12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рассказова Нина Анатольевна128
Окончила Шадринский Государственный педагогический институт, место работы: ГКОУ для детей, нуждаюшихся в длительном лечении "Далматовская санаторная школа-интернат", педагогический стаж 23 года.
Россия, Курганская обл., Далматово
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок - путешествие в страну сказок и приключений

 

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий, знание съедобных и несъедобных грибов, лекарственные растения, экологические связи.

 

Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Материалы и оборудование:  кукла Бабы Яги на руку, фланелеграф, карточки: съедобные и несъядобные грибы, Цветик-Семицветик, картинки сказочных героев и цветочных растений.


 

Ход занятия

 

Звучит музыка.

Чуть слышно скрипят деревья,

Кому-то опять не спится,

На цыпочках ходят звери,

И песню поёт жар-птица,

И сразу меняется время,

Меняются звуки и краски,

По миру идёт царевна,

И имя царевне – Сказка.

Сказка... Это слово произносится так легко и свободно, потому что знакомо каждому из нас с раннего детства, с того времени, как мы впервые попадаем в царство Сказки. А сколько в нем жителей, не знает никто. Ведь сказок – великое множество, и у каждого есть свои любимые. Люди мечтали, придумывали сказки, а потом эти сказки становились жизнью. И тогда люди придумывают новые сказки, с новыми чудесами. А прежние сказочные чудеса рядом с нами. Каталось в сказке яблочко по блюдечку, мир Василисе Премудрой показывало, а теперь у нас дома у каждого такое чудо, и называется оно... (телевизор) (Можно предложить детям провести аналогии: ковёр-самолёт – авиалайнер, сапоги-скороходы – автомобиль, деревянный Буратино – робот и т.д.) А мы снова читаем сказку и верим в чудеса. Вот и сегодня я приглашаю вас в Страну Сказок и приключений. Но ведь просто гулять не интересно. Нас встретят испытания на неведомых дорожках, а каждого, кто даст правильный ответ, ждёт награда – вот такой жетон. (Показать)

А вот и первый житель Сказочной Страны.

Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет,

Там на неведомых дорожках

Её изба на курьих ножках. Узнали?

(Ответ детей).

Правильно, а вот и она! (Надевает куклу на руку)

(От имени БЯ) Всё ходют и ходют! А потом ступы пропадают, мётлы теряются! А главное, никакого покоя! Как они меня уговаривали: переселяйся в Далматово. Там у нас на улице Гагарина стоит санаторная школа, в ней мы тебе избушку поставим, лучше, чем твоя на курьих ножках. Сиди себе, аль на печи полёживай, а вокруг детки-малолетки. Детки... Четыре раза в день: «Здрасьте! Мы к вам на экскурсию пришли». Где же тут пожилой Яге покой найти? А мне ведь не три года, а триста! Не молоденькая! А вчера притомилась, в печку забралась, заслонкой закрылась – отдыхаю, газету читаю. К нам в лесную чащу газеты-то редко попадают. Разве туристы забудут. Слышу, ребяты пришли. Кто-то и сказал: «Вот это – русская печь. Ну, кто смелый? Кто в печь залезть не побоится?» Заслонку-то открыли, я им: «Здрасти!». А они: «Ой!». А чего – ой! Ну Баба Яга, ну, газету читает. Всё ходют и ходют... Чё я хотела-то? А! Вот вам клубочек, да не простой клубочек-то, а волшебный. Да как же вы пойдёте? Вдруг заплутаете, от голода грибы есть начнёте.А какие съедобные, какие – нет, знаете? Сейчас проверим... У меня тут как раз корзиночка с грибами. Кащей принёс на пироги. Помогите-ка разобрать, где тут съедобные, а где не съедобные. Ну, кто тут грибной знаток?

Дети на фланелеграфе разбирают грибы.

