Внеклассное мероприятие «Вспомним, братцы, россов славу!»

2
0
Материал опубликован 23 October 2019

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия

«ВСПОМНИМ, БРАТЦЫ, РОССОВ СЛАВУ!»

 

Аннотация

Предлагаемая методическая разработка внеклассного мероприятия может представлять интерес для классных руководителей, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования как готовый сценарий для проведения внеклассного мероприятия в форме интеллектуального турнира, а также как источник дополнительной информации при подготовке к классным часам, внеклассным мероприятиям по данной тематике. Рекомендована для обучающихся 6-9 классов и может использоваться при проведении в классе, а также с обучающимися параллельных классов или с разновозрастными группами обучающихся.

 

Содержание

Пояснительная записка

3

Организационно-методические рекомендации

4

План и ход мероприятия

5

Заключение

14

Список используемой литературы

15

Приложение

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Победы русского народ над теми, кто посягал на честь и независимость Родины, всегда широко отмечались и отмечаются российской общественностью. Это особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздает дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников Отечества, что позволяет глубже ощутить свою сопричастность к славным деяниям наших предков. Одной такой, из множества величайших побед России, является победа русской армии в войне с Наполеоном, событиям и героям которой посвящено данное внеклассное воспитательное мероприятие.

Мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры – турнира, который включает последовательность разнообразных конкурсов интеллектуально-творческой направленности, что позволяет его участникам проявить свою эрудицию, творческие способности, коммуникативные навыки.

Тематика мероприятия актуальна в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2020 годы». Приобщение обучающихся к истории Отечества служат воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.

Цель: воспитывать чувство гордости за свою Родину, расширять (углублять) знания о событиях Отечественной войны 1812года, героических страницах прошлого.

Задачи:

1.Развивать информационную компетентность учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет; систематизировать информацию, проводить анализ и рефлексию.

2.Развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы, творческих способностей, коммуникативных навыков, культуры толерантности, норм делового общения, доброжелательного отношения, взаимопомощи при работе в группе.

3. Приобщать к культурным ценностям страны. Развивать эмоционально-ценностное мышление учащихся на примере взаимодействия, интеграции истории, литературы, искусства.

4. Воспитывать у обучающихся чувство гордости за славную историю своего Отечества, любви к Родине. Воспитывать патриотические чувства на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества русского народа.

Используемые педагогические технологии: проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.

Участники: 4 команды (по 5 человек)– обучающиеся 6-9-х классов.

Материалы и оборудование:

Слайдовая презентация ключевых моментов турнира.

Карта «Отечественная война 1812 года».

Портреты: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, Д.В. Давыдова, Н.Н. Раевского, А.А. Тучкова и других героев войны 1812 года.

Репродукции картин, изображения памятников скульптуры и архитектуры, посвященных войне 1812 года (в том числе репродукции портретов из Военной галереи Зимнего дворца).

Фрагменты художественных фильмов «Война и мир» (батальные сцены), «Гусарская баллада» и др.

Вопросы и задания для игроков турнира (карточки, игровое домино и др.).

Вопросы и задания для болельщиков.

Игры со зрителями.

Музыкальные заставки – Ф.Н. Глинка Солдатская песнь «Вспомним, братцы, россов славу», фрагмент торжественной увертюры «1812год» П.И. Чайковского и др.

Концертные номера (по необходимости).

ТСО: компьютер, проектор, экран, видео-аудио аппаратура, микрофоны.

Листы для судейской коллегии, листы ватмана, фломастеры.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ

 

Для успешного проведения мероприятия необходима предварительная подготовка (не менее одной недели), следует:

в случае проведения мероприятия на общешкольном уровне необходимо подготовить проект распоряжения о подготовке и проведении мероприятия с определением ответственных исполнителей (подготовка команд, музыкальное сопровождение, фото - и видеосъемка и др.).

Подготовить презентацию – сопровождение турнира.

Подобрать иллюстративный материал: музыкальный, видео-фильмы и др.

