12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матвиенко Елена Анатольевна466
Россия, Оренбургская обл., Орск
2

Урок по русскому языку "В мире текста"



Урок "В мире текста". 6-й класс

Цели урока

Образовательные:

    формировать умение работать с текстом;

    совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

    сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Развивающие:

    развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

    умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

    обобщить сведения о тексте;

    дать определение текста;

    выявить основные признаки текста;

    вспомнить типы, стили речи.

    От анализа чужого текста перейти к созданию своего.

Оборудование. Презентация "В мире текстов", распечатки деформированных текстов, тесты, фильм "Осенняя сказка", маршрутные листы учеников 6"Б" класса, кусочки чёрной и цветной ткани.

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1454431054.ppt (Презентация "В мире текста")

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1454431109.doc (Маршрутный лист учащегося)

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1454431179.wmv (Фильм "Осенняя сказка")

Ход урока

1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. За окном чудесный осенний день. Какой же видели осень русские художники?(слайды 2, 3, 4) Но осень-это не только замечательное время года. Все мы знаем, что осень – пора сбора урожая, подведения итогов.( слайд 5) Пришло время и нам подвести некий итог нашей работе. Мы всё это время трудились не покладая рук:, повторяли всё, что знаем из раздела «Текстоведение». И пришло время проверить свои знания. В своих маршрутных листах вы будете проставлять количество баллов за каждый этап работы. В итоге посмотрим, какой урожай вы соберёте. Надеюсь, что ваши отметки-плоды будут радостными и для вас, и для ваших родителей, и для меня, конечно! Удачи нам!

2. При изучении большого раздела "Текстоведение" мы встречаемся с ключевыми понятиями, терминами, знание которых поможет нам в дальнейшей работе над текстом и в старших классах при сдаче экзаменов. Проведём терминологический диктант.

Терминологический диктант.

Текстоведение, основная мысль, микротема,

абзац, описание, рассуждение, повествование, зачин, концовка, композиция,

последовательная связь, параллельная связь.

Самопроверка.(слайд 6) (правильный ответ на экране ) Оцените себя в маршрутном листе от 0до 12 баллов(по баллу за правильное слово )

Исходя из этих ключевых слов, которые вы себе записали, определим задачи сегодняшнего урока?(слайд 7) (Будем составлять текст, определять тему, идею, делить на абзацы, определять тип речи, тип связи предложений, композицию)

3. Актуализация знаний

Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

Текст – это нЕ что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.(слайд 8)

Кусочек  ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

4. Составь текст.

У вас на столах распечатки Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грусть, ощущение легкой тревоги. Утром расстилался густой туман. Но появлялось солнце, и его лучи съедали серую пелену тумана. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля краснела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).(слайд 9)

Вам следует ответить на вопросы

Это текст?

Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Сплетите из разбросанных предложений словесную ткань. (Запишите получившийся текст) Не забудьте разбить на смысловые части. Вспомним композицию текста(Зачин, развитие темы, концовка)

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки.

Утром расстилался густой туман. Но появлялось солнце, и его лучи съедали серую пелену тумана. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля краснела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грусть, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)( слайд 10)

Как получилось? Оцените себя в маршрутном листе. (если все 5 предложений на месте5, если не было деления на абзацы, минусуем)

5. Работа в группах

1 группа определяет тему, основную мысль. Дать два варианта заглавия: отражает тему, , отражает основную мысль. Указать, как выражена авторская позиция.

1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок “Бабье лето в тайге” соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок “Таежная красота увядания”, соотносящийся с основной мыслью текста.

2 группа определяет стиль речи , приводит доказательства. Художественный стиль текста: доказательства.

- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса),

3 группа тип речи С доказательствами. Тип речи – описание: доказательства:

- описан 1 факт (осень в тайге);

- этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге).

Языковые приметы:

    слова со значением признака (имена прилагательные) 

    синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением “одновременности”, бессоюзные сложные предложения со значением “перечисление одновременного”, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

4 группа Определяет способ связи между предложениями в тексте, средства связи. Способ связи параллельная связь, так как все последующие предложения раскрывают смысл самого первого. Но во втором абзаце присутствует параллельная связь. Средства связи: синоним: Сентябрь-месяц ,повторы: туман, солнце

В маршрутных листах проставьте себе баллы по степени вашего участия в работе группы

6. Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

    Текст состоит из предложений

    К тексту нельзя придумать заглавие

    Разговорный – это тип речи

    В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

    Зачин – заключительная часть текста

    Текст можно разделить на части

    Каждая часть текста записывается с красной строки

    Повествование – это стиль речи

Проставим + или - напротив высказываний.

    +

    -

    -

    +

    -

    +

7) +

8) -

Взаимопрверка.(слайд 12) Поменялись с соседями. В маршрутном листе проставили баллы по количеству правильных ответов.

7. Важной целью сегодняшнего урока является от анализа чужого текста перейти к созданию собственного.

Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.

- Почему?

-  Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.(слайд 13)

 Когда мы в тексте используем разные выразительные средства, мы делаем его ярче, образнее, как и сама осень. Фильм "Осенняя сказка".На фоне фильма учитель зачитывает отрывки из работ учащихся. Это работы высокого уровня. В маршрутных листах эти ученики ставят баллы в графу" Творч.работа"

8. Задавание д/з. Попытайтесь создать достойную работу, но уже другого типа речи. Рассуждение "Унылая пора или очей очарование?" Вспомним композицию текста-рассуждения: Тезис, аргументы, вывод. Употребление слов во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом

9. Подведение итогов, рефлексия:

Что ж, урок подходит к концу. Пора узнать, какой урожай вы собрали. Подсчитайте общее количество ваших баллов. На партах лежат листы с переводом баллов в оценки и с определением уровня ваших знаний.

26-30 баллов Высокий уровень освоения материала 5

21-25 балл Достаточный уровень освоения материала 4

16-20 баллов Средний уровень освоения материала 3

0-15 баллов Низкий уровень освоения материала 2

Вижу: кого- то урожай порадовал, кого-то огорчил. Что удалось на уроке? Какие моменты вызвали затруднения? Значит, есть ещё над чем поработать. А пока спасибо за урок.

Опубликовано


Комментарии (1)

Евдакименко Ольга Юрьевна, 06.02.16 в 14:34 0Ответить Пожаловаться
урок соответствует всем требованиям конкурса.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.