12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савин Андрей Геннадьевич57
Учитель физики. Горжусь своей Родиной. Оптимист. Увлекаюсь выращиванием винограда. Люблю своих внуков. Что ещё в жизни надо?
Россия, Волгоградская обл., Среднеахтубинский район, х. Клетский
3

Урок «Небесные координаты»



Урок по астрономии
Тема: «Небесные координаты» (технологическая карта урока)

Автор разработки: Савин Андрей Геннадьевич,
МОУ СОШ х. Клетский, Волгоградская область

Предмет

Астрономия

Класс

10

Тема урока

Небесные координаты

Название учебника. Автор

Астрономия. 10-11. Базовый уровень. В. М. Чаругин

ТСО (оборудование)

Компьютер, проектор, доска

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

http://www.astronet.ru/

http://www.gomulina.orc.ru/

http://myastronomy.ru/

http://school.astro.spbu.ru/

http://www.astronews.ru/

http://www.sai.msu.ru/

Планируемые образовательные результаты

Предметные

воспроизводить определения терминов и понятий: небесный экватор и небесный

меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил.

Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат

Метапредметные

поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные

самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично, принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Организация и структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Прдолжительность

Организационный момент

Поприветствовать учащихся. Как определить местоположение тела в пространстве?

Слайд 1; 2 Небесные координаты

Переходит к теме занятия, дает возможность самим спланировать свою работу, предлагает поставить цель занятия, предлагает записать в тетради, что хотели бы узнать, понять, уточнить обучающиеся на уроке.

Постановка темы и цели, запись в тетради, что хотели бы узнать, понять, уточнить

5 мин

Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания учащихся по физике и астрономии.

Знать что называется созвездием. Умение определять созвездия и знать названия некоторых созвездий северного полушария,

Слайд 3. Вопрос-ответ «Что там за горизонтом»

Помочь вспомнить что называется созвездием как определять созвездия и знать названия некоторых созвездий .

 

10 мин

Работа в группах

Рассмотреть основные точки, линии и круги

на небесной сфере:

- горизонт,

- полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

- эклиптика,

- зенит,

- полюс мира,

- ось мира,

- точки равноденств.

Ответить на вопросы.

Карточки с раздаточным материалом.

Предлагает, исходя из цели урока, разделиться на три группы.

Раздает задание – инструкцию каждой группе, в них три задания, которые делит между учениками.

Изучают материал на карточках. Отвечают на поставленные вопросы. По истечении времени с помощью слайдов презентации отвечают на вопросы.

10 мин

Отчет групп

воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.

Слайды презентации.
 

Организация выступления групп по очереди.

Ответы на вопросы.

10 мин

Итог

Делать обобщения, систематизировать знания по теме «Механика»

Применить знание законов к решению задач. Рефлексия

Задачи на карточках

Акцентирует внимание на цели, которые были записаны на доске в начале урока, раздает лист рефлексии

Заполнение листов рефлексии.

5 мин

Домашнее задание

Закрепить пройденный материал

§ 4
Задачи на карточках

Задает домашнее задание, карточки с вопросами.

Записывают домашнее задание, разбирают карточки.

5 мин


 

Конспект урока

Выбираем картинку, отвечаем на вопрос. Проверяем правильность и полноту ответа.
1. Как называется данное созвездие? Что называется созвездием и сколько созвездий на небесной сфере?
Созвездием
 называется участок небесной сферы, границы которого определены специальным решением Международного астрономического союза (МАС). Всего на небесной сфере 88 созвездий.

2. Как называется данное созвездие?
Созвездие Водолея.

3. Как называется созвездие? И каково его происхождение?
Весы. Одно из неживых зодиакальных созвездий. Происхождение названия этого созвездия связывают также миф о богине Фемиде. Не только громовержец Зевс хранит законы Олимпа, но и мать Прометея, богиня Фемида. Она созывает на вечном Олимпе собрания богов и следит за порядком и законом. В руках у нее весы – знак правосудия.
4. Что такое небесная сфера?
Воображаемая сфера произвольного радиуса с центром в произвольной точке, на поверхности которой нанесены положения светил так, как они видны на небе в некоторый момент времени из данной точки.

5. Как называется кажущееся явление? Что такое ось мира?
Кажущееся явление вращения небесной сферы вокруг полярной звезды отражает действительное вращение земного шара вокруг своей оси. Ось параллельная оси видимого вращения небесной сферы, называют осью мира.

6. Как называется самая яркая звезда в созвездии Волопаса.
Созвездие Волопаса, самая яркая звезда этого созвездия Арктур. Её можно найти по продолжению хвоста Большой медведицы.

7. Что называют эклиптикой?
Годичный путь Солнца, проходящего через 12 зодиакальных созвездия.

8. Чем отличаются планеты от звёзд при наблюдении невооружённым глазом?
И планета, и звезда характеризуются свечением, по которому, могут быть замечены с Земли. Однако звезда – это самосветящийся объект. В то время как планета светится за счет света, отраженного от звезд. Стало быть, излучение планет в разы слабее звездного. Для звезд более характерно мерцание, вызванное колебанием воздуха. Планеты, в свою очередь, светят равномерно, хоть и более тускло.

 

9. Что такое видимая звёздная величина?
Видимая звёздная величина m указывает поток излучения вблизи наблюдателя, т. е. наблюдаемую яркость небесного источника, которая зависит не только от реальной мощности объекта, но и от расстояния до него.





Основная часть:
Как точно описать положение светила на небе? Куда направить свой взгляд или телескоп, чтобы увидеть то, что интересует наблюдателя.
Математики давно применяют способ описания точки в пространстве с помощью системы координат. Существуют такие системы координат, в которых положение объекта характеризуется не линейные, а угловые. (Географические координаты – широта и долгота – являются углами, определяющими положение точки на поверхности Земли.
Для описания взаимных положений видимых движений светил удобно разместить все светила на внутренней поверхности воображаемой сферы в центре наблюдатель. Такая сфера получила название небесной.
Ось, параллельная оси видимого вращения небесной сферы, называют осью мира.
Ось мира пересекает небесную сферу в двух точках – полюсах мира.

Из «Небесного атласа» А. Целлариуса 1660 г. Армиллярная сфера Тихо Браге











Небесный экватор и небесный меридиан.
Небесным экватором называется большой круг, перпендикулярный оси мира.
Небесным меридианом называется большой круг небесной сферы, проходящий через полюс мира Р, южный полюс мира Р'.










 


 


 


Горизонтальная система координат:   Основной плоскостью горизонтальной системы координат является математический горизонт NWSE , а отчёт ведётся от Z зенита и от одной из точек математического горизонта. Одной координатной является зенитное расстояние z (Зенитное расстояние к югу zв = φ – δ; к северу zн = 180 - φ – δ) или высота светила над горизонтом . Высотой h светила М называется высота вертикального круга  от математического горизонта до светила, или центральный угол mOM между плоскостью математического горизонта и направлением на светило М. Высоты отсчитываются от 0 до 90 к зениту и от 0 до -90 к надиру. Зенитным расстоянием светила называется дуга вертикального круга ZM от светила до зенита. z + h = 90 (1). Положение самого вертикального круга определяется дугой координатной – азимутом ААзимутом А называется дуга математического горизонта Sm от точки юга S до вертикального круга, проходящего через светило. Азимуты отсчитывается в сторону вращения небесной сферы, т.е. к западу от точки юга, в пределах от 0 до 360. Система координат используется для непосредственных определений видимых положений светил с помощью угломерных инструментов.

Первая экваториальная система координат: Начало отсчёта – точка небесного экватора Q. Одной координатной является склонение. Склонением называется дуга mM часового круга PMmP′ от небесного экватора до светила. Отсчитываются от 0 до +90 к северному полюсу и от 0 до -90 к южному. p + = 90 . Положение часового круга определяется часовым углом tЧасовым углом светила М называется дуга небесного экватора Qm от верхней точки небесного экватора до часового круга PMmP′, проходящего через светило. Часовые углы отсчитываются в сторону суточного обращения небесной сферы, к западу от Q в пределах от 0 до360 или от 0 до 24 часов. Система координат используется в практической астрономии для определения точного времени и суточного вращения неба. Определяет Суточное движение Солнца, Луны и других светил.


