Урок-сказка «Все о местоимении. Путешествие в сказку или сказочные приключения»
Тема: «Все о местоимении » (урок - сказка)
«Путешествие в сказку или сказочные приключения»
4 класс русский язык по учебнику Т.Г.Рамзаевой
Цели урока:
Образовательная:
повторить изученный материал, закрепить полученные знания, умения и навыки по теме «Местоимение».
Развивающая:
развивать абстрактное и логическое мышление,
Воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, стремление к познанию;
поддерживать интерес и желание учиться
Формы работы учащихся на уроке:
индивидуальная, групповая, коллективная; устная, письменная
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, карточки, учебник русского языка 4 класс.
План урока.
1.Орг.момент - 3 мин
2.Сообщение темы постановка целей урока - 4 мин.
3.Познавательная игра - 35 мин.
4.Рефлексия - 2 мин.
5.Домашнее задание - 1 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Сегодня на уроке я приглашаю вас в сказку.
В далекие времена в одном царстве – государстве жили добрые и веселые люди. Они работали не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. Давайте последуем их примеру.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Сейчас открыли все тетради
И записали дату в них
На доске записаны слова
3 Каллиграфическая минутка
Секретный, загадочный, таинственный.
- Что вы можете о них сказать? (Это прилагательные. Это слова - синонимы.)
-Как вы считаете, имеют ли эти слова отношение к изучению русского языка?(Да, т.к. на уроках русского языка мы раскрываем его тайны, секреты.)
Пропишите эти слова у себя в тетради правильно и красиво.
Продолжим нашу сказку. Значит, жили себе эти люди, жили и не тужили.
А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в старом, мрачном замке жила злая колдунья, которую раздражали веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и наконец придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
-Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители- имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
-Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но ничего у них не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему на встречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
-хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу,- пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами
4.Беседа по вопросам:
-Что за слова дал волшебник жителям? Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
-Что вы знаете о местоимении?
- Назовите местоимение, которое говорит о себе? (я)
-Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число?(мы)
-Какое местоимение употребляете, когда обращаетесь друг к другу?(ты)
-Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (он, она, оно, они)
Когда употребляется местоимение он?
-Она?
-Для чего же существуют местоимения в речи?
(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.)
Вернемся к сказке.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и наконец добрался до её жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он выполнит все её задания и отгадает хитрые загадки. Она была, конечно же, уверена что никто, никогда не справится с этим. Но она и не подозревала, что у волшебника есть такие помощники как вы.
-Поможем волшебнику?
5 Словарная работа «Кот в мешке»
- Ребята, кто знает, что обозначает это выражение?
(приобрести что-либо за глаза, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки.)
Т.е в каком значении употребляется это выражение: прямом или переносном?
Давайте "выпустим кота из мешка",
(то есть сделать что-либо тайное явным, неизвестное - известным.)
- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Агроном, вагон, воробей, язык, космонавт,
(Оно, он, ей, я, она)
1.Работа по теме урока
Зелье
Колдунья Ника не хотела сдаваться и придумала новое задание. Она взяла и смешала все слова и задумала сварить из них зелье. Волшебник успел отобрать эти слова, а наша с вами задача выделить из этих слов местоимения.
Мы, мне, они, но, за, мни, вам, мну, ты, ко, я.
Хитрые загадки:
-Из какого местоимения , если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог ?
( Тесто.)
-За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (Заяц. Это местоимение Я.)
-К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Мыло. Местоимение МЫ)
-Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения . Второй слог МЫ .
(Вымыты. Местоимения ВЫ МЫ ТЫ)
- В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я - МЫ.)
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (ТЫ - КВА.)
-Какое местоимение составлено из двух предлогов?(О - на).
Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он).
Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(Оно)
Чары ведьмы
Склонение местоимений
Послушаете стихотворение Аркадия Хайта. Определите, какие речевые ошибки допущены.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса весь обед евойный!»
Закричала хрюшка – мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
И у нас во дворе слышал я однажды
Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный.
Чтобы вы никогда не попали в лужу.
Их, его и её говорить вам нужно.
- Какие речевые ошибки допущены в тексте?
(Нельзя говорить ихний, ейный. Нужно употреблять местоимения их, его, её.)
- Что надо уметь, чтобы не допускать ошибок? (Надо уметь изменять местоимения по падежам)
Просклоняйте местоимения. (устно)
Проверка выполнения задания:
|
Единственное число |
Множественное число |
|||
Им.п. |
Кто? |
он |
оно |
она |
они |
Р.п. |
Кого? |
его |
его |
её |
их |
Д.п. |
Кому? |
ему |
ему |
ей |
им |
В.п. |
Кого? |
его |
его |
её |
их |
Т.п. |
Кем? |
Им |
Им |
ею |
ими |
Пр.п. |
О ком? |
о нем |
о нем |
о ней |
о них |
Физминутка (любая под музыку)
Подарю (она), посмотри на (они), отошел от (он), встречаю (они), горжусь (она),
играю с (он), хвалили (он),увижусь с (она), поздравили (они).
- Какое ещё правило надо знать, чтобы правильно выполнить это задание?
Работа в дифференцированных парах.
(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).
1 вариант.
Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.
2 вариант.
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.
3 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
(Проверка исполнения работы в парах).
7.Итог урока.
Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подари им мудрец, что им с ними было жаль расставаться. И люди их оставили себе, чтобы тоже употреблять в речи.
8.Рефлексия урока.
Для меня сегодняшний урок…»
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3.помогал другим |
3.не понял |
9. Домашнее задание
Литература:
1.Я. Ш. Гараева. Поурочные разработки по русскому языку в 4 классе. Москва «Вако», 2007 г.
2.Е.Е. Гугучкина. Поурочные разработки по русскому языку в 4 классе. Волгоград, 2003 г.
3.В.В.Волина. «Русский язык в рассказах, сказках, стихах», Москва «Просвещение» 2004
4.Г.Александрова «Занимательный русский язык».Санкт-Петербург «Тригон», 1998г.
Тангиева Хулимат Хусеновна
Ефременко Ольга Владимировна