Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вступительное слово учителя. | Здравствуйте! Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому! Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки. В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом! | Приветствуют учителя, слушают сообщение |
Сообщения обучающихся. | Предлагает двум учащимся ответить рассказать подготовленные дома сообщения об истории алкоголя и табака | Из истории табака. (1 обучающийся) До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира". Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре. Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу. Из истории алкоголя. (2 обучающийся). А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”. Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России. |
Работа в группах. | Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива? Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек? Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний? На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям: *причины курения; *последствия курения; *меры для предупреждения курения; *причины употребления алкоголя, пива; *последствия употребления алкоголя, пива; *меры для предупреждения употребления алкоголя, пива. Работаем 5 минут. | Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага). Примерные ответы обучающихся: Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: - любопытство, - желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, - быть “крутым”; “легкое” общение, - заниженная самооценка, - неумение отдыхать без допинга, - неумение отказать, - просто так, - удовольствие, - развлечение, - пример друзей и взрослых, - наличие свободных денег; - влияние кино, телевидения, рекламы; -баловство, -от нечего делать, - уйти от проблем. Наиболее характерные последствия табакокурения: -Воспаление носоглотки и гортани. -Хронический бронхит. -Раковые заболевания легких, гортани. -Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике. -Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень. -Угнетение нервной системы. -Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. -Раздражительность, агрессивность. -Расстроена работа потовых и сальных желез. -Волосы истончены, секутся и выпадают. -Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция. -Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз. -Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние. -Понижается острота слуха. -Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение. -“Синдром хронической усталости”. Последствия употребления алкоголя: -Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности). -Гибель клеток головного мозга, снижение памяти. -Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт. -Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит. -Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление). -“Синдром хронической усталости”. -Снижение иммунитета. -Раннее старение (особенно девушек). -Ухудшение работы желез внутренней секреции. Меры для предупреждения: -Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года. -Запретить рекламу сигарет. -Запрет со стороны родителей. -Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах. -Получать достоверную информацию о вреде. -Принятие самостоятельного решения: да или нет! |
Конкурс пословиц (командное соревнование). | А сейчас разделимся на две команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать выступающим в первой части урока ученикам. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе. Итак, первый конкурс пословиц. Проверка правильности ответов, фиксация количества баллов. | Выполнение задания: В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут. Пословицы: Хмель шумит, | а ум молчит. Дали вина, | так и стал без ума. Пьяному море по колено, | а лужи по уши. И худой квас лучше | хорошей водки. Кто вино любит, | тот сам себя губит. Работа денежки копит, | хмель их топит. Вино полюбил – | семью разорил. Водка и труд | рядом не идут. Кто чарки допивает, | тот веку не доживает. Невинно вино, | но проклято пьянство. |
Игра «Буриме» (командное соревнование). | А сейчас поиграем в игру, которая называется “буриме”. Я предлагаю вам готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут. Группы зачитывают получившиеся стихотворения. Жюри оценивает в баллах. | Выполнение задания: _____________________ годы _____________________ пьешь _____________________ невзгоды _____________________ пропадешь |
Экспресс-опрос (командное соревнование). | Следующее задание - экспресс-опрос. Я задаю вопрос, вы поднимаете карточку с номером ответа. Жюри фиксирует результаты. (Раздаточный материал – карточки с цифрами). | Выполнение заданий: 1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов: *Френсис Дрейк – 16 век. *Христофор Колумб – 15 век. *Васко да Гама – 15 век. 2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов: *Царь Михаил Федорович. *Иван Грозный. *Петр I. 3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов: *Экономика. *Из-за частых пожаров. *Для сохранения здоровья. 4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов: *Петр I. *Екатерина II. *Александр III. |
Проведение индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК). | А теперь проведем индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК «В мире мудрых мыслей»). Задание следующее – все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам: О причинах пьянства. (2, 5, 13). Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23). Алкоголь и труд (верные ответы: 4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24). Пьянство и семья. (верные ответы: 3, 10, 15). Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (верные ответы: 7, 8, 17, 21). За каждый правильный ответ 1 балл. Баллы каждого члена команды суммируются и добавляются к общекомандному результату. Работаем 5 минут. | 1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь. 2. Начинается пьянство с легкомыслия. 3. Без ума пьет - без угла живет. 4. Водка и труд рядом не идут. 5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки. 6. Веселая голова живет спустя рукава. 7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки. 8. Пей за столом, а не пей за столбом. 9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы. 10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез. 11. Водка белая, но красит нос и чернит душу. 12. Когда вино входит – тайна выходит. 13. Вино веселит, да от вина голова болит. 14. Водку пить – ум топить. 15. Счастлив тот, кто вина не пьет. 16. Вино веселит сердце, да человека губит. 17. Не упивайся вином – будешь крепче умом. 18. Как хватил через край, так все пропадай. 19. Дали вина – так и стал без ума. 20. Пьяному море по колено, а лужи по уши. 21. Пей, да дело разумей. 22. Работа денежку копит, а хмель ее топит. 23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато. 24. Вечером пьяница, утром лентяй. |
Подведение итогов урока. | Мы заканчиваем свое соревнование, дадим возможность жюри подвести итоги. А мы пока с вами подведем итоги нашего урока. Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!” Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов. Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!” Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи. Выставление оценок по группам, выявление наиболее активных учащихся в группах. Сообщение домашнего задания. Благодарность за урок. | Оценка урока и своего отношения к вредным привычкам |