Урок - путешествие в страну сказок и приключений
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий, знание съедобных и несъедобных грибов, лекарственные растения, экологические связи.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование: кукла Бабы Яги на руку, фланелеграф, карточки: съедобные и несъядобные грибы, Цветик-Семицветик, картинки сказочных героев и цветочных растений.
Ход занятия
Звучит музыка.
Чуть слышно скрипят деревья,
Кому-то опять не спится,
На цыпочках ходят звери,
И песню поёт жар-птица,
И сразу меняется время,
Меняются звуки и краски,
По миру идёт царевна,
И имя царевне – Сказка.
Сказка... Это слово произносится так легко и свободно, потому что знакомо каждому из нас с раннего детства, с того времени, как мы впервые попадаем в царство Сказки. А сколько в нем жителей, не знает никто. Ведь сказок – великое множество, и у каждого есть свои любимые. Люди мечтали, придумывали сказки, а потом эти сказки становились жизнью. И тогда люди придумывают новые сказки, с новыми чудесами. А прежние сказочные чудеса рядом с нами. Каталось в сказке яблочко по блюдечку, мир Василисе Премудрой показывало, а теперь у нас дома у каждого такое чудо, и называется оно... (телевизор) (Можно предложить детям провести аналогии: ковёр-самолёт – авиалайнер, сапоги-скороходы – автомобиль, деревянный Буратино – робот и т.д.) А мы снова читаем сказку и верим в чудеса. Вот и сегодня я приглашаю вас в Страну Сказок и приключений. Но ведь просто гулять не интересно. Нас встретят испытания на неведомых дорожках, а каждого, кто даст правильный ответ, ждёт награда – вот такой жетон. (Показать)
А вот и первый житель Сказочной Страны.
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет,
Там на неведомых дорожках
Её изба на курьих ножках. Узнали?
(Ответ детей).
Правильно, а вот и она! (Надевает куклу на руку)
(От имени БЯ) Всё ходют и ходют! А потом ступы пропадают, мётлы теряются! А главное, никакого покоя! Как они меня уговаривали: переселяйся в Далматово. Там у нас на улице Гагарина стоит санаторная школа, в ней мы тебе избушку поставим, лучше, чем твоя на курьих ножках. Сиди себе, аль на печи полёживай, а вокруг детки-малолетки. Детки... Четыре раза в день: «Здрасьте! Мы к вам на экскурсию пришли». Где же тут пожилой Яге покой найти? А мне ведь не три года, а триста! Не молоденькая! А вчера притомилась, в печку забралась, заслонкой закрылась – отдыхаю, газету читаю. К нам в лесную чащу газеты-то редко попадают. Разве туристы забудут. Слышу, ребяты пришли. Кто-то и сказал: «Вот это – русская печь. Ну, кто смелый? Кто в печь залезть не побоится?» Заслонку-то открыли, я им: «Здрасти!». А они: «Ой!». А чего – ой! Ну Баба Яга, ну, газету читает. Всё ходют и ходют... Чё я хотела-то? А! Вот вам клубочек, да не простой клубочек-то, а волшебный. Да как же вы пойдёте? Вдруг заплутаете, от голода грибы есть начнёте.А какие съедобные, какие – нет, знаете? Сейчас проверим... У меня тут как раз корзиночка с грибами. Кащей принёс на пироги. Помогите-ка разобрать, где тут съедобные, а где не съедобные. Ну, кто тут грибной знаток?
Дети на фланелеграфе разбирают грибы.
Учитель поворачивает куклу к себе, голосом Бабы Яги: Ты жетончики-то дай, а я уж отдыхать пойду. Устала. Счастливого пути! (Кукла снимается с руки, детям выдают жетоны.)
Ну, и куда же нас клубочек приведёт?
Клубочек, клубочек,
Катись и катись.
А кто там шагает
Друзьям покажись. О, смотрите, кто идёт нам навстречу!
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Папа парня с длинным носом,
Из полена смастерил. Кто это? (Ответ детей)
Входит ребёнок в костюме Буратино:
Я ищу дорогу в сказку,
Я хочу устроить чудо,
Ну хоть что-нибудь такое,
Что вовек я не забуду.
Покажите мне тропинку,
Покажите мне дорожку,
Понесут навстречу чуду
Меня маленькие ножки.
У кого спросить дорогу?
Где искать заветный пруд?
Получил я телеграмму,
Что меня там очень ждут! Здравствуйте, вы тоже по нашей стране путешествуете?
Да, вот у нас и волшебный клубочек, чтобы мы не заблудились.
Буратино: А ваш клубочек мне не поможет пруд найти?
Поможет! Клубочек, клубочек, по кругу иди, дорогу к пруду помоги нам найти. Вот и пришли.
Буратино: Ох, не справиться мне одному. Черепаха Тортила просила пруд очистить.
А мы сейчас тебе помощников пригласим. (Загадывает загадки)
Из муки он был печён,
На окошке был стужён,
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)
Я на балу никогда не была,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок... (Винни Пух)
Буратино: Ну, теперь мы справимся!
Ребята, а ведь кто-нибудь может снова завалить берега мусором. Давайте нарисуем запрещающие знаки, а Буратино повесит их возле озера.
Буратино: Только, пожалуйста, быстрее, меня уже ждут.
(Три минуты на рисование знаков) – творческое задание. Возможно досоздание - на заготовленных знаках нарисованы труба, банка, бутылка от газировки. Вопрос: А что надо добавить, чтобы это был запрещающий знак? После ответа на круги наклеиваются красные полоски из цветной бумаги со скотчем.
Буратино благодарит ребят за помощь и убегает.
А мы продолжим наш путь. Клубочек, клубочек, веди нас вперёд, знакомая сказка, я знаю, нас ждёт. Ой, смотрите, на полянке чьи-то вещи...(Показывает красную шапочку и корзинку, нарисованные и выстриженные из бумаги) Кто же это потерял? (Ответ детей)
А вот и она, Красная шапочка. Только что-то она грустная стоит? А! Смотрите, на её любимой полянке кто-то побывал, сорвал все цветы и унёс. И как же он не подумал, что лесная полянка без цветов – очень скучная полянка. Да и бабочкам и пчёлам будет нечем питаться, если исчезнут цветы. Давайте поможем Красной шапочке, посадим цветы на поляну. А вот какие цветы будем садить, вы узнаете, отгадав загадки.
Он стоит на ножке тонкой
Словно аист в поле чистом,
И накрылся, как шапчонкой,
Белым облачком пушистым. (Одуванчик)
Ребята, а вы знаете, что одуванчик не только красивое, но и ещё и лекарственное растение. Его используют для повышения аппетита и улучшения пищеварения.
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
Ландыш занесён в Красную книгу. Это редкое растение. Его нужно охранять. Ландыш один из первых весенних цветов. Снег ещё только сошёл, а из земли начинают подниматься острые упругие стрелочки. Потом они разворачиваются в широкие листочки, и из середины, как из ладошек, появляется изящная стрелка с жемчужно-белыми цветами. А люди научились изготавливать из ландыша капли для больного сердца.
Стоят на лугах сестрички, золотые глазки, белые реснички. (Ромашки)...Ромашки очень разные, одни из них с длинными белыми лепестками украшают землю, а другие с маленькими лепесточками, прорезными листочками – лечебные. Они с давнего, давнего времени помогают лечить людей.
У реки на лугу
Босиком на снегу
Первые цветочки,
Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)
Вы не видели такого чуда? У самого края сугроба, у тоненькой ледяной кромки стоят плотненькие стебельки, укутанные крошечными ворсинками и малюсенькими листочками. А на них – солнечные капельки цветов. Это т есть мать-и-мачеха. А листья мать-и-мачехи – отличное средство от кашля. А ещё. Цветы мать-и-мачехи – природные часы. Они открываются в 9-10 часов утра, а закрываются в 5-6 часов вечера.
(После каждой загадки на нарисованную поляну прикрепляются по 2-3 кружка с цветами. Картинка с Красной Шапочкой поворачивается другой стороной. На ней Красная шапочка улыбается)
Вот и стала полянка цветущей, красивой. Но не только красота в этих цветах, но и польза. Поэтому уносить из леса можно только немного. Как вы думаете, появятся ли на поляне цветы в следующем году, если в этом кто-то сорвёт все до одного? (Нет, потому что не будет семян, а цветы растут из семян) А нам пора в другую сказку. Клубочек, клубочек, по тропке беги, и нас за собою по сказкам веди.
Не устали? А может, зарядку сделаем? Маленькую физкультминутку. А помогут нам в этом проволочные человечки. (Показывает схемы выполнения упражнений).
Смотрите, ещё одна сказка, да не одна! Гуси белые летят, гуси серые летят, а на птицах, посмотрите, чьи-то мальчики сидят. Как вы думаете, из каких сказок эти мальчики. («Гуси-лебеди», «Сказка о Нильсе и его гусе Мартине)
О! И в сказочной стране есть своя доска объявлений. Да что-то ни одно из них не подписано... Как же мы узнаем, чьи они? А может, попробуем угадать?
(Зачитывает объявления, рекламу и т.д.)
А клубочек всё дальше стремится,
Со страницы бежит на страницу,
Пробегает за сказкою сказку,
То присловье, то быль, то присказку.
О, ребята! А впереди нас ждёт необычайно интересная фруктово-огородная страна. И девчонки, и мальчишки из волшебной этой книжки или с ветки или с грядки. А вот жёсткие порядки там устроил принц Лимон, да и вылетел вдруг вон! Узнали сказку? (Ответ детей.) А героев помните? Назовите... (Ответ детей.) Эту сказку написал Итальянский писатель-сказочник Джанни Родари. Представляете, он увидел простую луковицу и... вдруг получается сказка! А ведь и каждый из нас может попробовать стать сказочником. Попробуем? А о чём же мы придумаем сказку? (Взять какой-нибудь предмет и попробовать развить сюжет встречи и разговора с другим предметом. Можно пофантазировать на тему, что думают вещи о своих хозяевах: линейка, лежащая под столом, варежка, засунутая за батарею, когда её ищут и ругают, за то, что она куда-то завалилась и т.д.)
А пока мы придумывали сказки, у нас вырос сказочный цветик-семицветик, да не простой, а с секретом. Вы не помните, из какой он сказки? (Ответ детей) Тот цветик-семицветик исполнял желания, а наш цветик-семицветик очень хочет задать вам вопросы. (Вопросы. Подведение итога занятия.)
А в конце нашей встречи я вот что хочу вам сказать:
Мы от сказки до сказки с тобою идём,
Перемешана сказка с сегодняшним днём,
В каждой сказке – урок, в каждой сказке – намёк.
В каждой сказке есть тысячи новых дорог.
Мы с тобой нашу сказку начнём сочинять,
Будут в ней чудеса, будет в сказке и явь,
Всё, что хочет душа, в нашей сказке найдём,
А потом это станет сегодняшним днём.
Но чтоб нам научиться везде и всегда
Отличать ложь от правды, а счастье от зла,
В раннем детстве мы в сказку с тобою войдём,
Вместе с нею по жизни пойдём день за днём.