Вводный урок «Введение. Источники географической информации»
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность студентов |
УУД |
результат |
Орг.момент |
начало урока, проверка студентов по списку. Студент готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. |
Тетрадь, учебник, атлас. |
Готовность к уроку |
|
Целеполагание |
Тема урока « Введение. Источники географической информации» -Что вы знаете по этой теме? -Какова цель урока? Записываем тему и цель урока: Введение. Источники географической информации Цели: Познакомить студентов с курсов географии, современными методами географических исследований и источниками географической информации; познакомить с поиском информации с помощью ГИС. . Учебно- воспитательные задачи: 1 познакомить с разнообразием методов географических исследований, выделить современные методы; познакомить с поиском информации с помощью ГИС. . познакомить с поиском информации с помощью ГИС. 2. формировать умение применять необходимые методы для получения информации. 3. продолжать формировать умение работать с картами атласа, текстом учебника и таблицами Приложения. |
Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы |
Коммуникативные УУД слушать и понимать речь других; Личностные УУД определять общие для всех правила поведения ; Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний Предметные УДД –правильно определять цель урока |
Умение высказать свою точку зрения |
Мотивация |
Знаете ли Вы, кто предложил термин «экономическая география» (русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в1760г, но в научный обиход вошло название в конце 19в) . Что изучает экономическая и социальная география мира? Какие науки сочетает в себе экономическая и социальная география экономическая и социальная география |
Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы |
Коммуникативные УДД –личностная точно и полно выражать свои мысли |
Умение высказать свою точку зрения |
Изучение нового материала: 1-й этап Цель: Ознакомление с курсом географии. |
1 География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Поскольку она связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией, она широко использует географические, экономические, социальные методы исследования. Нельзя рассматривать хозяйство без людей- основной производительной силой, поэтому экономическая география породнилась с социальной географией. Любая страна, любой народ вносит вклад в мировую экономику, культуру. Поэтому знания о других странах имеет познавательное и практическое значение Предметом экономической географии стало изучение хозяйства стран и регионов мира. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО 1.Владеть географическими знаниями для решения глобальных проблем человечества, 2Уметь наблюдать за географическими объектами, процессами и явлениями, их изменения в результате природных и антропогенных воздействии, 3.Уметь использовать карты для получения новых географических знаний, 4.Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий География является важнейшим компонентом любой профессии. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, кругозора в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. |
Запись в тетрадь термин: Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства. Знакомятся с ролью и значением географии в системе наук. Знакомятся с целью и задачами географии при освоении специальностей СПО. |
Личностные УУД определять общие для всех правила поведения ; Коммуникативные УДД -, точно и полно выражать свои мысли
Познавательные УУД ориентироваться в учебнике, атласе, тетради; |
Умение слушать и вести конспект урока |
2-й этап Цель: Ознакомление с методами географических исследований. |
2. Методы географических исследований. В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны? Научный метод— способ, приемы достижения цели, образ действия. Метод описания- (Как применяется этот метод в географии, что вы описывали?-рельеф., реки) Картографический метод – ведущий метод в географии .Почему, карта, как сказал Н Н Баранский, второй язык географии? Какие функции выполняет карта ( источника информации, средства обучения, метода обучения). Он основан на получении информации с помощью карт: описывать географические объекты, сравнивать разные карты для получения подробной информации и т.д. Сравнительно –географический метод- На чем основан этот метод?(на выделении сходства и различии, что вы сравнивали на уроках географии?) Статистические методы (на что опирается этот метод?- Опирается- на демографическую, статистическую и экономическую статистику)–обработка цифровых данных и их сопоставление и анализ. Математический. Почему называют математизация географии- Потому что помогает решать вопросы классификации, типологизации, районирования). Метод математико –географического моделирования –заключается в построении моделей различных географических процессов и объектов. Аэрокосмический метод –метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро- или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Космическое земледелие – Как применяется этот метод? (изучение природных и антропогенных процессов, происходящих на Земле) Геоинформационные методы, получившие наиболее распространение в картографии. Суть этого метод ? (заключается в информационно- картографическом моделировании природных и общественных геосистем на основе географических знаний и цифровых баз данных) Задание: Найдите в тексте учебника (с.5-6) Заполните таблицу: «Какие методы традиционные, а какие новые методы исследования |
. Ответ: картографический и тд Знакомство с методами исследования. Работа с текстом учебника(стр 5-6)
Беседа со студентами после выполненной работы.
|
Регулятивные УУД работать по плану, Коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; Познавательные УУД проводить анализ учебного материала; Предметные УДД изучить методы географической информации |
Умение работы с учебником вести конспект урока . |
3-й этап Цель: знакомство с источниками географической информации |
В) Источники географической информации. - Назовите известные вам источники географической информации? 1.Знакомство со структурой учебника 2.Работа по картам атласа: -Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; островные государства, государства не имеющие выхода к морю. -По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения? 3.Работа с таблицами в приложении учебника. -Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира. 4. Способ получения информации по ГИС. Через Coogl –карты(http://maps.google.com/ ) или Yandex- карты(http://maps.yandex.ru) Можно управлять картой: Увеличивать/уменьшать масштаб Сдвигать по всем географическим направлениям По интерактивной карте можно получать информацию: О расстоянии между объектами при помощи меток Находить объекты по указанному адресу Находить ближайших станций метро к указанному адресу Демонстрация практического использования различных интерактивных карт. |
Ответ студентов. Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др Работа с картами атласа, с Приложением учебника, с рисунками учебника. |
Коммуникативные УУД- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; Регулятивные УДД высказывать свои предположения на основе учебного материала. Познавательные УУД выполнять анализ Предметная УУД- правильно определять источники информацию. |
Умение работать с различными источниками знаний |
4-й этап |
Практическая работа «Ознакомление с географическими картами различной тематики» .Использование статистических материалов и геоинформационных систем. |
Выполнение задания по вариантам. Работа с картами атласа.. |
Все виды УУД |
Умение работать с различными источниками знаний |
Закрепление |
? Метод: описательный, картографический, космический Установите соответствие- а)основан на графическом представлении информации, б) основан на обобщении результатов наблюдения, в) основан на дистанционном изучении поверхности Земли. |
Тестирование. Обсуждают полученные результаты |
Регулятивные УДД: осуществлять самоконтроль; |
Умение систематизировать. Обобщать полученные знания. |
Релаксация |
- Самым полезным и интересным для меня было……. - На уроке надо было подумать…….. - Я отвечал (а) на все вопросы ……. - Я встретился с трудностью при…. - Свою работу на уроке я оцениваю на….. |
РегулятивныеУДДсовместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.; |
Обобщать полученные знания. |
|
Домашнее задание |
Самостоятельная работа: Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. |