Внеклассное мероприятие «Вспомним, братцы, россов славу!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Внеклассного мероприятия
«ВСПОМНИМ, БРАТЦЫ, РОССОВ СЛАВУ!»
Аннотация
Предлагаемая методическая разработка внеклассного мероприятия может представлять интерес для классных руководителей, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования как готовый сценарий для проведения внеклассного мероприятия в форме интеллектуального турнира, а также как источник дополнительной информации при подготовке к классным часам, внеклассным мероприятиям по данной тематике. Рекомендована для обучающихся 6-9 классов и может использоваться при проведении в классе, а также с обучающимися параллельных классов или с разновозрастными группами обучающихся.
Содержание
Пояснительная записка |
3 |
Организационно-методические рекомендации |
4 |
План и ход мероприятия |
5 |
Заключение |
14 |
Список используемой литературы |
15 |
Приложение |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Победы русского народ над теми, кто посягал на честь и независимость Родины, всегда широко отмечались и отмечаются российской общественностью. Это особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздает дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников Отечества, что позволяет глубже ощутить свою сопричастность к славным деяниям наших предков. Одной такой, из множества величайших побед России, является победа русской армии в войне с Наполеоном, событиям и героям которой посвящено данное внеклассное воспитательное мероприятие.
Мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры – турнира, который включает последовательность разнообразных конкурсов интеллектуально-творческой направленности, что позволяет его участникам проявить свою эрудицию, творческие способности, коммуникативные навыки.
Тематика мероприятия актуальна в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2020 годы». Приобщение обучающихся к истории Отечества служат воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.
Цель: воспитывать чувство гордости за свою Родину, расширять (углублять) знания о событиях Отечественной войны 1812года, героических страницах прошлого.
Задачи:
1.Развивать информационную компетентность учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет; систематизировать информацию, проводить анализ и рефлексию.
2.Развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы, творческих способностей, коммуникативных навыков, культуры толерантности, норм делового общения, доброжелательного отношения, взаимопомощи при работе в группе.
3. Приобщать к культурным ценностям страны. Развивать эмоционально-ценностное мышление учащихся на примере взаимодействия, интеграции истории, литературы, искусства.
4. Воспитывать у обучающихся чувство гордости за славную историю своего Отечества, любви к Родине. Воспитывать патриотические чувства на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества русского народа.
Используемые педагогические технологии: проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.
Участники: 4 команды (по 5 человек)– обучающиеся 6-9-х классов.
Материалы и оборудование:
Слайдовая презентация ключевых моментов турнира.
Карта «Отечественная война 1812 года».
Портреты: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, Д.В. Давыдова, Н.Н. Раевского, А.А. Тучкова и других героев войны 1812 года.
Репродукции картин, изображения памятников скульптуры и архитектуры, посвященных войне 1812 года (в том числе репродукции портретов из Военной галереи Зимнего дворца).
Фрагменты художественных фильмов «Война и мир» (батальные сцены), «Гусарская баллада» и др.
Вопросы и задания для игроков турнира (карточки, игровое домино и др.).
Вопросы и задания для болельщиков.
Игры со зрителями.
Музыкальные заставки – Ф.Н. Глинка Солдатская песнь «Вспомним, братцы, россов славу», фрагмент торжественной увертюры «1812год» П.И. Чайковского и др.
Концертные номера (по необходимости).
ТСО: компьютер, проектор, экран, видео-аудио аппаратура, микрофоны.
Листы для судейской коллегии, листы ватмана, фломастеры.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ
Для успешного проведения мероприятия необходима предварительная подготовка (не менее одной недели), следует:
в случае проведения мероприятия на общешкольном уровне необходимо подготовить проект распоряжения о подготовке и проведении мероприятия с определением ответственных исполнителей (подготовка команд, музыкальное сопровождение, фото - и видеосъемка и др.).
Подготовить презентацию – сопровождение турнира.
Подобрать иллюстративный материал: музыкальный, видео-фильмы и др.
Подобрать из числа учащихся помощников ведущему на время проведения турнира.
Определить список литературы, с которой участники команд могут познакомиться в ходе подготовки к турниру.
Сформировать команды. Состав может быть от 4 до 6 человек. Желательно комплектование команд из разных классов, чтобы создать особый микроклимат в команде, где старшие могут проявить себя как организаторы работы команды; выбрать капитанов команд; дать задание командам придумать название и девиз, эмблему.
Определить судейскую коллегию из воспитателей, преподавателей и обучающихся старших классов в том числе.
Продумать оформление зала, где будет проходить турнир.