Подобрать из числа учащихся помощников ведущему на время проведения турнира.

Определить список литературы, с которой участники команд могут познакомиться в ходе подготовки к турниру.

Сформировать команды. Состав может быть от 4 до 6 человек. Желательно комплектование команд из разных классов, чтобы создать особый микроклимат в команде, где старшие могут проявить себя как организаторы работы команды; выбрать капитанов команд; дать задание командам придумать название и девиз, эмблему.

Определить судейскую коллегию из воспитателей, преподавателей и обучающихся старших классов в том числе.

Продумать оформление зала, где будет проходить турнир.

Подготовить выступления (концертные номера для выступления в промежутках между этапами игры). Это могут быть стихи о событиях Отечественной войны 1812 года, короткие инсценировки литературных или поэтических произведений, выступление танцевальной группы, исполнение песен, посвященных событиям войны 1812года, показ фрагментов фильмов, музыкальные произведения (оркестровые и инструментальные номера).

Организовать (по желанию) выставку творческих работ учащихся по теме мероприятия.

В случае отсутствия концертных номеров следует продумать игры со зрительным залом - болельщиками команд в промежутках между подготовкой командами творческих конкурсных заданий и их демонстрацией.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА

 

Музыкальная заставка- солдатская песнь Ф. Глинки «Вспомним, братцы, россов славу»

1.Вступительное слово ведущего о важности победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

2. Разъяснение условий турнира.

3. Представление судейской коллегии.  Представление команд и защита их названия и девиза.

4. Командные и индивидуальные конкурсы.

5. Конкурсы/игры с болельщиками, зрителями турнира.

6. Концертные номера.

7. Подведение итогов. Награждение.

8. Заключительная часть. Заключительное слово ведущего на фоне фрагмента из торжественной увертюры «1812год» П.И. Чайковского.

 

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА

 

На экране эпиграф: «Есть память, которой не будет забвения,

и слава, которой не будет конца».

Звучит запись песни Ф. Глинки «Солдатская песня. Вспомним, братцы, россов славу».

 

Ведущий

Вступительное слово. В жизни нашей страны есть события, значение которых так велико, что рассказы о них переходят из века в век. К ним относится и Отечественная война 1812 года. Те, кого жизнь сделала свидетелем  этих событий, хранили память о них до конца своих дней. А кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой  их гулким  эхом. Рассказы о пожаре Москвы, Бородинском сражении, Березине, были, по словам Герцена, их колыбельной песнью, детскими сказками, их Илиадой и Одиссеей.  

Отечественная война 1812 года - выдающееся событие в истории России. Она явила образцы мужества и патриотизма военачальников и солдат, всех русских людей, вставших на защиту Отечества против могущественной армии Наполеона.

Предлагаем вам поучаствовать в интеллектуальном турнире, посвящённом событиям июня-декабря 1812 года «Вспомним, братцы, россов славу» значение которых для свободы и независимости нашей Родины не померкли и сегодня.

Представление судейской коллегии.

 

 

Ознакомление с Правилами турнира:

Турнир состоит из разнообразных конкурсов - командных и индивидуальных.

Критерии оценки объявляются ведущим перед началом каждого конкурса.

Конкурсы оцениваются по балльной системе.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

По итогам игры определяются команды – победительницы по номинациям.

Выявляется также самая активная команда болельщиков, которой можно также вручит диплом/грамоту.

 

Для активных участников игры необходимо предусмотреть призы.

 

1 ТУР-КОНКУРС «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА-ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД»

 

Каждая команда-участница турнира представляет название, девиз, визитную карточку.

Критерии оценки:

- оригинальность идеи приветствия команды, названия и девиза до 3-х баллов.

- эстетическое оформление выступления – до 2-х баллов.

- наличие элементов костюмов, атрибутики- 1-2 балла.

- артистизм выступающих до 3-х баллов.

Максимальное количество -10 баллов.

 

2 ТУР – КОНКУРС – «РАЗМИНКА» или «НАЙДИ ПАРУ»

«Создаем иллюстрированный словарь»

Командам предстоит создать «Иллюстрированный словарь». Участникам предлагаются карточки с понятиями и их определениями. Игрокам необходимо создать с их помощью смысловые пары и расположить затем слова с их определениями в алфавитном порядке.

t1571825005aa.jpg

ГВАРДИЯ

t1571825005ab.jpg

ГРЕНАДЕР

t1571825005ac.jpg

ГУСАР

t1571825005ad.jpg

ДРАГУН

t1571825005ae.jpg

ЕГЕРЬ

t1571825005af.jpg

 

ИНФАНТЕРИЯ

t1571825005ag.jpg

КАВАЛЕРГАРД

t1571825005ah.jpg

КАЗАКИ

t1571825005ai.jpg

КИРАСИРЫ

t1571825005aj.jpg

ЛЕЙБ-ГВАРДИЯ

 

t1571825005ak.jpg

МАНЁВР

t1571825005al.png

МАНИФЕСТ

t1571825005am.jpg

РЕДУТ

t1571825005an.jpg

УЛАН

t1571825005ao.jpg

ФЛЕШЬ

 

За каждую верно составленную пару (слово и его определение) 1 балл.

 

 

3 ТУР – КОНКУРС – «ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОМИНО»

 

Игрокам необходимо, используя правила данной игры, составить хронологию событий войны 1812года. Игроки должны расставить домино в нужном порядке.

Побеждает команда, которая первой выполнить данное задание без ошибок. Максимальное количество баллов- 10б. Команда, выполнившая задание второй получает – 8 баллов, третьей – 6баллов, четвертой соответственно– 4 балла. При наличии ошибок с команды снимаются штрафные очки. За каждую ошибку 1 балл.

 

 

 

Наполеон

Бонапарт

 

 

 

t1571825005ap.jpg

Переход французской

армии через Неман

 

 

 

«Ключ к Москве взят»

 

 

 

 

 

t1571825005aq.jpg

Смоленское сражение

 

 

 

М.И. Кутузов

 

t1571825005ar.jpg

Назначение главнокомандующим русской армии

 

 

Багратионовы

флеши

 

 

 

 

 

 

t1571825005as.jpg

Бородинское сражение

 

 

Военный совет

 

t1571825005at.jpg

 

Фили

 

Вступление французских войск

в Москву.

 

 

 

 

 

t1571825005au.jpg

Пожар в Москве

 

 

Тарутинский

манёвр

 

 

 

t1571825005av.jpg

Отступление французов по старой смоленской дороге.

 

 

 

Партизанская война.

 

 

t1571825005aw.jpg

Переход через р. Березену

 

 

Бегство французов.

Гибель французской

Армии.

 

 

t1571825005ax.png

Царский манифест об окончании Отечественной войны.

 

 

 

4 ТУР – КОНКУРС «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОЗЗВАНИЕ К НАРОДУ»

 

Ведущий: Для того чтобы выполнить следующее задание, вам нужно представить себя современниками тех военных лет. Враг идет по нашей земле, его необходимо остановить! Поэтому сейчас объявляется конкурс «Патриотическое воззвание к народу2».

Команды работают 5 минут. На листах ватмана цветными маркерами они должны составить патриотическое воззвание к народу во время войны, используя предложенные опорные слова: Отечество, страна, беда, гроза, меч, удар, враг.

Судейская коллегия оценивает этот конкурс по следующим критериям:

патриотичность- 2 балла

эстетичность оформления воззвания- 2 балла

убедительность и артистизм при защите -2 балла

 

Во время подготовки проекта воззвания проводится игра или конкурс с командами-болельщиками.

Защита работы.

 

5 ТУР – КОНКУРС «СВОЯ ИГРА»

 

Условия игры в данном туре.

 

В данном туре 4 темы. Участники команд по очереди выбирают тему и вопрос. Все баллы за правильные ответы команды суммируются и прибавляются к общей сумме ранее заработанных.

Темы

Баллы

Герои войны”

100

300

500

700

1000

Война 1812года в цифрах»”

100

300

500

700

1000

Оружие”

100

300

500

700

1000

Памятники архитектуры и скульптуры, посвященные событиям и героям Отечественной войны 1812г.”

100

300

500

700

1000

 

1 ТЕМА «ГЕРОИ ВОЙНЫ»

 

Ведущий.  Трудно перечислить всех тех, кто геройски сражался на полях сражений. Но все они: и простые солдаты, и генералы, и партизаны достойны славы.

 

100б Великий русский полководец, о нём А.С. Пушкин сказал:

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине

“Иди, спасай”.

Ты встал — и спас…»

Назовите имя полководца.

t1571825005ay.jpg

М. И. Голенищев-Кутузов, генерал-фельдмаршал.

 

300б «Львом русской армии», - назвал его Белинский. “Лучший генерал русской армии”, — говорил о нём Наполеон. О ком идёт речь.

t1571825005az.jpg

П. И. Багратион, генерал от инфантерии.

 

500б «Я был рожден для рокового 1812 года”, — писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. Назовите его имя.

t1571825005ba.jpg

Д. В. Давыдов, генерал-майор

700б «Именовать впредь оную девицу поручиком Александровым и считать мужчиною». О ком речь в высочайшем повелении Александра I?

t1571825005bb.jpg

 

Надежда Дурова, кавалерист-девица.

Прототип ряда литературных героинь. Она участвовала в сражениях наравне с мужчинами, пулям не кланялась и даже стала адъютантом самого Кутузова.

1000б Руководитель одного из самых крупных крестьянских отрядов - крепостной крестьянин села Павлово Богородского уезда (ныне Ногинский район Московской области).

t1571825005bc.png

Герасим Курин, крепостной крестьянин.

 

2 ТЕМА «ВОЙНА 1812 ГОДА В ЦИФРАХ»

 

Ведущий. Сейчас мы обратимся к событиям войны 1812года, в том числе к одной из самых кровопролитнейших её страниц. Речь пойдёт о сражении, которое получило название «генерального», «битвой гигантов». «Самым прекрасным и самым грозным, в нём французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми», - назвал его Наполеон.

 

100б Назовите дату и время начала бородинского сражения.

- 26 августа 1812 года в половине шестого утра.

 

300б Какова была площадь Бородинского поля.

- 30 квадратных километров.

 

500б Какова была продолжительность сражения.

от 12 часов.

 

700б Каждый час на поле сражения (по самым скромным оценкам совокупных потерь) погибало около 2500 человек. Назовите общее число погибших воинов на бородинском поле.

2500х12=300 000чел.

Почему Тучков –  четвёртый, а Горчаков – второй?

 

1000б Назовите стандартный рост кавалергарда. Подсказка «от 2 аршин 10 вершков, но не менее 8, а разве по самой нужде 7»

 

Ведущий. Следующей темой нашего турнира будет «Оружие».

 

3 ТЕМА «ОРУЖИЕ ПЕРИОДА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.»

 

По выбору команды игроков на слайде презентации демонстрируется рисунок.

Необходимо определить и назвать данное оружие.

 

100б

t1571825005bd.jpg

(пистолеты)

300б

t1571825005be.jpg

(пехотные ружья)

500б

t1571825005bf.jpg

 

(французские офицерские шпаги

тесаки с короткими изогнутыми клинками)

700б

t1571825005bg.jpg

(палаши)

 

1000б

t1571825005bh.jpg

(Стрелковое оружие – дульнозарядная ударно-кремневая система

с французским батарейным замком)

 

Ведущий. Благодарные потомки увековечили подвиги верных сынов Отечества в многочисленных памятниках культуры и искусства. В их честь в разные времена воздвигнуты архитектурные сооружения, величественные мемориалы и скромные обелиски.

Темой следующего конкурсного задания будут памятники архитектуры и скульптуры, посвященные событиям и героям войны 1812года.

 

4 ТЕМА «ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И СКУЛЬПТУРЫ,

ПОСВЯЩЕННЫЕ СОБЫТИЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812г.»

