Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны!».
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых на тему:
«Все профессии нужны, все профессии важны!».
Название проекта | «Все профессии нужны, все профессии важны!» |
Вид проекта: | Информационно-познавательный Групповой Долгосрочный (апрель 2017- октябрь 2017) |
Участники проекта | Дети подготовительной к школе группы №11 «Цветики», воспитатели, учитель- логопед, родители. |
Цель проекта | Создать условия для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям. |
Задачи проекта | формировать у детей нравственно- трудовые качества; помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии; создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, названиях оборудования, инструментах и материалов, необходимых для работы; побуждать детей к творчеству и экспериментированию; формировать положительное отношение и уважение к труду и начальной профориентации. |
Формы и методы | анализ литературы; опрос; беседы; вопросы; обсуждения; разъяснения; иллюстрации: экспериментирование; экскурсии и встречи с людьми разных профессий; игра; анализ работы; обобщение. |
Этапы реализации проекта | Подготовительный (на данном этапе решались задачи организационного характера: определение уровня знаний детей о профессиях через опрос детей, создание творческой группы для работы над проектом, изучение литературы, подбор и систематизация информации для детей и родителей по данной теме, составление плана работы). Основной (выполнялись задачи, поставленные для достижения цели. Для этого были созданы условия для работы по всем направлениям деятельности с детьми, родителями. При выполнении намеченного плана с детьми проведены циклы занятий по теме проекта, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, экспериментирование, досуги, соревнования. Им были предложены дидактические, настольные, сюжетно- ролевые игры, во время которых дети изображают труд людей разных профессий. С удовольствием дошкольники слушали произведения художественной литературы, учили стихи, знакомились с пословицами и поговорками. Родители пополняли знания детей предложенной информацией, принимали участие в праздниках, досугах, в домашнем экспериментировании, во время работы родительского собрания,) Заключительный (подведение итогов работы над проектом, определению недостатков, недочетов, презентация) |
Ожидаемый результат | Вызвать интерес к окружающему миру; расширить у детей знания и представления о профессиях; поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение; пополнить предметную развивающую среду элементами, направленными на активизацию знаний детей о мире профессий; укрепление связей между детским садом и семьей. |
Актуальность проекта.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС ДО, где одним из промежуточных планируемых результатов освоения программы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
- владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
- имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный
успех.
Мероприятия по реализации проекта:
Знакомство с профессией «Повар»
Экскурсия на пищеблок.
Цель:
расширять и конкретизировать представление о профессии повара, специфике его работы; развивать познавательные интересы; познакомить со специальным оборудованием пищеблока (электропечи, холодильные установки и др.), ручными орудиями труда, посудой, большой по объёму; развивать речевую активность и диалогическую речь.
НОД «Профессия «Повар»
Цель:
расширять знания и представления о профессии повара, специфике его работы; обогащать словарный запас, развивать связную речь
Экспериментальная деятельность:
-с овощами и фруктами «Кафе «Дары осени» (приготовление салатов);
Экспериментальная деятельность: с тестом «Мы стряпаем печенье»
Помогаем дома мамам готовить обед
Знакомство с профессией «Машинист по стирке белья»
Целевая экскурсия в прачечную детского сада.
Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии машиниста по стирке белья, специфике его работы; развивать познавательные интересы; познакомить со специальным оборудованием прачечной (стиральные машины, ванна, утюги, стеллажи для
хранения чистого белья и др.)
Знакомство с профессией строителя
НОД «Строители»
Цель:
Дать детям представления о строительных профессиях, о том, какие профессии необходимы для того, чтобы построить дом, знакомить с различными строительными инструментами и материалами и строительной техникой.
Игра-эксперимент «Изготовим бетон»
Цель: знакомить с различными строительными инструментами и материалами
Игры с конструктором «Строим дом»
Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Знакомство с профессией конструктора
Игры с конструктором • «Юные изобретатели»
Цель: научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.
Знакомство с профессией инспектора ДПС
Встреча и беседа с инспектором ГИБДД
Цель: расширять знания и представления о профессии инспектора ДПС. Обратить внимание на форму инспектора, на ней имеются светоотражающие полоски, закрепить знания о пешеходном переходе, тротуаре, поведении пешеходов (в частности, детей), пассажиров, о дорожных знаках, работе инспектора ДПС, что означают те или иные положения жезла.
Сюжетно- ролевая игра «Автошкола»
Музыкально- спортивные развлечения «Правила дорожного движения»
Знакомство с военными профессиями.
Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями; уточнить распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.
Экскурсия в музей боевой славы в школу № 4
Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества»
Знакомство с рабочими профессиями токаря и сварщика.
Экскурсия в токарную мастерскую. Встреча с рабочими: сварщик - Алексей Борисович, токарь - Сергей Ираклиевич.
Игровая зона в группе «Мастерская»
«Профессия – библиотекарь». Экскурсия в библиотеку школы № 11
Цель: формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
Игровая зона в группе «Библиотека»
Профессия учитель. Экскурсия в школу № 11
Цель: Расширять знания детей о профессии учителя, школе; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель: Расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты); самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Встреча с детским поэтом города Чебаркуля Почтарёвой Валентиной Александровной
Другие сюжетно- ролевые игры
«Театр»
Цель: учить детей развивать творческое воображение; способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих; закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; развивать инициативу, организаторские способности.
«Магазин»
Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения
Чтение художественной литературы:
• «Город добрых дел» Р. Скарри
• «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
• «А что у вас?» С. Михалков
• «Кем быть?» В. Маяковский
• «Строители» Б. Заходер
• «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
• «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
• «Доктор Айболит» К. Чуковский
• «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
Результат проекта:
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» реализовал поставленные задачи.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Литература:
Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим»- 2000.
Алябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам» - 2007.
Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой.- 1974.
Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»- 2013.
Шаламова Е. И. «Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями»- 2012.
Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?»- 2014.
Калягина Ирина Владимировна