Урок русского языка «Возвратное местоимение себя» (6 класс)
Урок русского языка в шестом классе
Учитель: Щербинина Татьяна Викторовна, 1 квалификационная категория
Филиал МБОУ – СОШ № 3 города Аркадака
в с. Львовка Аркадакского района Саратовской области
Тема урока «Возвратное местоимение себя»
Цель урока: ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения себя.
Задачи урока:
1. Образовательные
- сформировать умения употреблять местоимение в нужной форме, повторить изученного о личном местоимении.
- развить умение формулировать определение понятий, выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- совершенствовать орфографические и грамматические умения;
- продолжить работу по подготовке учащихся к ВПР.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления, внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование: раздаточный материал по теме
Ход урока.
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности, психологический настрой.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера!
- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
II. Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала. Подготовка к ВПР
Задание ВПР. 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
С восьмого века здесь добывали соль и отправляли её по шёлковому пути.
- Назовите местоимение?
- К какому разряду оно относится?
- Что такое местоимение?
- Назовите его морфологические признаки.
- Какова синтаксическая роль?
- Почему личные местоимения так называются? (указывают на лицо)
Игра «Путаница». Повторение личных местоимений.
Ветер рассыпал местоимения, надо их расставить по своим местам: «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3 лица».
Карточки с местоимениями: вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она, наш, ей, ему.
III. Изучение нового материала.
Составьте пословицы из частей, записанных на карточках.
Скажи мне, кто твой друг, |
от того и наберешься. |
С кем поведешься, |
пусть тебя другие похвалят. |
На друга надейся – |
сам не плошай. |
Не хвали себя сам, |
и я скажу, кто ты. |
- Ребята, какое местоимение не относится к личным местоимениям?
- СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ.
Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно одиношенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников. Оно единственный представитель старинного аристократического рода возвратных местоимений.
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
Склонение местоимения СЕБЯ.
И.п. -----
Р.п. – себя
Д.п. – себе
В.п. – себя
Т.п. - собой (собою)
П.п. – о себе
Запомните
Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый
|
Мужской род Женский род Множественное число |
И.п. - - - |
---------------- |
Р.п. (кого?) себя |
самого себя самой себя самих себя |
Д.п. (кому?) себе |
самому себе самой себе самим себе |
В.п. (кого?) себя |
самого себя саму себя самих себя |
Т.п. (кем?) собой (-ою) |
самим собой самой собой самими собой (-ою) |
П.п. (о ком?) о себе |
о самом себе о самой себе о самих себе |
ФИЗМИНУТКА
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись,
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись!
IV. Закрепление
Работа по учебнику п. 78 стр. 69
- Чтение правила
- Упр. 445 стр. 70
Организация диалога с обучающимися по анализу языкового материала упр. 445
Плачет маленький Питон:
Сам себя запутал он.
Сам себя переползал
И себя узлом связал.
Кто теперь ему поможет?!
Сам себя найти не может!
- Как можно озаглавить текст?
- А вы попадали в такие ситуации? Расскажите!
- Как думаете, на кого указывает местоимение, которое употребляется чаще других?
- Как можно назвать этот разряд местоимений?
Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов.
амените фразеологические обороты синонимами.
Читать про себя (молча); владеть собой (проявлять выдержку, терпение, сдерживаться), выходить из себя (лишиться самообладания, нервничать, сердиться), уйти в себя (стать замкнутым, необщительным, замкнуться), себе на уме (скрытен, хитер).
Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы– это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?
Задание ВПР 14.
Объясните значение фразеологизма владеть собой, запишите. Используя не менее двух
предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого
фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Упр. 447 (устно)
V. Рефлексия.
Подведем итог нашей совместной работы:
Сегодня на уроке мы…
Узнали..
Научились…
Выполняли задание…
VI. Оценивание
VII. Домашняя работа.
п. 78 упр. 446
Литература
Баранов Т.А. Ладыженская Л.А. Русский язык 6 класс. Часть 2
Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).
Интернет ресурсы:
http://lib.1september.ru/2010/21/15.htm
http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm