12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аксенова Елена Валентиновна466
1990 году окончила РГПИ, факультет естествознания. Люблю учить детей, открывать вместе с ними большие и маленькие тайны природы. В педагогической деятельности применяю различные технологии. Своим творчеством часто делюсь с коллегами. Руководитель ШМО
Россия, Ростовская обл., Октябрьский район, пос.Нижнедонской
2

Влияние вредных привычек на здоровье



Аксенова Елена Валентиновна

учитель биологии, химии и ОБЖ высшей категории

Пояснительная записка к уроку

Урок разработан мною согласно требованиям системно-деятельностного подхода, предусматривает коллективную работу ребят с обширным видео материалом. Разработка, так же, может быть использована в качестве классного часа, общешкольного мероприятия.

Урок содержит две основные содержательные мысли: вредные привычки в традиционном понимании – табакокурение, алкоголизм, наркомания (о чём у ребят уже имеются некие стереотипы) и вред современных средств коммуникации – компьютеров, мобильных телефонов, системы Wi-Fi – на который зачастую мало обращают внимание. Можно поднять и такую актуальную тему, как вербовка молодых людей в ряды «Даиш», чтобы активно противостоять данному явлению.

Уважаемые коллеги, вы можете использовать эти части как самостоятельные модели нескольких уроков.

Материал будет актуален на уроках биологии в 8 классе, химии в 10 классе, обществознании.

К разработке прилагается презентация, видеоматериал и примерные схемы, таблицы для заполнения учащимися.

Обязательно потренируйтесь работать с презентацией. В неё вставлены видеоролики, которые включаются на слайде. Не вырезайте презентацию из общей папки к уроку (там находятся видеофрагменты для общего просмотра) – не будут работать видеослайды.

Класс: 10

Тема урока: «Влияние вредных привычек на здоровье»

Тип: Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся стойких взглядов на пагубное влияние вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании; на отрицательное воздействие современных средств коммуникации;

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция взглядов на отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Основные виды универсальных учебных действий:

Коммуникативные УУД – вопросы общения, формирование у учащихся способностей к рефлексии.

Познавательные УУД – познакомить с основными понятиями - привычка, вредная привычка; развивать общеучебные универсальные действия, логику.

Регулятивные УУД – формировать умение воспринимать оценку других учеников, приводить примеры вредных привычек, развивать целеполагание;прогнозирование результатов вредных привычек; побуждать детей к размышлению, что выбор зависит от тебя самого;

Личностные УУД – воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение оценивать их; закрепить в сознании ребят понятие о пагубности вредных привычек; самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.

- Оборудование: 7 компьютеров, м/м проектор, презентация, заготовки для групп – 3 схемы и 3 таблицы (см. Приложения 1 и 3)

Структура урока:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке;

10) Д/З;

11) этап самооценки.

 

Ход урока:

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о: (слайд 1)

1- действиях, постоянное осуществление которых стало для человека потребностью, и без которых он уже не может обойтись. Как вы думаете, что это?

2 - говорят, что это бывает сильнее любви (ПРИВЫЧКА)

(слайд 2) Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Джорджа Герберта - американского философа и социолога:

«Творец, Ты человеку клад вручил,

Но он, глупец, богатства те

Напрасно расточил…»

О каком богатстве идёт речь? (О здоровье)

(слайд 3) Имеется ли связь между этими понятиями: ПРИВЫЧКА и ЗДОРОВЬЕ?

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель: Какие бывают привычки? (Полезные и вредные)

Интерактивная доска: (слайд 4) Перед вами список различных привычек. Я прошу отметить те привычки, которые не идут на пользу человеку. (На слайде: быть пунктуальным, соблюдать режим сна, питания, быть исполнительным, вежливым, заниматься зарядкой, выполнять домашние задания, быть ответственным, быть опрятным, собранным, доводить дело до конца; курение, алкоголизм, наркомания, игромания, грызть ногти, грызть письменные принадлежности, жевать жевательную резинку, переедать, опаздывать, выражаться нецензурными словами, интернет зависимость, зависимость от социальных сетей, использовать слова-паразиты, мусорить.)