Подготовить выступления (концертные номера для выступления в промежутках между этапами игры). Это могут быть стихи о событиях Отечественной войны 1812 года, короткие инсценировки литературных или поэтических произведений, выступление танцевальной группы, исполнение песен, посвященных событиям войны 1812года, показ фрагментов фильмов, музыкальные произведения (оркестровые и инструментальные номера).
Организовать (по желанию) выставку творческих работ учащихся по теме мероприятия.
В случае отсутствия концертных номеров следует продумать игры со зрительным залом - болельщиками команд в промежутках между подготовкой командами творческих конкурсных заданий и их демонстрацией.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА
Музыкальная заставка- солдатская песнь Ф. Глинки «Вспомним, братцы, россов славу»
1.Вступительное слово ведущего о важности победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
2. Разъяснение условий турнира.
3. Представление судейской коллегии. Представление команд и защита их названия и девиза.
4. Командные и индивидуальные конкурсы.
5. Конкурсы/игры с болельщиками, зрителями турнира.
6. Концертные номера.
7. Подведение итогов. Награждение.
8. Заключительная часть. Заключительное слово ведущего на фоне фрагмента из торжественной увертюры «1812год» П.И. Чайковского.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА
На экране эпиграф: «Есть память, которой не будет забвения,
и слава, которой не будет конца».
Звучит запись песни Ф. Глинки «Солдатская песня. Вспомним, братцы, россов славу».
Ведущий
Вступительное слово. В жизни нашей страны есть события, значение которых так велико, что рассказы о них переходят из века в век. К ним относится и Отечественная война 1812 года. Те, кого жизнь сделала свидетелем этих событий, хранили память о них до конца своих дней. А кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом. Рассказы о пожаре Москвы, Бородинском сражении, Березине, были, по словам Герцена, их колыбельной песнью, детскими сказками, их Илиадой и Одиссеей.
Отечественная война 1812 года - выдающееся событие в истории России. Она явила образцы мужества и патриотизма военачальников и солдат, всех русских людей, вставших на защиту Отечества против могущественной армии Наполеона.
Предлагаем вам поучаствовать в интеллектуальном турнире, посвящённом событиям июня-декабря 1812 года «Вспомним, братцы, россов славу» значение которых для свободы и независимости нашей Родины не померкли и сегодня.
Представление судейской коллегии.
Ознакомление с Правилами турнира:
Турнир состоит из разнообразных конкурсов - командных и индивидуальных.
Критерии оценки объявляются ведущим перед началом каждого конкурса.
Конкурсы оцениваются по балльной системе.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
По итогам игры определяются команды – победительницы по номинациям.
Выявляется также самая активная команда болельщиков, которой можно также вручит диплом/грамоту.
Для активных участников игры необходимо предусмотреть призы.
1 ТУР-КОНКУРС «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА-ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД»
Каждая команда-участница турнира представляет название, девиз, визитную карточку.
Критерии оценки:
- оригинальность идеи приветствия команды, названия и девиза до 3-х баллов.
- эстетическое оформление выступления – до 2-х баллов.
- наличие элементов костюмов, атрибутики- 1-2 балла.
- артистизм выступающих до 3-х баллов.
Максимальное количество -10 баллов.
2 ТУР – КОНКУРС – «РАЗМИНКА» или «НАЙДИ ПАРУ»
«Создаем иллюстрированный словарь»
Командам предстоит создать «Иллюстрированный словарь». Участникам предлагаются карточки с понятиями и их определениями. Игрокам необходимо создать с их помощью смысловые пары и расположить затем слова с их определениями в алфавитном порядке.
ГВАРДИЯ |
ГРЕНАДЕР |
ГУСАР |
ДРАГУН |
ЕГЕРЬ |
ИНФАНТЕРИЯ |
КАВАЛЕРГАРД |
КАЗАКИ |
КИРАСИРЫ |
ЛЕЙБ-ГВАРДИЯ
|
МАНЁВР |
МАНИФЕСТ |
РЕДУТ |
УЛАН |
ФЛЕШЬ |
За каждую верно составленную пару (слово и его определение) 1 балл.
3 ТУР – КОНКУРС – «ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОМИНО»
Игрокам необходимо, используя правила данной игры, составить хронологию событий войны 1812года. Игроки должны расставить домино в нужном порядке.
