Министерство образования Кировской области Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 50 г. Кирова»
Технологическая карта урока
Класс:4а, АООП, 1 вариант
Учитель: Филиппова Ирина Леонидовна
Предмет: чтение
Тема урока: «Время листьям опадать…» По Г. ГрАубину
Тип урока: урок изучения новых знаний
Дидактическая задача:создать условия для восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации.
Задачи урока:
Воспитательные:
- формировать положительное, доброе отношение к природе;
-воспитывать внимательное отношение к процессам и явлениям в природе.
Коррекционно-развивающие:
- формировать навык оценочного суждения, развивать устную речь через ответы на вопросы, участие в диалоге;
- развивать внимание путём чтения по цепочке, выборочного чтения;
3. Образовательные:
- ознакомить с содержанием рассказа;
- совершенствовать навык чтения;
Формируемые БУД:
1. Личностные
- выполнять учебные задания с интересом;
- проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость по отношению к природе
2. Познавательные
- извлекать необходимую информацию из текста учебника, иллюстративного материала, собственного опыта;
- анализировать текст;
- оценивать ответы одноклассников с точки зрения правильности;
3. Регулятивные
- уметь принимать учебную задачу, поставленную учителем;
- терпеливо выполнять задание учителя до конца;
- внимательно следить за ответами одноклассников.
- выполнять словесные инструкции учителя
4. Коммуникативные
-уметь слушать учителя и одноклассников, правильно отвечать на вопросы;
- уметь работать в паре;
5. Предметные
- правильно читать текст вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова – по слогам)
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на текст,
- составлять текст из предложений, пересказывать.
Уровни (предметные результаты)
Достаточный: выполнение заданий самостоятельно.
Минимальный: выполнение заданий с помощью учителя, с опорой на наглядный материал.
Структура урока.
1.Организационное начало урока.
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготовка к основному этапу. Целеполагание, мотивация.
4.Основной этап. Создание условий для восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации.
5.Проверка понимания
6.Подведение итогов. Рефлексия.
7.Информация о домашнем задании.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Работа по индивидуальному образовательному маршруту:
Семен Грудин и Алена Машковцева – с низкой мотивацией и работоспособностью. Сидят на первой парте 3 ряда. Читают медленно, с ошибками. На уроках чтения работают с классом, с помощью учителя . При выполнении индивидуального задания нуждается в помощи учителя. У них не развита устная речь, поэтому могут показать или повторить ответ за учителем.
Принципы: наглядность, доступность, последовательность, систематичность.
Методы обучения (по источнику знаний): словесный, наглядный.
Средства обучения: Чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы Москва: Просвещение 2019, иллюстрация в учебнике, печатные таблицы для речевой зарядки, презентация в программе PowerPoint, интерактивная доска.
Технические особенности урока: ИКТ используются на уроке как средство наглядности.
Межпредметные связи: с предметом «Мир природы и человека»
Структура урока (серия учебных ситуаций) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа (реализация индивидуального образовательного маршрута) | Планируемые результаты |
1.Организационное начало урока |
Проговаривание стихотворения-настроя. | Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. -Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
- Садитесь. Посмотрите на плакат. Сядьте правильно.
-Назовите какое сегодня число, день недели и время года. |
Отвечают хором.
Садятся.
- Сегодня 12 октября, День недели четверг. Время года осень. (2 человека: хорошо говорящий и Алена) | Семен и Алена отвечают хором вместе с классом.
Семен и Алена повторяют за одноклассником. | Личностные: -принять образ «хорошего ученика»; Познавательные - уметь организовать своё рабочее место; - получать информацию с плаката; Регулятивные: - стабилизировать эмоциональное состояние; - настроиться на успешную деятельность; - осуществлять самоконтроль правильной посадки, глядя на плакат; Коммуникативные: - слушать учителя; - отвечать дружно, хором. |
2. Проверка домашнего задания |
Беседа. Чтение стихотворения. | - Как вы считаете, с чего начнем урок?
-Какое было дом.задание?
- Кто написал это стихотворение?
- Как будете рассказывать?
- Что значит выразительно?
- Расскажем хором.
- Слушайте внимательно, как рассказывает одноклассник. Оцените его ответ. (слушаем 3 человек) (На доске опорные слова: … прочитал громко, выразительно, без ошибок. Мне понравилось, я с удовольствием слушал и т. д.)
| -Начнем урок с проверки дом.задания.
- Учить наизусть стихотворение «Скучная картина» - Алексей Плещеев
- Выразительно.
- Без ошибок. - Целыми словами. - Соблюдая знаки препинания. Логические паузы. - Грустно. - Рассказывают хором вместе с учителем.
Дети рассказывают. Слушают. Оценивают ответ. | Рассказывает стихотворение хором с классом.
