Подведем итог нашей совместной работы:

Сегодня на уроке мы…

Узнали..

Научились…

Выполняли задание…

 

VI. Оценивание

 

VII. Домашняя работа.

п. 78 упр. 446

Литература

Баранов Т.А. Ладыженская Л.А. Русский язык 6 класс. Часть 2

Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).

Интернет ресурсы:

http://lib.1september.ru/2010/21/15.htm

http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.