Побеждает команда, которая первой выполнить данное задание без ошибок. Максимальное количество баллов- 10б. Команда, выполнившая задание второй получает – 8 баллов, третьей – 6баллов, четвертой соответственно– 4 балла. При наличии ошибок с команды снимаются штрафные очки. За каждую ошибку 1 балл.
|
Наполеон Бонапарт
|
|
Переход французской армии через Неман |
«Ключ к Москве взят» |
|
|
|
|
|
Смоленское сражение |
М.И. Кутузов |
|
Назначение главнокомандующим русской армии |
Багратионовы флеши
|
|
|
|
|
|
Бородинское сражение |
Военный совет |
|
Фили |
Вступление французских войск в Москву. |
|
|
|
|
|
Пожар в Москве |
Тарутинский манёвр
|
|
Отступление французов по старой смоленской дороге. |
Партизанская война.
|
|
||||
Переход через р. Березену
|
Бегство французов. Гибель французской Армии.
|
|
Царский манифест об окончании Отечественной войны. |
|
4 ТУР – КОНКУРС «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОЗЗВАНИЕ К НАРОДУ»
Ведущий: Для того чтобы выполнить следующее задание, вам нужно представить себя современниками тех военных лет. Враг идет по нашей земле, его необходимо остановить! Поэтому сейчас объявляется конкурс «Патриотическое воззвание к народу2».
Команды работают 5 минут. На листах ватмана цветными маркерами они должны составить патриотическое воззвание к народу во время войны, используя предложенные опорные слова: Отечество, страна, беда, гроза, меч, удар, враг.
Судейская коллегия оценивает этот конкурс по следующим критериям:
патриотичность- 2 балла
эстетичность оформления воззвания- 2 балла
убедительность и артистизм при защите -2 балла
Во время подготовки проекта воззвания проводится игра или конкурс с командами-болельщиками.
Защита работы.
5 ТУР – КОНКУРС «СВОЯ ИГРА»
Условия игры в данном туре.
В данном туре 4 темы. Участники команд по очереди выбирают тему и вопрос. Все баллы за правильные ответы команды суммируются и прибавляются к общей сумме ранее заработанных.
Темы |
Баллы |
||||
“Герои войны” |
100 |
300 |
500 |
700 |
1000 |
“Война 1812года в цифрах»” |
100 |
300 |
500 |
700 |
1000 |
“Оружие” |
100 |
300 |
500 |
700 |
1000 |
“Памятники архитектуры и скульптуры, посвященные событиям и героям Отечественной войны 1812г.” |
100 |
300 |
500 |
700 |
1000 |
1 ТЕМА «ГЕРОИ ВОЙНЫ»
Ведущий. Трудно перечислить всех тех, кто геройски сражался на полях сражений. Но все они: и простые солдаты, и генералы, и партизаны достойны славы.
100б Великий русский полководец, о нём А.С. Пушкин сказал:
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине
“Иди, спасай”.
Ты встал — и спас…»
Назовите имя полководца.
М. И. Голенищев-Кутузов, генерал-фельдмаршал.
300б «Львом русской армии», - назвал его Белинский. “Лучший генерал русской армии”, — говорил о нём Наполеон. О ком идёт речь.
П. И. Багратион, генерал от инфантерии.
500б «Я был рожден для рокового 1812 года”, — писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. Назовите его имя.
Д. В. Давыдов, генерал-майор
700б «Именовать впредь оную девицу поручиком Александровым и считать мужчиною». О ком речь в высочайшем повелении Александра I?
Надежда Дурова, кавалерист-девица.
Прототип ряда литературных героинь. Она участвовала в сражениях наравне с мужчинами, пулям не кланялась и даже стала адъютантом самого Кутузова.
1000б Руководитель одного из самых крупных крестьянских отрядов - крепостной крестьянин села Павлово Богородского уезда (ныне Ногинский район Московской области).
Герасим Курин, крепостной крестьянин.
2 ТЕМА «ВОЙНА 1812 ГОДА В ЦИФРАХ»
Ведущий. Сейчас мы обратимся к событиям войны 1812года, в том числе к одной из самых кровопролитнейших её страниц. Речь пойдёт о сражении, которое получило название «генерального», «битвой гигантов». «Самым прекрасным и самым грозным, в нём французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми», - назвал его Наполеон.
100б Назовите дату и время начала бородинского сражения.
- 26 августа 1812 года в половине шестого утра.
300б Какова была площадь Бородинского поля.
- 30 квадратных километров.
500б Какова была продолжительность сражения.
– от 12 часов.
700б Каждый час на поле сражения (по самым скромным оценкам совокупных потерь) погибало около 2500 человек. Назовите общее число погибших воинов на бородинском поле.
2500х12=300 000чел.
Почему Тучков – четвёртый, а Горчаков – второй?
1000б Назовите стандартный рост кавалергарда. Подсказка «от 2 аршин 10 вершков, но не менее 8, а разве по самой нужде 7»
Ведущий. Следующей темой нашего турнира будет «Оружие».