 

Вторая экваториальная система координат: Одной координатной является склонение, другой прямое восхождение α. Прямое восхождение α светила М называется дуга небесного экватора ♈ m от точки весеннего равноденствия ♈ до часового круга, проходящего через светило. Отсчитывается в сторону противоположную суточному вращению в пределах от 0 до до 360 или от 0 до 24 часов. Система используется для определения звёздных координат и составления каталогов. Определяет годичное движение Солнца и других светил.


 

Высота полюса мира над горизонтом, высота светила в меридиане
Высота полюса мира над горизонтом всегда равна астрономической широте места наблюдателя:
Если склонение светила меньше географической широты, то оно кульминирует к югу от зенита на z = φ – δ или на высоте h = 90 – φ + δ
Если склонение светила равно географической широте, то оно кульминирует в зените и z = 0, а  h = + 90
Если склонение светила больше географической широты, то оно кульминирует к северу от зенита на z = с – φ или на высоте h = 90 + φ – с


 

Задача 1.
Звезды с каким склонением будут кульминировать в зените на широте Москвы (55° 45′ с.ш. 37° 37′ в.д.)?

Вспоминаем самые необходимые формулы для решения задач на связь широты, высоты и склонения:
К югу от зенита - hвк=90−φ+δ, или иначе hвк=90+(δ−φ)&
hнк=δ−(90−φ), или иначе hнк=δ+φ−90.
К северу от зенита - hвк=90−δ+φ, или иначе hвк=90−(δ−φ).
hнк=δ−(90−φ), или иначе hнк=δ+φ−90.
В зените на широте Москвы светила будут в верхней кульминации. Подумайте, а могут быть в нижней? Поэтому мы применяем формулу для верхней кульминации. Какую? К югу или к северу от зенита? Очевидно, что формулы высоты верхней кульминации к югу или к северу от зенита не должны иметь разрыва в переходной точке (h = 90°). Из формул видно, что можно применять любую.
hю=90+(δ−φ)=hс=90−(δ−φ)=90 – высота зенита. Из формул видно, что δ=φ. Ответ 55° 45′
Задача 2.
На какой высоте находится Полюс мира на широте Москвы (55° 45′ с.ш. 37° 37′ в.д.)?

Полюс мира примечателен тем, что имеет склонени δ=90.
Звезда, находящаяся в полюсе мира будет иметь постоянную высоту h =
φ.
Попробуйте это вывести из формул верхней и нижней кульминации. Какую формулу надо выбрать? Подойдет ли любая формула и почему?

Задача 3.
Какое склонение имеет незаходящая звезда, которая едва касается горизонта на широте Москвы (55° 45′ с.ш. 37° 37′ в.д.)? Оптическими эффектами пренебречь.

По условию звезда на широте Москвы незаходящая, но тем не менее иногда касается горизонта. В какой момент это может случиться? Видно, что в момент нижней кульминации, т.к. в момент верхней кульминации ее высота будет не меньше. Запишем формулу высоты в нижней кульминации: h
нк=δ+φ−900
Чему равна высота на горизонте? Правильно, нулю. Отсюда склонение и широта комплементарны до 900(δ+φ=900). Ответ: 37° 37′

Д.З. § 4
Карточка 1. Чему равно склонение точки зенита на географической широте Минска
(ᵠ = 53о54/)?
Карточка 2. В каком созвездии сегодня находится Полюс Эклиптики?
На каких географических параллелях звезда Капелла (δ=+45°58') не заходит за горизонт, никогда не видна и в нижней кульминации проходит в надире?

Карточка 3. Определить зенитное расстояние, высоту, азимут и часовой угол звезды Капеллы (а Возничего) в верхней и нижней кульминации на северном тропике (φ=+23°27'), на географической широте φ=+45°58' и на северном полярном круге (φ=+66°33'). Склонение Капеллы δ=+45°58'.

Небесные координаты
PPTX / 2.18 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.