(слайд 5) Учитель: Как называют такие привычки? Правильно. Это - вредные привычки – то есть те, которые вредят здоровью человека, мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

А всё ли мы знаем о таких привычках?

Мы попытаемся добраться до истины! Следовательно, тема нашего урока:

(слайд 6) «Влияние вредных привычек на здоровье»

Мы выяснили с вами, что привычки бывают полезными и вредными.

3) Этап локализации индивидуальных затруднений

(слайд 7) Назовите три самые известные вредные привычки (табакокурение, алкоголизм, наркомания).

Что конкретно вам об этом известно? Какие цели и задачи вы поставите перед собой?

Давайте убедимся, что это действительно так. Возможно вы узнаете ещё важные факты.

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

(слайд 8) Я предлагаю всем побывать в роли экспертов-аналитиков по этим трем направлениям. Давайте разделимся на группы по интересующим вас вопросам, для расширения знаний по этим вредным привычкам.

Просмотрите на компьютерах имеющуюся информацию, проанализируйте её и внесите в Лист исследования.

5) Этап реализации построенного проекта

(Ребята делятся на группы: 1 группа - «Табакокурение»; 2 группа - «Алкоголизм»; 3 группа - «Наркомания», но для удобства сначала работают в парах за компьютерами с дополнительным материалом, просматривая видеоролики, а затем совещаются в группах по направлениям, заполняя схемы в Листах исследования (Приложение 1).

У каждой пары свой видеоматериал, поэтому работа в группе дополняет полученную информацию.)

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи

Ребята озвучивают свои работы. Докладывает 1 представитель от группы.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(учитель иллюстрирует их ответы слайдами 9, 10, 11: «Букет алкоголика», «Венок наркомана», «Икебана курильщика»)

Ребята сверяют составленные таблицы с эталоном на доске. Самооценка.

8) Этап включения в систему знаний и повторения

(слайд 12) Учитель: Мне пришли на ум строки из стихотворения Роберта Рождественского «В музее естествознания»:

Древо жизни листвой шевелит,

ветвь – направо и ветвь - налево.

'Человек разумный' сидит

на вершине этого древа.

Он - мыслитель.

Он хмурит лоб.

Человека ИДЕЯ гложет :

хочет что-то придумать,

чтоб

самого себя

уничтожить.

Он подпер подбородок рукой -

вождь прогресса,

краса и гордость...

Он - придумает!

Он - такой!

Вы, пожалуйста,

не беспокойтесь!

Ещё несколько лет назад были в диковинку компьютеры, мобильные телефоны. А произнесенное вслух словосочетание «Wi-Fi» действовало завораживающе. Теперь же мы не можем представить себе наше существование без этих устройств.

Но вслед за прогрессом пришла и расплата - в виде новых вредных привычек. Различного рода мании и зависимости: игромания, интернетомания, зависимость от социальных сетей.

Мы все стали участниками нового вида быстрого получения информации в огромном количестве, да так, что, порою не можем ее систематизировать. Да и отказаться от её получения мы не в силах.

На прошлом уроке вы сами стали инициаторами мини-исследования (слайд 13) «Изучение роли современной системы получения информации для обучающихся МБОУ СОШ № 9»

Доложите, пожалуйста, результаты ваших исследований.

(4 ученика рассказывают, ссылаясь на полученные данные анкет (Приложение 2), иллюстрируя диаграммами.)  (слайд 14)

1-й: Какую одну вещь вы возьмёте с собой на необитаемый остров?

Достаточно высокий процент учащихся – 30% не осознаёт своей зависимости от гаджетов. Они их берут в качестве незаменимой вещи на необитаемый остров, не задумываясь о бесполезности – нет электричества, связи.

