Статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) дошкольников»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ДОШКОЛЬНИКОВ
Бадырова Р.С., учитель-логопед
МБДОУ детский сад №141 г. Иркутск
Родители являются главными воспитателями своих детей. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Стандарты образования определили новый подход к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса. Современный темп жизни и иные причины, отдаляют некоторых родителей от совместной работы по преодолению речевых нарушений их детей. Поэтому одной из приоритетных задач в работе учителя-логопеда является поиск новых, эффективных форм организации взаимодействия с родителями при решении проблем коррекции и профилактики речевых расстройств.
В своей работе использую, наряду с традиционными формами взаимодействия ДОУ и семьи: родительские собрания, практикумы, беседы, консультации и нетрадиционные: кружковая работа, досуг, тренинг, презентация, мастер-класс, проектная деятельность, квест, в т.ч. в онлайн- формате.
Родительские собрания организую в начале и в конце учебного года по результатам диагностики речевого развития, а также по запросу родителей и воспитателей. Тематика собраний подбирается в зависимости от года обучения и задач в группе компенсирующей направленности и от возраста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В младших группах, например, с целью ранней профилактики фонетических нарушений: «Дыхание- основа правильной речи», в средней группе- «Фонематический слух- основа правильной речи», в старшей: «Папа, мама, давайте поиграем!», в подготовительной: «Скоро в школу!».
Интересно проходит совместно с детьми и родителями вечера досуга. Родители знакомят с необычными своими хобби, например, проводят мастер-класс по квиллингу. Среди детей конкурсы чтецов по произведениям С.Я. Маршака, Агнии Барто, С. Михалкова, призванные привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, стали ещё более значимы в результате взаимодействия с детской библиотекой микрорайона. Ведь книга, как можно раньше должна войти в мир ребенка, обогащать и делать его интересным, полным необычных открытий. У детей в результате повышается интерес к художественной литературе. Организуются выставки и праздники в группе.
Особое место занимают индивидуальные формы работы с семьёй. Как если не в беседе, могут сложиться доверительные отношения для конфиденциального решения проблемы недостатков речи ребёнка.
Индивидуальные консультации проводятся с родителями детей,у которых выявлены речевые расстройства по итогам логопедического обследования в начале учебного года. В деликатной форме даются необходимые рекомендации или советы проконсультироваться у врача -узкого специалиста.
Важной формой взаимодействия является выполнение домашних заданий (в рекомендательной форме) в иллюстрированных альбомах, где даны игровые упражнения на закрепление лексико-грамматических категорий, например, по теме «Фрукты» упражнения «Назови правильно», по закреплению звука «Повтори», для развития мелкой моторики упражнение «Дорисуй». Родители проявляют повышенную заинтересованность и в выходные дни закрепляют материал.
Проводятся консультации с презентациями «Рука - второй орган речи», игры и упражнения для развития в домашних условиях моторики пальцев рук, «Что такое фонематический слух?» игры и упражнения для формирования фонематического восприятия. Для активизации живого общения с ребёнком, которого так не хватает в некоторых молодых семьях в век гаджетов, например, «Как совместить работу по дому и общение с ребёнком?».
Эффективными формами работы с родителями являются тренинги и мастер-классы. Тематика тренингов и мастер-классов разнообразна и зависит от возраста детей. Тренинги проводятся комплексные, когда включаются несколько упражнений из основных направлений работы: массаж лицевых мышц и упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития речевого дыхания; упражнения для развития неречевых психических функций - слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, формирования фонематического восприятия, упражнения для развития мелкой моторики и массажа пальцев и кистей рук, релаксация.
В своей работе уделяю внимание и проектной деятельности. Совместно с родителями осуществляются проекты, результатом которых являются образовательные продукты: презентации проведенных мероприятий, выставки творческих работ воспитанников и стенгазеты, буклеты для родителей, выступление на МО логопедов. Результатом реализации детско-родительских проектов являются лэпбуки по изучаемым лексическим темам.
Основной формой работы с родителями в процессе проектной деятельности является проведение «Круглого стола», за которым обсуждаются планы, этапы работы и результаты.
Неотъемлемой частью работы являются наглядные формы работы ДОУ с семьёй, к ним относятся: информационные стенды «Учимся, играя!», стенгазеты, папки-передвижки в уголке для родителей. Статьи по речевому развитию детей определённого возраста, практический материал с различными играми и упражнениями для игр в домашних условиях, с загадками, стихами, чистоговорками и скороговорками.
Родителям предлагаются разнообразные буклеты, памятки: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика: вдох-выдох», «Мелкая моторика», «Зрительная гимнастика», папки-передвижки с определённым тематическим материалом: «Профилактика школьных трудностей», «Игры с буквами», «Как заучивать стихи» и т.д.
Сотрудничество, а не наставничество - современный характер взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) дошкольника, позволяет совместными усилиями добиться высокого результата в преодолении недостатков речи у детей дошкольного возраста.
Очень эффективным в работе в последнее время и удобным для родителей, но вынужденным для нас, педагогов, является дистанционная форма взаимодействия. Если по каким-то причинам родитель не смог посмотреть информацию или материал на стендах логопеда, то с легкостью может это сделать онлайн.
В течение первого учебного года все 100% родителей приходят на индивидуальные консультации и беседы. В досугах и собраниях 93% из них принимают участие. Примерно 49°/о родителей посещают открытые индивидуальные занятия, индивидуальные тренинги. На втором году обучения несколько уменьшается их количество, когда у большинства детей звукопроизношение в норме. Тем не менее родителей, заинтересованных в достижениях своих детей, имеющих активную жизненную позицию, участвующих в жизни группы, ДОУ с каждым годом становится больше.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из зрителей и наблюдателей становится активными участниками образовательного процесса.
Литература:
1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М.:ТЦ Сфера,2009. -64 с.
2. Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе. //Логопед. 2010.– 23 с.
3.Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Спб. : изд-во «Детство-Пресс»,2011.- 294 с.
4.Зацепин В.И., Цимбалюк В.Д. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. 5-е изд. Улан-Удэ: Бурят. кн.изд-во, 1991.- 416 с.