Разработка урока по ОБЖ на тему «Вредные привычки» (10 класс)

6
0
Материал опубликован 24 November 2017

Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности

Класс, дата, предмет: Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс

Тема урока: Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Тип урока: комбинированный урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий:

информационно-коммуникационные технологии;

личностно – ориентированная технология;

игровые технологии;

проблемное обучение;

технология саморазвития;

здоровьесберегающая технология.

 

Цели урока:

образовательная – обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

развивающая – создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;

воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Оборудование:

Раздаточный материал:

Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);

карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок

Компьютерный класс:

мультимедиапроектор;

опережающее задание – цитаты, рисунки;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.
Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Приветствуют учителя, слушают сообщение

Сообщения обучающихся.

Предлагает двум учащимся ответить рассказать подготовленные дома сообщения об истории алкоголя и табака

Из истории табака. (1 обучающийся)
До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".
Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя. (2 обучающийся).
А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.
Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Работа в группах.

Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?
Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?
Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?
На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:

*причины курения;
*последствия курения;
*меры для предупреждения курения;

*причины употребления алкоголя, пива;
*последствия употребления алкоголя, пива;
*меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.
Работаем 5 минут.

Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).
Примерные ответы обучающихся:

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:
- любопытство,
- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,
- быть “крутым”; “легкое” общение,
- заниженная самооценка,
- неумение отдыхать без допинга,
- неумение отказать,
- просто так,
- удовольствие,
- развлечение,
- пример друзей и взрослых,
- наличие свободных денег;
- влияние кино, телевидения, рекламы;
-баловство,
-от нечего делать,
- уйти от проблем.
Наиболее характерные
последствия табакокурения:
-Воспаление носоглотки и гортани.

-Хронический бронхит.
-Раковые заболевания легких, гортани.
-Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
-Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.
-Угнетение нервной системы. -Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается.

-Раздражительность, агрессивность.
-Расстроена работа потовых и сальных желез.
-Волосы истончены, секутся и выпадают.
-Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция.
-Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
-Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
-Понижается острота слуха.
-Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
-“Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя:
-Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
-Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
-Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.
-Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
-Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
-“Синдром хронической усталости”.
-Снижение иммунитета.
-Раннее старение (особенно девушек).
-Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:
-Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
-Запретить рекламу сигарет.
-Запрет со стороны родителей.
-Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
-Получать достоверную информацию о вреде.
-Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Конкурс пословиц (командное соревнование).

А сейчас разделимся на две команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать выступающим в первой части урока ученикам. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.
Итак, первый конкурс пословиц. Проверка правильности ответов, фиксация количества баллов.

Выполнение задания:

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут.
Пословицы:
Хмель шумит, | а ум молчит.
Дали вина, | так и стал без ума.
Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
И худой квас лучше | хорошей водки.
Кто вино любит, | тот сам себя губит.
Работа денежки копит, | хмель их топит.
Вино полюбил – | семью разорил.
Водка и труд | рядом не идут.
Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
Невинно вино, | но проклято пьянство.

Игра «Буриме» (командное соревнование).

А сейчас поиграем в игру, которая называется “буриме”. Я предлагаю вам готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут. Группы зачитывают получившиеся стихотворения. Жюри оценивает в баллах.

Выполнение задания: _____________________ годы
_____________________ пьешь
_____________________ невзгоды
_____________________ пропадешь

Экспресс-опрос (командное соревнование).

Следующее задание - экспресс-опрос. Я задаю вопрос, вы поднимаете карточку с номером ответа. Жюри фиксирует результаты. (Раздаточный материал – карточки с цифрами).

Выполнение заданий:

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:
*Френсис Дрейк – 16 век.
*Христофор Колумб – 15 век.
*Васко да Гама – 15 век.
2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:
*Царь Михаил Федорович.
*Иван Грозный.
*Петр I.
3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:
*Экономика.
*Из-за частых пожаров.
*Для сохранения здоровья.
4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:
*Петр I.
*Екатерина II.
*Александр III.

Проведение индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК).

А теперь проведем индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК «В мире мудрых мыслей»). Задание следующее – все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:
О причинах пьянства. (2, 5, 13).
Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23).
Алкоголь и труд (верные ответы: 4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24).
Пьянство и семья. (верные ответы: 3, 10, 15).
Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (верные ответы: 7, 8, 17, 21). За каждый правильный ответ 1 балл. Баллы каждого члена команды суммируются и добавляются к общекомандному результату. Работаем 5 минут.

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.
2. Начинается пьянство с легкомыслия.
3. Без ума пьет - без угла живет.
4. Водка и труд рядом не идут.
5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.
6. Веселая голова живет спустя рукава.
7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.
8. Пей за столом, а не пей за столбом.
9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.
10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.
11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.
12. Когда вино входит – тайна выходит.
13. Вино веселит, да от вина голова болит.
14. Водку пить – ум топить.
15. Счастлив тот, кто вина не пьет.
16. Вино веселит сердце, да человека губит.
17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.
18. Как хватил через край, так все пропадай.
19. Дали вина – так и стал без ума.
20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.
21. Пей, да дело разумей.
22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.
23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.
24. Вечером пьяница, утром лентяй.

Подведение итогов урока.

Мы заканчиваем свое соревнование, дадим возможность жюри подвести итоги. А мы пока с вами подведем итоги нашего урока.
Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”
Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...
Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.
Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”
Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.
Выставление оценок по группам, выявление наиболее активных учащихся в группах. Сообщение домашнего задания. Благодарность за урок.

Оценка урока и своего отношения к вредным привычкам

Список литературы:

Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. Волгоград. Панорама; Москва. Глобус. 2007

Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007

Латчук В.Н., Смирнов С.К., Рабочая тетрадь для учителя: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.

Смирнов А.Т., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. 2001 г.


  1. Вредные привычки ОБЖ
    XLSX / 10.37 Кб

    ОБЖ вредные привычки. Раздаточный материал.
    DOCX / 13.21 Кб


  2.  
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.