Статья «Взаимодействие воспитательной службы с социальными партнерами в процессе построения здоровьесозидающей среды лицея»
Автор: Русакова Наталия михайловна, социальный педагог ГБОУ лицей №95 Калининского района Санкт-Петербурга
Взаимодействие воспитательной службы с социальными партнерами в процессе построения здоровьесозидающей среды лицея.
Формировании убежденности учащихся в выборе здорового образа жизни является неотъемлемой частью системы становления здоровьесозидающей образовательной среды лицея.
Воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей – одна из задач службы сопровождения лицея.
Успешное решение этой задачи не возможно без выстраивания социальных отношений, объединения усилий лицея и социальных, государственных структур. Только подобное взаимодействие может гарантировать качественное решение поставленной воспитательной задачи.
Как же лицей использует воспитательный потенциал социальных партнеров в своей деятельности?
Воспитательная система лицея – это открытая система, взаимодействующая со следующими социальными и государственными структурами:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга
- Подразделение по делам несовершеннолетних 3 отдела полиции Калининского района
- Амбулаторное наркологическое отделение Калининского района Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Межрайонный наркологический диспансер №1"
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры центральная детская библиотека Калининского района
- Муниципальное образование «Гражданка»
Во всех перечисленных учреждениях одним из приоритетных направлений работы является профилактика, в том числе зависимостей, стремление повысить уровень здоровья детей и подростков.
Об актуальности этой деятельности говорят данные, полученные в результате анализа социальных паспортов лицея за последние пять лет.
Таблица №1
Учебный год |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
Количество учащихся |
715 |
723 |
746 |
794 |
795 |
Группа здоровья 1 |
65 |
68 |
98 |
99 |
122 |
Группа здоровья 2 |
501 |
490 |
495 |
497 |
511 |
Группа здоровья 3 |
134 |
149 |
134 |
185 |
153 |
Группа здоровья 4 |
14 |
15 |
13 |
10 |
6 |
Группа здоровья 5 |
1 |
1 |
6 |
3 |
3 |
Учащиеся, нуждающиеся психолого-педагогической поддержке (поведение) |
20 |
21 |
35 |
21 |
15 |
Учащиеся, нуждающиеся психолого-педагогической поддержке (учеба) |
22 |
19 |
43 |
25 |
22 |
% учащихся с группой здоровья 1 |
9,0% |
9,4% |
13,0% |
12,4% |
15,3% |
% учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке |
5,8% |
5,5% |
10,4% |
5,8% |
4,7% |
Анализируя приведенные данные, мы видим, что процент учащихся, относящихся к первой группе здоровья, растет.
Пару лет назад наблюдалось значительное увеличение количества учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Однако в последующие годы их количество уменьшалось.
Социальное партнерство играет большую роль в том, что физическое и психологическое здоровье учащихся лицея имеет тенденцию к улучшению.
Немного о работе с социальными партнерами нашего Калининского района.
Специалисты центра социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга проводят в лицее профилактические занятия, на которых учащиеся в игровой форме знакомятся с влиянием на человека различных видов зависимостей, говорят о правильном поведении в социуме, об уважении личности.
В этом учебном году наши лицеисты получили приглашение посетить новый интерактивный «Тайм – клуб», недавно открывшийся на Гражданском проспекте, дом 8 и являющийся филиалом Центра. Дети и подростки могут провести в клубе время не просто интересно, но и с пользой для здоровья.
Многие учащиеся лицея, в том числе и нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке, уже посещают «Тайм – клуб» и считают, что занятия в нем как интересны, так и полезны.
Медицинские психологи межрайонного наркологического диспансера №1 Калининского районапроводят беседы с учащимися и родителями на темы: «Влияние ПАВ, алкоголя и табака на организм подростка», «Социальные последствия и правовая ответственность за употребление и распространение ПАВ». На эти же темы беседуют с лицеистами представители Комитета по борьбе с наркотиками, инспектора ПДН.
Большую информационную поддержку в становлении здоровьесозидающей образовательной среды лицея оказывает центральная детская библиотека Калининского района. Помимо этого учащиеся посещают интерактивные занятия, проходящие на базе библиотеки, посвященные ЗОЖ «Выбираю жизнь». С подростками в доступной форме говорят о вреде курения, в том числе и электронных сигарет, о влиянии алкоголя на организм, чем страшны наркотики, как важно научиться говорить нет.
Основным социальным партнером ГБОУ лицей №95 в создании здоровьесозидающей образовательной среды является центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района.
Психолог Центра оказывает психологическую помощь учащимся, консультирует родителей.
Наиболее активно воспитательная служба лицея сотрудничает с отделом профилактики Центра. Специалисты отдела разработали и реализуют программы, направленные на воспитание ЗОЖ детей и подростков, которые уже несколько лет реализуются в образовательных учреждениях района, в том числе и нашего лицея.
По заявке специалисты отдела профилактики проводят мероприятия на базе лицея. Так же лицеисты участвуют в мероприятиях, проводимых в Центре. Учащиеся лицея 95 неоднократно занимали призовые места в конкурсах и играх, проводимых специалистами Центра, получали благодарности за активное участие в профилактических программах, за помощь в организации и проведении мероприятий.
Основываясь на опыте, приобретенном благодаря участию в программе «Старший – младшему», в лицее создан волонтерский отряд «Вожатый». В него входят активисты, учащиеся 8-9 классов. Его участники проводят игры, беседы, конкурсы, «здоровые перемены» для учащихся начальной школы, направленные на формирование навыков ЗОЖ, позитивного общения, профилактику травматизма.
Представленный опыт социального партнерства в целях формирования здоровьесозидающей образовательной среды лицея, развития у учащихся навыков ведения ЗОЖ, профилактику употребления ПАВ, уверенного и безопасного поведения в социуме, демонстрирует необходимость тесного сотрудничества всех субъектов профилактики, социальных, государственных структур для достижения основной цели: воспитания здорового, успешного ученика.