Статья «Проектная деятельность на уроках технологии как основа экологического воспитания учащихся»

4
0
Материал опубликован 6 January 2016 в группе

Валиева Дания Ильясовна, учитель технологии

МБОУ «Сулеевская СОШ»

Республика Татарстан, Альметьевский район, село Сулеево

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью общества в познании и преобразовании окружающей действительности. Но на смену прежней установке пришла необходимость использования принципиально нового подхода – «осознание природы и общества в их целостности, как равных частей единого целого». А это требует постоянного соотнесения действий человека с возможностями природной среды, учета законов природы. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого. Мы должны понимать, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней общеобразовательной школы, от которой, в свою очередь зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровье людей, будущее нашей планеты. Перед нами стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить думающим, инициативным работником способным на творческий подход к любому делу. Если человек мыслить творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования, то есть основание полагать, что у него активная жизненная позиция.

Содержание образовательного процесса позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные предметы, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем. Например, технология и экология. Внедрение таких методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной деятельности, самостоятельности и творчества – одно из важнейших направлений решения этой проблемы. Учащиеся не получают готовые знания, они должны уметь с помощью учителя приобретать эти знания самостоятельно, во время поисковых заданий, при решении проблемных ситуаций или других средств активизирующих познавательную деятельность.

Решение экологических проблем невозможно без серьезной организации экологического образования и воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней. Именно в школьном возрасте должны закладываться основы этого отношения и должны стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического воспитания и образования. Мы должны помочь ребенку делать свои открытия. Ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей среде, сформировать умения вести себя в природе и в человеческом обществе в соответствии с экологическими закономерностями и нормами человеческой морали нужно ненавязчиво и доступно, занимательно и интересно.

Исходя из опыта своей работы, считаю, для реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает проектно – исследовательская деятельность - метод проектов. Проектная деятельность учащихся - высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. Говоря о методе проектов, я имею в виду педагогический инструмент, позволяющий учителю решать определенные задачи.

При таком подходе к учебной деятельности ученик из слушателя превращается в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение также является одним из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное для самого ученика. Практическая направленность данного метода предполагает решение экологических и других проблем.

Работы, объединенные общей целью, составляют первую часть проекта это - дать учащимся более глубокие экологические знания, сформировать у них умения добывать, преобразовывать, представлять, анализировать информацию, оценивать основные идеи исследуемой экологической проблемы, в частности регионального характера. Учащиеся прогнозируют экологическую ситуацию, а это хорошая мотивационная основа для формирования экологически разумного поведения и получения учащимися дополнительных знаний по предметам естественнонаучного цикла. Вторая часть проекта – практические работы, объединены общими целями и задачами, среди которых следующие: формирование целостного научного мировоззрения; практическое обучение учащихся основам исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов учащихся в области экологии и мотивации к исследованию экологических проблем своего региона, вовлечение учащихся в значимую общественную полезную деятельность.

В последнее время возросло количество экологических проблем, решение которых становится актуальным практически для каждого из нас. Поэтому целью работы является формирование и развитие прикладного экологического мышления, самостоятельно решать экологические задачи, применяя знания, полученные при разработке проектов. Проектная деятельность состоит из следующих этапов:

исследовательский – выяснение местных экологических проблем, выбор идеи, определение цели и путей ее решения;

технологический – поиск и анализ информации, планирование на основе теоретических знаний и практических умений составление и выполнение проекта;

заключительный – оформление и защита работы.

Проектная деятельность способствует активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решение экологических задач и все это происходит на сознательном уровне. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Примерную тематику проектных заданий следует разработать заранее. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя Разработки проектов на уроках технологии в нашей школе «Цветущая клумба», «Озеленение школьного двора», «Лучший скворечник», «Твой след на земле», «Чистый родник» - для учащихся средних классов, «Экологические аспекты озеленения», «Оценка воздействия человека на окружающую среду», «Экологическое значение зеленых насаждений», «Утилизация отходов пластмасс», «Мой прекрасный сад», «Экология нашего села и что я могу сделать для улучшения экологической обстановки», «Живительная влага Родника» - для учащихся старших классов. Школьники с большим увлечением занимались той деятельностью, которая выбрана ими самими и это позволило каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного в своей области деятельности. Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения. 

При проведении проектных работ на уроках технологии у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, с использованием метода проекта способствует, значительному повышению экологической культуры и прикладного экологического мышления школьников.

Мир становится все более и более взаимозависимым и хрупким, мы должны осознать, что мы – сообщество единой Земли с общей судьбой. Мир изменился, и таким, как мы есть, он уже нас не приемлет. Будущее не придет само собой. Его надо создать, его надо заслужить.

Источники и литература

Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя / Под ред. Б.Т.Лихачева, Н.С.Дежниковой. М.: Тобол, 1997. - 96 с.

 Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А. – М.:Вентана – Граф , 2003.

Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред.И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.

Технология. Учебник 10-11 классы. Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.:Вентана – Граф, 2002.

Школьный  проект один из результатов экологического образования // Экологическое образование. Дорогань JI.B.  - 2003. - №1. - С. 35-37.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.