Учитель поворачивает куклу к себе, голосом Бабы Яги: Ты жетончики-то дай, а я уж отдыхать пойду. Устала. Счастливого пути! (Кукла снимается с руки, детям выдают жетоны.)

Ну, и куда же нас клубочек приведёт?

Клубочек, клубочек,

Катись и катись.

А кто там шагает

Друзьям покажись. О, смотрите, кто идёт нам навстречу!

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Папа парня с длинным носом,

Из полена смастерил. Кто это? (Ответ детей)

Входит ребёнок в костюме Буратино:

Я ищу дорогу в сказку,

Я хочу устроить чудо,

Ну хоть что-нибудь такое,

Что вовек я не забуду.

Покажите мне тропинку,

Покажите мне дорожку,

Понесут навстречу чуду

Меня маленькие ножки.

У кого спросить дорогу?

Где искать заветный пруд?

Получил я телеграмму,

Что меня там очень ждут! Здравствуйте, вы тоже по нашей стране путешествуете?

Да, вот у нас и волшебный клубочек, чтобы мы не заблудились.

Буратино: А ваш клубочек мне не поможет пруд найти?

Поможет! Клубочек, клубочек, по кругу иди, дорогу к пруду помоги нам найти. Вот и пришли.

Буратино: Ох, не справиться мне одному. Черепаха Тортила просила пруд очистить.

А мы сейчас тебе помощников пригласим. (Загадывает загадки)

Из муки он был печён,

На окошке был стужён,

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок)

Я на балу никогда не была,

Чистила, мыла, варила, пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок... (Винни Пух)

Буратино: Ну, теперь мы справимся!

Ребята, а ведь кто-нибудь может снова завалить берега мусором. Давайте нарисуем запрещающие знаки, а Буратино повесит их возле озера.

Буратино: Только, пожалуйста, быстрее, меня уже ждут.

(Три минуты на рисование знаков) – творческое задание. Возможно досоздание - на заготовленных знаках нарисованы труба, банка, бутылка от газировки. Вопрос: А что надо добавить, чтобы это был запрещающий знак? После ответа на круги наклеиваются красные полоски из цветной бумаги со скотчем.

Буратино благодарит ребят за помощь и убегает.

А мы продолжим наш путь. Клубочек, клубочек, веди нас вперёд, знакомая сказка, я знаю, нас ждёт. Ой, смотрите, на полянке чьи-то вещи...(Показывает красную шапочку и корзинку, нарисованные и выстриженные из бумаги) Кто же это потерял? (Ответ детей)

А вот и она, Красная шапочка. Только что-то она грустная стоит? А! Смотрите, на её любимой полянке кто-то побывал, сорвал все цветы и унёс. И как же он не подумал, что лесная полянка без цветов – очень скучная полянка. Да и бабочкам и пчёлам будет нечем питаться, если исчезнут цветы. Давайте поможем Красной шапочке, посадим цветы на поляну. А вот какие цветы будем садить, вы узнаете, отгадав загадки.

Он стоит на ножке тонкой

Словно аист в поле чистом,

И накрылся, как шапчонкой,

Белым облачком пушистым. (Одуванчик)

Ребята, а вы знаете, что одуванчик не только красивое, но и ещё и лекарственное растение. Его используют для повышения аппетита и улучшения пищеварения.

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

Ландыш занесён в Красную книгу. Это редкое растение. Его нужно охранять. Ландыш один из первых весенних цветов. Снег ещё только сошёл, а из земли начинают подниматься острые упругие стрелочки. Потом они разворачиваются в широкие листочки, и из середины, как из ладошек, появляется изящная стрелка с жемчужно-белыми цветами. А люди научились изготавливать из ландыша капли для больного сердца.

Стоят на лугах сестрички, золотые глазки, белые реснички. (Ромашки)...Ромашки очень разные, одни из них с длинными белыми лепестками украшают землю, а другие с маленькими лепесточками, прорезными листочками – лечебные. Они с давнего, давнего времени помогают лечить людей.

У реки на лугу

Босиком на снегу

Первые цветочки,

Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)

Вы не видели такого чуда? У самого края сугроба, у тоненькой ледяной кромки стоят плотненькие стебельки, укутанные крошечными ворсинками и малюсенькими листочками. А на них – солнечные капельки цветов. Это т есть мать-и-мачеха. А листья мать-и-мачехи – отличное средство от кашля. А ещё. Цветы мать-и-мачехи – природные часы. Они открываются в 9-10 часов утра, а закрываются в 5-6 часов вечера.

(После каждой загадки на нарисованную поляну прикрепляются по 2-3 кружка с цветами. Картинка с Красной Шапочкой поворачивается другой стороной. На ней Красная шапочка улыбается)

Вот и стала полянка цветущей, красивой. Но не только красота в этих цветах, но и польза. Поэтому уносить из леса можно только немного. Как вы думаете, появятся ли на поляне цветы в следующем году, если в этом кто-то сорвёт все до одного? (Нет, потому что не будет семян, а цветы растут из семян) А нам пора в другую сказку. Клубочек, клубочек, по тропке беги, и нас за собою по сказкам веди.

Не устали? А может, зарядку сделаем? Маленькую физкультминутку. А помогут нам в этом проволочные человечки. (Показывает схемы выполнения упражнений).

Смотрите, ещё одна сказка, да не одна! Гуси белые летят, гуси серые летят, а на птицах, посмотрите, чьи-то мальчики сидят. Как вы думаете, из каких сказок эти мальчики. («Гуси-лебеди», «Сказка о Нильсе и его гусе Мартине)

О! И в сказочной стране есть своя доска объявлений. Да что-то ни одно из них не подписано... Как же мы узнаем, чьи они? А может, попробуем угадать?

(Зачитывает объявления, рекламу и т.д.)

А клубочек всё дальше стремится,

Со страницы бежит на страницу,

Пробегает за сказкою сказку,

То присловье, то быль, то присказку.

О, ребята! А впереди нас ждёт необычайно интересная фруктово-огородная страна. И девчонки, и мальчишки из волшебной этой книжки или с ветки или с грядки. А вот жёсткие порядки там устроил принц Лимон, да и вылетел вдруг вон! Узнали сказку? (Ответ детей.) А героев помните? Назовите... (Ответ детей.) Эту сказку написал Итальянский писатель-сказочник Джанни Родари. Представляете, он увидел простую луковицу и... вдруг получается сказка! А ведь и каждый из нас может попробовать стать сказочником. Попробуем? А о чём же мы придумаем сказку? (Взять какой-нибудь предмет и попробовать развить сюжет встречи и разговора с другим предметом. Можно пофантазировать на тему, что думают вещи о своих хозяевах: линейка, лежащая под столом, варежка, засунутая за батарею, когда её ищут и ругают, за то, что она куда-то завалилась и т.д.)

А пока мы придумывали сказки, у нас вырос сказочный цветик-семицветик, да не простой, а с секретом. Вы не помните, из какой он сказки? (Ответ детей) Тот цветик-семицветик исполнял желания, а наш цветик-семицветик очень хочет задать вам вопросы. (Вопросы. Подведение итога занятия.)

А в конце нашей встречи я вот что хочу вам сказать:

Мы от сказки до сказки с тобою идём,

Перемешана сказка с сегодняшним днём,

В каждой сказке – урок, в каждой сказке – намёк.

В каждой сказке есть тысячи новых дорог.

Мы с тобой нашу сказку начнём сочинять,

Будут в ней чудеса, будет в сказке и явь,

Всё, что хочет душа, в нашей сказке найдём,

А потом это станет сегодняшним днём.

Но чтоб нам научиться везде и всегда

Отличать ложь от правды, а счастье от зла,

В раннем детстве мы в сказку с тобою войдём,

Вместе с нею по жизни пойдём день за днём.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.