12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Владимировна Штукина437
сайт https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina
Россия, Мурманская обл., Мурманск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Лекция 1. Введение. Источники географической информации.

Цель: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Задачи:

Метапредметные: формирование представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью адекватного понимания особенностей развития современного мира; формирование понимания места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.

Личностные: развитие навыков самостоятельного обучения, совершенствования и адекватного оценивания студентами своих образовательных и профессиональных возможностей, поиска оптимальных путей достижения целей в производственной практике; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики.

Предметные: Расширить представления о методах географической науки; рассмотреть современные источники географической информации; познакомиться с понятием «геоинформационные системы» их структурой и принципами функционирования.

Вопросы для обсуждения:

1.Традиционные и новые методы географических исследований.

2.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование.

3. Геоинформационные системы.

Мультимедийная презентация к лекции: https://prezi.com/p/2ar4ekuflksg/

Название учебного элемента

Содержание

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

1.

Орг. момент

     

3.

Постановка целей и задач лекции

1.Традиционные и новые методы географических исследований.

2.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы.

3. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Запись план-конспекта

 

4.

1.Традиционные и новые методы географических исследований.

Экономическая и социальная география мира - это общественно-географическая наука, предметом изучения которой являются общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на земном шаре, а также в отдельных регионах и странах. Важнейшими целями ее исследования является поиск рационального расселения и размещения хозяйства и оптимизация отношений между развитием общества и природы.

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы. 
 

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации

5.

2. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование.

Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественно-географической информации, можно назвать:

– современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования;

– адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования;

– динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа;

– соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность;

– объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций;

– верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники. Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет.

С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.:

– научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.;

– нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения;

– картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде;

– результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений;

– статистические источники, содержащие данные о протекании того или иного процесса, «поведении» объекта исследования;

– архивные и фондовые материалы;

– электронные источники;

– результаты социологических исследований;

– данные мониторинговых исследований.

Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования. В процессе работы используется комплекс теоретических и прикладных наработок (изысканий) предыдущих исследователей, а также данные, полученные самостоятельно в ходе полевых работ, социологических опросов, сбора статистической информации, работы в архивах и т.п.

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации

6

3.Геоинформационные системы.

Геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная система) — системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах.

Классификация ГИС

По территориальному охвату:

глобальные ГИС;

субконтинентальные ГИС;

национальные ГИС;

региональные ГИС;

субрегиональные ГИС;

локальные или местные ГИС.

По уровню управления:

федеральные ГИС;

региональные ГИС;

муниципальные ГИС;

корпоративные ГИС.

По функциональности:

полнофункциональные;

ГИС для просмотра данных;

ГИС для ввода и обработки данных;

специализированные ГИС.

По предметной области:

картографические;

геологические;

городские или муниципальные ГИС;

природоохранные ГИС и т. п.

ГИС-система позволяет:

определить какие объекты располагаются на заданной территории;

определить местоположение объекта (пространственный анализ);

дать анализ плотности распределения по территории какого-то явления (например плотность расселения);

определить временные изменения на определенной площади;

смоделировать, что произойдет при внесении изменений в расположение объектов (например, если добавить новую дорогу).

Примеры применения ГИС-технологий:

1. Сайт «ГИСметео» https://www.gismeteo.ru/maps/eur/prc/

2. Приложение Гугл-Карты https://yandex.ru/maps/?ll=33.135669%2C68.964526&z=13&text=%D0%93%D0%B4%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C&sll=33.135669%2C68.964526&sspn=0.252342%2C0.051125

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации

8.

Закрепление материала

См. задания на сайте.

https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-dlya-zakrepleniya-znanij

 

Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы

9.

Домашнее задание

См. сайт

+ лекцию учить!!!

https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-dlya-zakrepleniya-znanij

 

Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.