Слушает одноклассников. | Личностные: -проявлять желание рассказать стихотворение; Познавательные: -уметь правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя; - анализировать ответ одноклассника с точки зрения правильности и выразительности Регулятивные: -внимательно следить за рассказом одноклассника - уметь оценить ответ одноклассника, пользуясь опорными словами
Коммуникативные: -понимать обращенную речь; -уметь слушать учителя и одноклассников; - уметь отвечать на вопросы полным предложением;
Предметные: - рассказывать наизусть |
3.Актуализация знаний. Целеполагание, мотивация. |
Беседа с учащимися о теме урока и целях познавательной деятельности.
| - На какую тему читаем рассказы и стихи?
-Вспомните из предмета «Мир природы и человека» как готовятся животные к зиме. Как готовятся птицы? -Почему птицы улетают на юг?
- Что происходит с насекомыми?
- Почему прячутся? -Что происходит с животными леса? -Почему впадают в спячку?
- Закройте глаза и послушайте, что это за звуки?
- Что происходит осенью с деревьями? - Как называется явление природы, когда опадают листья? -Почему опадают листья? -Хватает нам знаний ответить на этот вопрос? -Где взять ответ на вопрос, почему опадают листья?
-Чему будем учиться на уроке? | - Мы читаем рассказы и стихи на тему «Осень»
- Птицы улетают на юг. - Становится холодно и голодно. -Насекомые прячутся в щель коры, в землю. -Становится холодно. -Медведь, еж, барсук, змеи, лягушки впадают в спячу. - Становится холодно и голодно. - Это шелест листьев. Шуршание листьев. Звук сухих листьев. -Листья желтеют и опадают.
- Листопад.
-…. -Нет. - В учебнике, в книге.
-Будем учиться читать правильно, понимать прочитанное, будем искать ответ на вопрос Почему деревья сбрасывают листья?
| Слушает учителя и ответы одноклассников.
- Правильно читать. - Понимать прочитанное.
| Личностные: -проявлять мотивацию к обучению; - проявлять интерес к теме урока; Познавательные: - получать информацию с фотографии; -обобщать; Регулятивные: -принять учебную задачу, поставленную учителем; -уметь правильно сидеть за партой, вставать, - внимательно слушать объяснения и указания учителя; Коммуникативные: -понимать обращенную речь; -уметь слушать учителя и одноклассников; - уметь отвечать на вопросы полным предложением; Предметные: -знать тему урока - знать цели урока |
4. Основной этап.Усвоение новых знаний. |
Вступительная беседа.
| ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ
-Я сейчас прочитаю рассказ ГРАУБИНА «ВРЕМЯ ЛИСТЬЯМ ОПАДАТЬ…». Слушайте внимательно, нужен или нет листопад деревьям?
- Чтобы правильно прочитать, понимать прочитанное, проведём речевую зарядку. |
- Листопад деревьям нужен.
| Слушает учителя. | Личностные: - проявлять желание слушать учителя Познавательные: - воспринимать текст на слух Регулятивные: - внимательно слушать чтение учителя Коммуникативные: -понимать обращенную речь; -уметь слушать учителя Предметные: - аудирование рассказа; |
Речевая зарядка Показ таблиц на экране интерактивной доски.
Прочитаем их в учебнике на стр. 46.
| - Прочитаем слова с подготовкой.
А-на-вна вна-ча-ле вначале А-та-ста ста-но-вит-ся становится И-ри-при приш-ла пришла О-ро-про про-мер-за-ет промерзает И-ри-при при-чи-на причина О-ло-сло сло-ма-ет-ся сломается
- В рассказе вам встретятся многосложные слова. На-кап-ли-ва-ют-ся накапливаются
-В тексте вам встретится слово, которое надо произносить не так, как оно пишется: Тся читается как ца Подготовится, покажутся, накапливаются, получается.
| Дети читают сначала хором.
Затем по одному, кого назовёт учитель. Слабые 1 и 2 столбик. Сильные сразу 3 столбик. Остальные в это время читают вместе с одноклассником с «выключенным» голосом.
Читают хором. Затем читают Рита, Амина, Максим.
Читают хором.
Повторяют хором | Читает самостоятельно буквы, слоги и слова со стечением согласных. | Личностные: -желать выполнить работу хорошо; Познавательные: - получать информацию с таблиц Регулятивные: - терпеливо следить глазами за указкой; - внимательно уметь следить за чтением одноклассника; -уметь поднимать руку при желании ответить; Коммуникативные: - уметь слушать одноклассников; Предметные: - читать хором предъявленные учителем таблицы плавно, по слогам и целыми словами; |
Словарная работа. | -Объясните значения слов: *Вредные вещества *Погибло от жажды *накапливаются |
-Ядовитые -засохло -Становится больше | Участвует в словарной работе.
| Личностные: - проявлять интерес к значению новых слов; Познавательные: - уметь объяснять значение слов с опорой на свой социальный и личный опыт; - понимать информацию на иллюстрации учебника; Регулятивные: - слушать учителя терпеливо; Коммуникативные: - понимать обращённую речь; - отвечать на вопросы учителя Предметные: - отвечать на вопросы учителя полным предложением; - соотносить слова с изображением на иллюстрации; - объяснять смысл выражений, встречающихся в тексте с опорой на свой опыт и знания других предметов |
Чтение по цепочке.
| ВТОРИЧНОЕ ЧТЕНИЕ - Читаем по цепочке 1 абзац, по предложению. Внимательно смотрите на знаки препинания. Старайтесь, чтобы цепочка не прервалась. Не подводите своих одноклассников. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы и выполнить задания. -Сядьте правильно, обратите внимание на расстояние от глаз до книги. - Найдите строчки как дерево меняется постепенно или резко? -По мнению автора, когда наступает осень? Прочитайте.
