12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Артеменков298
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Развитие творческой деятельности учащихся

Артеменков Антон Леонидович, МБОУ «СШ №14» города Смоленска

учитель истории и обществознания

Творческая деятельность в собственном смысле называется, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и индивидуальных особенностей личности и таланта творца. Исследования особенностей развития творческой деятельности осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других.

Подготовительным этапом творческого процесса нередко бывает, что основные идеи, дающие решение научной проблемы, создаются в течение сравнительно коротких периодов большого подъёма вдохновения. Но это не значит, что такими «вспышками вдохновения» исчерпываются весь процесс творчества. Кратковременные периоды исключительной творческой продуктивности всегда представляют собой лишь итог огромной предварительной работы. Если учащемуся решение сложной научной задачи приходит в голову как бы внезапно, без всяких усилий, во время урока, выполняя домашнее задание, выполнения проектной работы,- то на самом деле, конечно, является только конечной точкой длительного процесса творческой деятельности. Предварительная работа учащегося не сводиться только к собиранию материалом поставленной задачи учителя. Для учащегося необходима «подготовка себя» к решению творческих задач имеет даже большее значение, чем длительная предварительная работа специально над данной проблемой. Для современного российского учителя нужно найти подход к учащемуся, чтобы он сам заинтересовался своим саморазвитием своего творческого потенциала. [4,34-35]

Творчество есть прежде всего большой, постоянный труд. Только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутомимому, подчас кропотливому труду к «страшной работе», как называл Л.Н.Толстой творческую работу писателя. Горький утверждал, что своими успехами он обязан прежде всего «умению работать, любовью к труду». Основным условием продуктивности творческой является постоянство в труде и систематическая, регулярная работа учащегося и учителя над поставленными целями. [3,214]

Для учителя истории развитие творческого потенциала учащихся стоит одной из приоритетных задач развития историко-культурного развития личности. Одним из методов «оживления» истории выступают познавательно-развивающие вопросы, в результате ответа на которые учащиеся не просто воспроизводят изученный ранее материал, а, как правило, самостоятельно приходят к необходимым выводам, пишут историю. Творческие задачи - особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика и требующегося для решения поставленной задачи. В процессе ее решения учащиеся овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения. Применение такого рода заданий, в конечном итоге влияет также на мотивацию, саморазвитие, развитие креативности, уровень воспитанности учащихся. На современном этапе развития технологий заинтересованному, влюбленному в прошлое учащемуся доступна любая историческая информация: от многочисленных справочников и энциклопедий до телепередач и международной сети «Интернет». Именно по этой причине заинтересовать учащегося прежними средствами и приемами удается далеко не всегда. Овладение приемами и навыками исторического анализа различных по характеру источников своим результатом предполагает формирование исторического мышления. Включение в урок творческих задач создает ситуацию, формирующую умения и навыки мыследеятельности, позволяющую организовать творческую, исследовательскую деятельность учащийся, при которой учащийся ставится в позицию исследователя, вооруженного их методами критического оценивания авторских интерпретаций. В основу аналитической деятельности учащегося ложатся сравнения, поиск общего и отличного, определение причин и возможных последствий исторических явлений, поиск исторических анналов. [1,45]

Работа над проблемой стимулирует у учащегося познавательную активность, развивает индивидуальные творческие задатки, формирует логическое, научное мышление. Включение в урок творческих задач в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Включение в урок работы по решению творческих задач является одним из эффективных путей формирования полноценных мотивов, знаний и способов деятельности способствует развитию исторического мышления, создает атмосферу творческого поиска, но и играет решающую роль в повышении качества знаний учащихся. Возможно, учащийся не станет большим ученым. Но первые свои опыты и исследования запомнит на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже, ведь учащийся добывал знания самостоятельно. Умения и навыки творческого поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. [2,78]

Список литературы:

1. Вяземский Е.Е. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение,1999

2.Галеева Н.Н. Сам себе учитель - М.:2013

3.Теплов Б.М. Психология – М.: УЧПЕДГИЗ,1954

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М Просвещение, 2009

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.