3 ТЕМА «ОРУЖИЕ ПЕРИОДА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.»
По выбору команды игроков на слайде презентации демонстрируется рисунок.
Необходимо определить и назвать данное оружие.
100б
(пистолеты)
300б
(пехотные ружья)
500б
(французские офицерские шпаги
тесаки с короткими изогнутыми клинками)
700б
(палаши)
1000б
(Стрелковое оружие – дульнозарядная ударно-кремневая система
с французским батарейным замком)
Ведущий. Благодарные потомки увековечили подвиги верных сынов Отечества в многочисленных памятниках культуры и искусства. В их честь в разные времена воздвигнуты архитектурные сооружения, величественные мемориалы и скромные обелиски.
Темой следующего конкурсного задания будут памятники архитектуры и скульптуры, посвященные событиям и героям войны 1812года.
4 ТЕМА «ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И СКУЛЬПТУРЫ,
ПОСВЯЩЕННЫЕ СОБЫТИЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812г.»
Участникам предлагаются фото исторических памятников тем или иным образом, связанных с событиями войны 1812года. Задача игроков - назвать эти памятники.
За предоставление дополнительной информации, игроки могут получить дополнительные баллы – по 10 за каждый верный ответ:
- за указание местонахождения памятника;
- за объяснение связи с событиями войны 1812года;
- за знание автора работы.
Таким образом, команда может получить дополнительно от 10 до 30 баллов.
100б
300б
|
|
|
|
Бронзовая конная статуя М.И. Кутузова |
«Полководцы»
|
«Солдаты»
|
«Партизаны» |
500б
700 б
Александровская колонна-монумент |
Арка |
Центр композиции ансамбля Дворцовой площади |
1000 б
Памятник |
Подведение итогов по всем темам 5 тура.
6 ТУР –КОНКУРС «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812ГОДА»Конкурс капитанов
Ведущий. О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед Вами пословицы, связанные с этим периодом, но распавшиеся на две части.
Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.
На француза |
и вилы ружьё |
Француз боек |
да русский стоек |
Наступил на землю русскую |
да оступился |
Бонапарту не до пляски |
растерял свои подвязки |
Приехал Кутузов |
бить французов |
Француз вступил в Москву в гости |
да оставил там свои кости |
Голодный француз |
вороне рад |
Придется батюшке Парижу |
расплатиться за матушку-Москву |
От бородинской пушки |
под Москвой земля дрожала |
Был Наполеон |
а из Москвы вышел опалён |
7 ТУР –КОНКУРС «ТВОРЧЕСКИЙ»
домашнее задание - мини – концерт от участников турнира
Команды - участницы турнира демонстрируют зрителям концертные номера.
Это может быть исполнение песни, стихов, музыкальных композиций, театрализация литературных или поэтических произведений.
Критерии оценки:
- культура исполнения от 1 до 3-х баллов;
- артистизм – от 1 до 4-хбаллов;
- наличие элементов костюма и атрибутика до 2-х баллов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТУРНИРА.
НАГРАЖДЕНИЕ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО.
Закончить наш турнир мне хочется заветом потомкам - вам, современному поколению.
На фоне звучания фрагмента торжественной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского читаются следующие строки стихотворения А. Кедрина.
В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!
Будь верен ей.
И как бы не был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей всё, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби её, клянись,
Как наши деды,
Горой стояли за жизнь её и честь,
Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:
И моего здесь капля мёда ЕСТЬ.
Заключение
Безусловным достоинством представленной методической разработки является ее направленность на формирование у обучающихся таких ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания как гражданственность, патриотизм, воспитание гражданина и патриота своей Родины.
Предлагаемая форма проведения мероприятия, его структура, используемые образовательные и воспитательные технологии способствуют активизации познавательной активности в изучении истории Отечества, развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающегося.
Литература
Игры и занимательные задания по истории. Дрофа. Москва, 2003 г.
История России 1682-1861. Под общей редакцией В.В. Шелохаева. Москва. «Терра-Terra», 1996 г.
История С.И.Козленко, И.В.Козленко. Всероссийские олимпиады, выпуск 2. Москва. Просвещение, 2008 г.
История России с древнейших времен до 1861 года под редакцией Н.И.Павленко. Москва. «Высшая школа», 1996 год.
Журнал «Читаем, учимся, играем», №7, 200 г., №4, 2009 г., №3, 2012 г., №5, 2012 г.
Википедия - http://ru.wikipedia.org
Журнал «Детская энциклопедия» - «Бородинская битва», №8, 2010 год.