 

Участникам предлагаются фото исторических памятников тем или иным образом, связанных с событиями войны 1812года. Задача игроков - назвать эти памятники.

За предоставление дополнительной информации, игроки могут получить дополнительные баллы – по 10 за каждый верный ответ:

- за указание местонахождения памятника;

- за объяснение связи с событиями войны 1812года;

- за знание автора работы.

Таким образом, команда может получить дополнительно от 10 до 30 баллов.

 

 

 

100б

 

t1571825005bi.jpg

Храм Христа Спасителя

 

300б

 

t1571825005bj.jpg

 

t1571825005bk.jpg

 

t1571825005bl.jpg

 

t1571825005bm.jpg

 

Бронзовая конная

статуя М.И. Кутузова

«Полководцы»

 

«Солдаты»

 

«Партизаны»

 

500б

 

t1571825005bn.jpg

Триумфальная арка

 

700 б

t1571825005bo.jpg

t1571825005bp.jpg

Александровская

колонна-монумент

Арка

Центр композиции ансамбля Дворцовой площади

 

1000 б

 

Подведение итогов по всем темам 5 тура.

6 ТУР –КОНКУРС «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812ГОДА»

Конкурс капитанов

 

Ведущий. О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед Вами пословицы, связанные с этим периодом, но распавшиеся на две части.

Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.

На француза

и вилы ружьё

Француз боек

да русский стоек

Наступил на землю русскую

да оступился

Бонапарту не до пляски

растерял свои подвязки

Приехал Кутузов

бить французов

Француз вступил в Москву в гости

да оставил там свои кости

Голодный француз

вороне рад

Придется батюшке Парижу

расплатиться за матушку-Москву

От бородинской пушки

под Москвой земля дрожала

Был Наполеон

а из Москвы вышел опалён

 

 

 

7 ТУР –КОНКУРС «ТВОРЧЕСКИЙ»

домашнее задание - мини – концерт от участников турнира

 

Команды - участницы турнира демонстрируют зрителям концертные номера.

Это может быть исполнение песни, стихов, музыкальных композиций, театрализация литературных или поэтических произведений.

Критерии оценки:

- культура исполнения от 1 до 3-х баллов;

- артистизм – от 1 до 4-хбаллов;

- наличие элементов костюма и атрибутика до 2-х баллов.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТУРНИРА.

НАГРАЖДЕНИЕ.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО.

Закончить наш турнир мне хочется заветом потомкам - вам, современному поколению.

На фоне звучания фрагмента торжественной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского читаются следующие строки стихотворения А. Кедрина.

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!
Будь верен ей.
И как бы не был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей всё, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби её, клянись,
Как наши деды,
Горой стояли за жизнь её и честь,

Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:
И моего здесь капля мёда ЕСТЬ.

 

Заключение

 

Безусловным достоинством представленной методической разработки является ее направленность на формирование у обучающихся таких ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания как гражданственность, патриотизм, воспитание гражданина и патриота своей Родины.

Предлагаемая форма проведения мероприятия, его структура, используемые образовательные и воспитательные технологии способствуют активизации познавательной активности в изучении истории Отечества, развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающегося.

 

 

 

Литература

 

Игры и занимательные задания по истории. Дрофа. Москва, 2003 г.

История России 1682-1861. Под общей редакцией В.В. Шелохаева. Москва. «Терра-Terra», 1996 г.

История С.И.Козленко, И.В.Козленко. Всероссийские олимпиады, выпуск 2. Москва. Просвещение, 2008 г.

История России с древнейших времен до 1861 года под редакцией Н.И.Павленко. Москва. «Высшая школа», 1996 год.

Журнал «Читаем, учимся, играем», №7, 200 г., №4, 2009 г., №3, 2012 г., №5, 2012 г.

Википедия - http://ru.wikipedia.org

istorya.ru

histerl.ru

Журнал «Детская энциклопедия» - «Бородинская битва», №8, 2010 год.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.