Лекция 1. Введение. Источники географической информации.
Цель: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Задачи:
Метапредметные: формирование представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью адекватного понимания особенностей развития современного мира; формирование понимания места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
Личностные: развитие навыков самостоятельного обучения, совершенствования и адекватного оценивания студентами своих образовательных и профессиональных возможностей, поиска оптимальных путей достижения целей в производственной практике; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики.
Предметные: Расширить представления о методах географической науки; рассмотреть современные источники географической информации; познакомиться с понятием «геоинформационные системы» их структурой и принципами функционирования.
Вопросы для обсуждения:
1.Традиционные и новые методы географических исследований.
2.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование.
3. Геоинформационные системы.
Мультимедийная презентация к лекции: https://prezi.com/p/2ar4ekuflksg/
№ |
Название учебного элемента |
Содержание |
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
1. |
Орг. момент |
|||
3. |
Постановка целей и задач лекции |
1.Традиционные и новые методы географических исследований. 2.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. 3. Геоинформационные системы. Международные сравнения. |
Запись план-конспекта |
|
4. |
1.Традиционные и новые методы географических исследований. |
Экономическая и социальная география мира - это общественно-географическая наука, предметом изучения которой являются общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на земном шаре, а также в отдельных регионах и странах. Важнейшими целями ее исследования является поиск рационального расселения и размещения хозяйства и оптимизация отношений между развитием общества и природы. Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются: 1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. 2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества. 3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. 4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д. 5) Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки. 6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий. 7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения. 8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. 9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус. 10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы. |
Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь |
В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
5. |
2. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. |
Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественно-географической информации, можно назвать: – современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования; – адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования; – динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа; – соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность; – объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций; – верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники. Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет. С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.: – научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.; – нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения; – картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде; – результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений; – статистические источники, содержащие данные о протекании того или иного процесса, «поведении» объекта исследования; – архивные и фондовые материалы; – электронные источники; – результаты социологических исследований; – данные мониторинговых исследований. Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования. В процессе работы используется комплекс теоретических и прикладных наработок (изысканий) предыдущих исследователей, а также данные, полученные самостоятельно в ходе полевых работ, социологических опросов, сбора статистической информации, работы в архивах и т.п. |
Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь |
В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
6 |
3.Геоинформационные системы. |
Геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная система) — системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Классификация ГИС По территориальному охвату: глобальные ГИС; субконтинентальные ГИС; национальные ГИС; региональные ГИС; субрегиональные ГИС; локальные или местные ГИС. По уровню управления: федеральные ГИС; региональные ГИС; муниципальные ГИС; корпоративные ГИС. По функциональности: полнофункциональные; ГИС для просмотра данных; ГИС для ввода и обработки данных; специализированные ГИС. По предметной области: картографические; геологические; городские или муниципальные ГИС; природоохранные ГИС и т. п. ГИС-система позволяет: определить какие объекты располагаются на заданной территории; определить местоположение объекта (пространственный анализ); дать анализ плотности распределения по территории какого-то явления (например плотность расселения); определить временные изменения на определенной площади; смоделировать, что произойдет при внесении изменений в расположение объектов (например, если добавить новую дорогу). Примеры применения ГИС-технологий: 1. Сайт «ГИСметео» https://www.gismeteo.ru/maps/eur/prc/ 2. Приложение Гугл-Карты https://yandex.ru/maps/?ll=33.135669%2C68.964526&z=13&text=%D0%93%D0%B4%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C&sll=33.135669%2C68.964526&sspn=0.252342%2C0.051125 |
Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь |
В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
8. |
Закрепление материала |
См. задания на сайте. https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-dlya-zakrepleniya-znanij |
Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы |
|
9. |
Домашнее задание |
См. сайт + лекцию учить!!! https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-dlya-zakrepleniya-znanij |
Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы |