Предмет: Биология.
Класс: 5 класс.
Учитель: Улазаева Ирина Васильевна.
Тема урока: Введение в Биологию.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Обучающие: ознакомление детей с признаками живого, какие живые организмы существуют, формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии.
Развивающие: определение границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета.
Воспитывающие: развитие интереса к предмету «Биология»; формирование бережного отношения к природе.
Задачи: - Создать благоприятные условия в классе,
- сформировать положительные эмоции,
- развить учебную мотивацию,
- вызвать интерес к предмету,
- вовлечь в работу каждого ученика.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, проекторная доска.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
1 мин. |
||
Этап мотивации |
2 мин. Ребята сегодня у нас необычный урок, сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие. |
Дети внимательно слушают и анализируют информацию. |
Регулятивные: умение слушать учителя, соблюдать дисциплину. Личностные: Формирование интереса к уроку. |
Этап актуализации и пробного учебного действия |
5 мин. Фронтальная работа с классом по воспроизведению ранее пройденного: Как вы считаете, что такое биология? Ребята, что же такое живая природа? |
Дети слушают вопросы, участвуют в беседе. Воспроизводят свои знания. (Предполагаемый ответ: Биология – это наука о живой природе. Растения, животные, микроорганизмы, грибы) |
Личностные: формирование активной позиции, мотивации. Регулятивные: слушают вопросы, контролируют правильность ответов. Познавательные: Отвечают на вопросы, вспоминают полученные знания. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, умение слушать других, строят понятные для одноклассников высказывания. |
Этап получения новых знаний |
Учитель: Ребята, мы начинаем с вами необычное путешествие – путешествие в мир живых организмов. Мы садимся на корабль и начинаем свой путь. Мир живых организмов очень красив и разнообразен. Оглянитесь вокруг, посмотрите в окно, вспомните какие животные и растения есть у вас дома. Конечно, вы знаете, что живых существ очень много. Даже в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и другим признакам. Но всех их объединяет одно – они ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ. Итак, ребята, пока мы с вами разговаривали, наш корабль приплыл к 1 причалу, который называется «Клетка». Посмотрите на слайд, что вы видите? Перед нами клетка. Клетка – это мельчайшая часть организма, которая выполняет все жизненно важные функции. Все живое на Земле состоит из клеток. Организмы бывают одноклеточными и многоклеточными. Далее наш корабль следует в необычное царство. Царство Бактерии. Бактерии очень просто устроены. Они состоят из одной клетки. Бактерии можно обнаружить всюду. Бактерии могут быть полезными для человека, а могут и причинить вред здоровью человека. Ребята, Мы приплыли в Царство Грибы. Грибы бывают разные, одноклеточные и многоклеточные. Те грибы, которые мы собираем в лесу – многоклеточные. Какие вы знаете грибы? (съедобные, несъедобные). Например, дрожжи – это одноклеточные грибы. Как человек использует эти грибы? Итак, ребята, мы приплыли в следующее царство - Царство Растения. Как же прекрасны растения. Они завораживают на взгляд. Растения неразрывно связаны с солнцем. Они питаются им. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ – растения сами создают необходимые питательные вещества. Растения дают нам кислород, которым мы дышим. Растения так же бывают разными. И вот, ребята, мы приплыли в восхитительное царство - Царство Животные. Слайд Животные встречаются всюду – в воде, воздухе, почве, в телах растений и других животных. Некоторые животные очень малы, их видно только в микроскоп, некоторые – огромны. Все животные питаются готовой пищей, т.е. есть животные, которые питаются растениями, а есть, которые питаются другими животными. Как их называют? Животные способны к активному движению, что бы поймать добычу скрываться от врагов. Они ползают, летают, прыгают, бегают, плавают. И вот мы совершили необычное путешествие, вернулись в класс. Ребята, как вы думаете, что общего у представителей разных царств живых организмов? Какими признаками они обладают? Как мы уже сказали, всех живых организмов объединяет то, что они состоят из клеток. А еще ребята, все живые организмы обладают следующими признаками: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение. Об этом мы поговорим на следующем уроке. |
Дети внимательно слушают учителя. Смотрят на слайды. Выделяют существенную информацию. Дети выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение. |
Личностные: формирование активной позиции, мотивации. Регулятивные: соблюдают дисциплину, слушают вопросы, контролируют правильность ответов. Познавательные: Отвечают на вопросы, вспоминают полученные знания. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, умение слушать других, строят понятные для одноклассников высказывания. |
Этап закрепления материала |
8 мин. Ребята, на ваших партах лежат листы с заданиями, выполните их. Лист № 1 Задание 1. Заполнить схему: Царства живых организмов
Задание 2. Живые организмы состоят из …….. |
Дети выполняют задания на листах. |
Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация и позиции. Учет разных мнений. |
Этап рефлексии |
3 мин. Заполните лист № 2 На уроке я узнал…. На уроке мне было интересно/неинтересно Я бы хотел (а), что бы на уроке …….. |
Выполняют задания |
Познавательные: выделяют существенную информацию, структурируют знания, отвечают на вопросы Регулятивные: оценивают уровень своего эмоционального состояния на уроке, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Домашнее задание |
2 мин. Запишите домашнее задание. |
Записывают домашнее задание в дневник |