Статья на тему «Методы взаимодействия педагога и родителями»
Методы взаимодействия педагога и родителями.
Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Повышение ответственности родителя за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и ДОО, тесно связано с решением задачи педагогического просвещения родителей.
Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения вступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогике .
Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит и от личности самого воспитателя детского сада. « Какими качествами должен обладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?» - эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Беда многих педагогов в излишней авторитарности в общении со взрослыми и детьми. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у детей, но и у их родителей.
Первейшей задачей педагога является формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей. При обсуждении конкретных вопросов воспитания детей дошкольного возраста на родительских собраниях, консультаций необходимо связывать их с реальными возможностями семейного воспитания. Например, раскрывая вопрос о воспитании культуры поведения детей, педагог рассказывает о том, какие задачи ставит в этой области « Программа воспитания и обучения в детском саду», как он воспитывает культуру поведения у детей. Одновременно педагог подчеркивает: необходимо, чтобы родители были образцом подражания для ребенка во время еды, культурно-гигиенических процедур, в общении друг с другом и детьми, причем не от случая к случаю, а постоянно. Воспитатель объясняет родителям, что их авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Воспитатель использует любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи. Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи.
В работе с родителями часто встречаются семьи, где отсутствует единство требований со стороны взрослых. Например, мягкая, снисходительная, все прощающая мать и суровый чрезмерно требовательный отец. Ребенок в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них.
На воспитание детей накладывается отпечаток и настроение, состояние отца и матери, характер каждого из них. В индивидуальных беседах с родителями педагог подчеркивает, почему вредно отсутствие единых требований к детям, как изменить установившийся положения в семье.
Встречаются и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимание на воспитание ребенка. Когда они обнаруживают, что у ребенка неладно с поведением, то применяют разовые воздействия, сопровождающиеся шумом, криками и слезами. Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряженности, порождает отрицательные чувства к родителям, Вызывает у детей ранний невроз. Анализ воспитательной работы в конкретной семье поможет педагогу установить вид семейного воспитания, характер авторитета родителей и в соответствии с этим строить свою рабату с ними.
Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.
Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.
Предложенную классификацию можно дополнить формами, направленными на формирование родительской позиции: рисование на тему: «Какая я мама?»; формулировка своей концепции воспитания; анализ собственных педагогических находок, неудач; обмен опытом в кругу единомышленников; создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо всегда искать новые пути совершенствования сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни, и хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут верить в доброту, уважать, любить и оберегать своих близких.