2-й: Обоснование выбора единственной необходимой вещи: (слайд 15)

3-Й: Считают себя зависимыми от гаджетов: (слайд 16)

Процент ребят, признавших себя зависимыми от различных видов медийных средств, достигает 58%. Итого все вместе дают уже 88% «инфицированных» медийной зависимостью.

4-й: Знания о вреде мультимедийных средств: (слайд 17)

Практически никто конкретно не знает никакой информации о вреде новых «игрушек». Может быть вы владеете таковой? (слайд 18)

Предлагаю всем вместе посмотреть видео ролики. (ПРОСМОТР видео.) (слайд 19-20)После просмотра учитель спрашивает:

Так, что же теряют заядлые игроманы? Каковы их ценности? (ответы ребят) (слайд 21)

Просмотр видео (слайд 22-23) В чём убедительны кадры опытов с мобильными телефонами? (ответы ребят) (слайд 24)

Просмотр видео (слайд 25-26) Насколько вредны социальные сети? (ответы ребят)

(слайд 27) Учитель: Как-то не задумываешься пока не произнесут имя очень смелого американца Эдварда Сноудена. И сразу, как из рога изобилия сыпятся ответы! (слайд 28)

Учитель: Схемы соединяются в один большой «Бермумедийный треугольник». (слайд 29)

Облик настоящего вируса Медийной лихорадки.

(слайд 30) Учитель: найдите средство от этого заболевания.

Но задачи для каждой группы будут разными – заполните таблицы (Приложение 3).

(После просмотра видеороликов ребята работают в группах, ищут противоядие для вируса «Мультимедийной лихорадки».)

Учитель: Пожалуйста, доложите результаты ваших исследований!

(По одному представителю от группы предлагают свои «рецепты»).

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Этап осознания (на слайде высказывания, которые необходимо завершить ребятам):

(слайд 31-32) Учитель: Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:

Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и ……. (здоровью окружающих его людей).

Зависимость от средств мультимедийной продукции поглощает человечество с гораздо большей … (скоростью, чем остальные привычки).

Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные …(действия человека, всю его деятельность).

Отличительной чертой вредных привычек является … (привыкание, невозможность без них прожить).

Избавиться от вредных привычек чрезвычайно … (трудно, но необходимо).

(слайд 33) А над ним

проносится век.

Повороты.

Круговороты...

Да не уж то

и человек -

тупиковая ветвь

природы?!

 

(слайд 34) Ребята, а что же другие ученики та и останутся в неведении?

Ваши предложения…

10)Пусть это будет вашим творческим Д/З:

Выбери любое:

Эссе: Как Homo sapiens не стать тупиковой ветвью Природы.

Разработать проект: Как защитить детей от интернет - зависимости?

Расскажи детям как затягивает в «Бермумедийный треугольник».

Напиши стихотворение, посвящённое Медийной лихорадке.

Нарисуй плакаты о важности сохранения здоровья.

11) Этап самооценки:

(слайд 35) Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку: «Творец, Ты человеку клад вручил, но он, глупец, богатства те напрасно расточил…»

(слайд 36) Предлагаю вам принести клятву самому себе.

Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье:

Ребята становятся в круг, кладут руку на Сферу Здоровья и кратко продолжают фразу: «Я никогда не буду ...».

(слайд 37)

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:

Стихи Р.Рождественского.

Джорджа Герберта цитата.

Видеоролики к уроку из YouTube.

 

Приложения: 

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454644696.docx (Приложение 1. Лист исследования)

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454621334.docx (Приложение 2. Анкеты учащихся)

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1454621164.docx (Приложение 3. Таблицы со схемами "вирусов")

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1454645808.pptx (Презентация к уроку)

Опубликовано


Комментарии (1)

Нагорная Светлана Петровна, 12.02.16 в 14:49 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок и приложения к нему! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.