-Прочитайте 2 абзац в парах по цепочке. Докажите, что дерево это живой организм. -почему дерево зимой может умереть от жажды? -Каким предложением ответим на вопрос, Почему опадают листья? -скажите своими словами
Прочитайте 3 абзац про себя. -Что накапливается в листьях? Прочитайте.
-Почему опадают листья? Прочитайте. -Скажите своими словами.
Прочитайте 4 абзац. Один читает, а другие следят. -Что может произойти зимой, если останутся листья на деревьях? -Почему опадают листья? -Скажите своими словами.
Семен прочитает 5 абзац, а найдите ответ. -Зачем нужен листопад деревьям?
| Дети читают по цепочке, по предложению.
-постепенно
-Когда все деревья сбрасывают листья.
-читают
-читают
-читают
_листья опадают, чтобы дерево не умерло от жажды.
- листья опадают… -… | Пытается следить. Слушает чтение одноклассников.
| Личностные: - выполнять задание ответственно; Познавательные: - ориентироваться в тексте; - уметь видеть начало и конец предложения; - получать информацию из текста; - выполнять словесную инструкцию учителя; Регулятивные: - мобилизовать волю на достижение положительного результата – не прервать цепочку; - внимательно следить за чтением одноклассника; Коммуникативные: -слушать инструкцию учителя и чтение одноклассников; Предметные: -читать правильно; - соблюдать интонацию конца предложения. - запоминать содержание текста; |
Физкультминутка с целью снятия напряжения и усталости.
| - А теперь отдохнём. Встаньте. Упражнение в парах. Коммуникативная зарядка. | Повторяют движения за учителем под счет.
| Работает с классом. | Личностные - выполнять задания с желанием Познавательные - выполнять задания по словесной инструкции - выполнять физкультминутку по алгоритму, предложенному учителем Регулятивные - добросовестно выполнять задания Коммуникативные - отчётливо произносить слова стихотворения - воспринимать речь учителя на слух Предметные - выразительно рассказывать хором текст стихотворения |
5. Проверка понимания. |
Работа с карточками. | - Откройте тетради. У вас на столе лежит конверт. Достаньте содержимое. Рассмотрите и догадайтесь какое задание надо выполнить. - Какая карточка будет названием рассказа. -С чего начнется рассказ? -Как продолжите? -Как закончите? (Время опадать листьям… Каждую осень деревья сбрасывают листья. Начинается листопад. Почему опадают листья? Во-первых, если листья не будут опадать, то дерево умрет от жажды. Во-вторых, если листья не будут опадать, то дерево может отравиться. В-третьих, если листья не будут опадать, то зимой дерево сломается от снега. Листопад нужен деревьям, чтобы подготовиться к зиме.)
Наклейте в тетрадь.
| - Разложить карточки, чтобы получится рассказ.
-Время опадать листьям…
-
| Отвечает на несложные вопросы. | Личностные: -заинтересованно отвечать на вопросы Познавательные: - анализировать содержание текста; - осмысливать текст; - извлекать информацию в соответствии с целью подтверждения своего ответа; - уметь сличать ответ товарища с содержанием текста учебника; - доказывать свою точку зрения чтением предложений из текста; Регулятивные: -концентрировать волю при выполнении задания; - выслушивать отвечающих терпеливо; - осуществлять контроль за правильностью ответов одноклассников; Коммуникативные: - слушать учителя и одноклассников; - отвечать на вопросы полным предложением;
Предметные: - правильно строить предложения при ответе на вопросы. - находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа;
|
6. Подведение итогов. Рефлексия. |
Беседа по вопросам учителя | - Чему учились на уроке? - На какой вопрос мы искали ответ? - Прибавилось у вас знаний о деревьях? - Ребята, в жизни надо быть внимательным к процессам и явлениям в природе, надо быть любознательным, задавать вопросы и находить на них ответы.
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Оценки!!!!
| - Мы учились читать рассказ. - Мы учились читать без ошибок. - Мы учились отвечать на вопросы.
| Выбирает одну карточку из трёх и говорит, что делает, чтобы птицы прилетали к нам весной. | Личностные: - устанавливать простые правила поведения по отношению к птицам; Познавательные: - делать простой вывод по теме рассказа Регулятивные: - оценивать рассказ с нравственно-этических позиций; Коммуникативные: - слушать учителя и одноклассника; - участвовать в беседе; Предметные: - отвечать на вопросы, опираясь на собственный опыт. |
7. Информация о домашнем задании. |
| - Какое домашнее задание можно придумать? | -Прочитать 5 раз -читать выразительно -пересказать Пересказать кратко по карточке в тетради. |
|
|