Вводный урок истории по теме «Древняя Италия» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Предмет: история
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: Древняя Италия
Цель урока: Развитие умения
давать природно-географическую характеристику по содержанию истерической карты, тексту документа и учебника;
анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного,
делать выводы о схожести или различии цивилизаций;
аргументировать свою точку зрения
Основные термины и понятия: Апеннинский полуостров, Италия, Рим, латины
Средства обучения: ПК, проектор, презентация, карта, учебник, рабочая тетрадь
№ п/п |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) |
Организация начала урока (3 мин) |
Создать благоприятную психологическую атмосферу и условие для определения учащимися цели и задач урока, ожидаемых результатов |
Приветствие учеников. К нам на урок прилетела Сова. -Как вы думаете, почему именно Сова? -Как вы думаете, из какой страны древнего мира она могла к нам прилететь? - Передавая Сову из рук в руки, пожелайте друг другу что-нибудь хорошее. |
Настраиваются на работу. Говорят друг другу приятные пожелания на урок |
Коммуникативные: умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем |
|
Актуализация опорных знаний (5мин) |
Создать условия для воспроизведения учениками знаний из истории Древнего мира |
Вы уже обратили внимание, что кроме Совы у нас на столе лежит много других предметов, которые вы принесли сегодня на урок. - Давайте вспомним, откуда в нашу жизнь пришли эти вещи? (Компас, шахматы, хлопок, бумага, чай, сахар, рис, стеклянные бусы, папирус, монеты, спагетти, модель автомобиля Феррари) |
Выходят по очереди к столу, выбирают предмет и объясняют из какой страны он прибыл. |
Коммуникативные: умение слушать собеседника, строить высказывания, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: умение актуализировать полученные ранее знания |
|
Мотивация учебной деятельности (3 мин) |
Подготовить учеников к сознательному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес |
Формулирование темы урока - Что оказалось лишним? - С какой страной эти вещи связаны? - Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? -Что вы знаете об этой стране? Учитель выводит на экран первый слайд презентации Мотивация Что за памятник изображен на слайде? В конце урока мы с вами узнаем, кто был прав. |
Учащиеся формулируют тему урока. В результате «мозгового штурма », наполняется «корзина идей», учащиеся вспоминают, что им известно Высказывают предположения. |
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: прогнозирование |
|
Получение и первичное закреплений новых знаний и способов действий (20 мин) |
Создать условия для усвоения учащимися новых знаний и способов действий |
Италия – с греческого языка - «страна телят». Предположите, почему именно с греческого? (слайд 2) 2. Вспомните, с чего мы всегда начинаем изучение нового государства? - природно-географическая характеристика Учитель дает задание: заполнить сравнительную таблицу по разделу Древняя Греция. 3.Заполнение сравнительной таблицы (графа древняя Италия): работа с раздаточным материалом (3-5 минут) Все ли графы вы смогли заполнить? Где вы можете найти недостающую информацию? (слайд 3) 4. В чём сходство и различия природно-географического положения Древней Греции и Древней Италии? Где были более благоприятные условия для проживания людей – в Италии или Греции? 5. Учитель обращает внимание учащихся на название параграфа учебника («Древнейший Рим») и просит разъяснить несоответствие, используя карту (Италия – Рим?) Физкультминутка 6. Кто из вас знает, когда основан Рим? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, используя подсказку на доске (даты: 490 г до н.э., 776 г. до н.э., 753 г до н.э., 594 г до н.э., 480 г до н.э.) Разместите предложенные даты на ленте времени. 1 вар. Сколько лет городу Риму? 2 вар. Могли ли римляне участвовать в Олимпийских играх и почему? 7. Выводит на экран вопросы (слайд 4) и дает задание: Прочитайте легенду об основании Рима и ответьте на вопросы. 8. Представьте, что вы жители современного Рима. Объясните туристу, почему в центре Рима стоит такой странный памятник (слайд 4) Вспомните, кто же из вас был прав в начале урока. |
1.Работают с картой- находят греческие колонии и обосновывают происхождение названия страны 2.Учащиеся самостоятельно заполняют часть сравнительной таблицы Взаимопроверка в парах. 3.Работа в парах Заполнение таблицы, используя разные источники (учебник, текстовый материал, карта). 4.Отвечают на вопросы учителя 5.Ученики высказывают предположения (Рим – главный город Италии) 6.Находят неизвестную для них дату, выполняют задание с лентой времени (в тетради и на доске). Проверка в парах. 7.Работают индивидуально, отвечают на вопросы. |
Регулятивные: Умение находить информацию по карте, по тексту, умение осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, строить речевое высказывание, в соответствие с поставленной задачей. Познавательные: Поиск и выделение информации; умение структурировать знания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, смысловое чтение |
|
Подведение итогов урока (7 мин) |
установить соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внести необходимые коррективы |
Любимая спортивная игра Итальянцев? 1.Игра «Футбол» Учебник с. 219, задание «Подумайте» - На каком языке говорили римляне? |
1.Класс делится на команды (2-4), учащиеся готовят вопросы выбираются вратари, которые будут отвечать на вопросы. |
Регулятивные: умение принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи |
|
Информация о домашнем задании (2 мин) |
сообщить объем и содержание домашнего задания, в том числе и варианты домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению |
Д/З – §44, вопрос 3 (Какое управление было в Древнейшем Риме?); Р/т. задание 47 (вставить пропущенные термины) или 48 (контурная карта) |
Выбирают уровень для выполнения домашнего задания |
Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с самооценкой. |
|
Рефлексия (5 мин) |
Слайд 6 |
Оценивают свою работу на уроке |
Регулятивные: Осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (оценка и коррекция) |
презентация к уроку
PPT / 2.2 Мб