Игра по развитию функциональной грамотности у школьнико «Ведите семейный бюджет – добивайтесь цели»
Всероссийский дистанционный конкурс педагогических идей на лучший конспект занятия по развитию функциональной грамотности у школьников.
Выполнила учитель математики Нижегородской области, городского округа город Бор, МАOУ Останкинской СШ, Зубарева Е.А.
Пояснительная записка: финансовая грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности. Конспект урока- занятия по формированию финансовой грамотности для приобретения практических навыков обучающихся : умение анализировать, сравнивать, выделять основное; самостоятельность; способность сотрудничать, проявлять инициативу.
Игра «Ведите семейный бюджет – добивайтесь цели».
Класс :8
Цель: при помощи игровых ситуаций формировать умения и навыки решения задач на нахождение процентов от числа, дроби от числа, необходимых для применения в практической деятельности. Формирование опыта ведения домашней бухгалтерии, системному анализу несложных экономических расчетов. .Разобраться с понятиями расходы и доходы ,разработать стратегию расходной части бюджета семьи и увеличение его доходной части.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Познавательные УУД: применять полученные умения и навыки вычисления при решении задач.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказать своё предположение.
Предметные: учащиеся овладеют понятием: деньги. Учащиеся научатся выделять источники доходов семьи и основные виды расходов семьи. Учащиеся научатся составлять финансовый план. Учащиеся научатся выявлять принципы организации и эффективного ведения домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики. Учащиеся научатся определять роль и функции семьи в условия жизни, рассчитать бюджет семьи. Учащиеся научатся составлять математические модели реальных жизненных ситуаций.
Форма проведения: групповая работа; проектная деятельность.
Оборудование: ноутбук учителя, проектор, экран, презентация, карточки, компьютеры командам, интернет.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие учителя и обучающихся.
Учитель:
– Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, приятные эмоции.
Выполнив математическое лото, найдёте слова темы занятия.
Семья состоит из пяти человек: мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший брат учится в университете, младший ученик 3класса. | ||||
Зарплата папы равна 36000рублей, мамина зарплата составляет папиной. Какова мамина зарплата? 28800руб Ведите 45000руб Смотрите 7200руб Изучите 9000руб Выполните | ||||
Пенсия бабушки 14500рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Какова стипендия брата? 29000руб совместный 7250 руб. семейный | ||||
В этом месяце на питание семья потратила 27600рублей, а на приобретение одежды в четыре раза меньше. Сколько потрачено на приобретение одежды? 6900руб бюджет 6800 руб. кодекс 690руб план | ||||
В 2020 году семья платила за квартиру, в которой они живут ,4000рублей в месяц. В 2021 году квартплата поднялась на 12%. Какой будет квартплата в 2021году? 8800руб планируйте 480 руб. организуйте 4480руб добивайтесь | ||||
Зарплата, пенсия, транспортные расходы, стипендия брата, покупка еды, приобретение одежды, плата за квартиру,. Заполните таблицу:
В 1 столбике 3пункта цели 4пункта результата |
Обучающиеся поясняют выбор слов, показывая свои вычисления, объясняя вслух рассуждения тем, кто не смог выполнить задание.
Поясняя, что относится к доходам, а что к расходам. Учитель поясняет, что семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период (месяц или год).
Учитель проектирует тему на экран:
Игра «Ведите семейный бюджет – добивайтесь цели».
Учитель задает вопросы, как ребята понимают высказывание. Высказывают предположения по ходу и цели занятия .
Ребята высказывают предположение, что подсказка слово: игра. Предполагают согласно теме, что может быть на уроке.
Цель: проанализировать семейный бюджет, рассчитать сумму на покупку или поездку, рассчитать срок, за который она будет достигнута. Разработать стратегию расходной части бюджета семьи и увеличение его доходной части.
II. Игра
Этап 1. Подготовительный. До начала игры обсуждаем сюжет игры, распределение ролей до игры - получаем карточки, составляя для себя условия.
В классе 24 человека, организуем 3группы по 8 человек.
Из каждого набора команда выбирает карточку,
Наборы карточек
Семья (члены семьи):
1 набор: мама, папа, ребенок 5 лет и 13 лет
2 набор: мама, сын 14 лет
3 набор: папа, дочь 16 лет
Работа мамы с заработной платой:
1 набор врач 30000руб,+5% премия
2 набор продавец 28000 руб. +3% премия
Работа папы с заработной платой:
1 набор рабочий 40000 руб. +5% премия
2набор шофер 35 000руб +3 % премия
Дополнит. доход (в месяц):
1 набор подработка ремонт 2000руб
2 набор выпекать торты 3000руб
3 набор вязать крючком шапки 1000 руб.
Дополнительные сбережения: 1 набор 5000 руб.
2 набор 4000руб
3 набор 6000 руб.
Расходы обязательные: квартплата и коммунальные услуги 6000 руб.
Оплата телефона и интернета 2000 руб.
Расходы (питание) 1 набор 20000 руб.
2 набор 30000руб
3 набор 25000руб
Расходы дополнительные:
1 набор покупка одежды 5000 руб.
2 набор прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 2000 руб.
3 набор подарок 3000 руб.
Цель: 1 набор семейное путешествие (выбирайте сами куда)
2 набор покупка бытовой техники (выбирайте сами: холодильник, компьютер и т.д.)
3 набор покупка любого товара большой суммы (выбирайте сами)
За нарушение неэтичного поведения взимаются штрафы, пойдет в дополнительные расходы семьи:
замечание учителя – 300 рублей;
несоблюдение правил игры – 500 рублей
Этап 2. Анализ собранных данных. Задания командам: Составить таблицу бюджета семьи.
Доход | руб. | Расход | руб. | |
1… | | 1… | | |
Итого: | | | | |
Остаток: | |
Этап 3. Постановка целей. С помощью интернета найти вещь или тур на семью, на которую семья будет копить согласно выбранной карточки.
Этап 4. Разработка стратегии и тактики. Определив сумму накоплений рассчитать срок, за который эта сумма будет собрана.
Этап 5. Планирование семейного бюджета
Выявить скрытые резервы вашего семейного бюджета. Хотите увеличить доходы – сократите расходы. Продумайте дополнительные заработки семьи. Те отправные точки, от которых будете отталкиваться на этом этапе. Разработать стратегию расходной части бюджета семьи и увеличение его доходной части. Рассчитайте новый срок накопления и сделайте вывод.
Этап 6. Анализ результатов.
Представление командных результатов.
А мы будем вам аплодировать. В силе наших аплодисментов вы услышите нашу оценку, договорились?
III.Рефлексия
Рефлексивный лист игры-проекта Лист выполнен в форме кошелька. |
Что нового узнали, чему научились? |
Оценить слаженность работы: А) работали дружно, слаженно Б) не всегда была слаженная работа |
Литература и интернет источники:
1.Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». - В трех томах. Т.2.Для 5-9 классов/составители Н.П.Моторо, Н.В.Новожилова, М.М.Шалашова. - Москва,2019