12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Буковцова елена николаевна193
2

Взаимодействие педагога-психолога(психологической службы) с педагогическим коллективом и другими службами школы в процессе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие педагога-психолога(психологической службы) с педагогическим коллективом и другими службами школы в процессе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

 

Буковцова Е.Н.,

воспитатель гпд

 

                                                                     Почетный работник общего образования РФ     

 

 

 

г. Белгород

Общеобразовательная школа  № 30

 

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами обучающихся с умственной отсталостью направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и  физическом развитии детей, их социальную адаптацию.

Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателя, педагога-психолога. Эти специалисты в тесном взаимодействии осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, практически определяют эффект коррекционного воздействия. Их работа направлена на:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);

- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

- реализацию системы мероприятий по социальной адаптации умственно отсталых детей;

- оказание родителям (законным представителям) умственно отсталых детей консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Совместная работа педагога-психолога, учителя-дефектолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Проводимая психологом диагностика  позволит отметить положительную динамику в овладении необходимыми для данного возраста видами деятельности. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Дефектолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.

В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с дефектологом подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития,  внимания, памяти,  мыслительных операций, воображения.

Взаимодействие в работе дефектолога и воспитателя особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности,  и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ  материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими. Деятельность педагога-психолога  здесь направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы специального образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории в получении ими образования и дальнейшей социализации в общество.

Важным этапом работы учителя-дефектолога и воспитателей является создание благоприятной среды для речевого развития детей.  Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.

В ежедневной работе связь педагога-психолога, дефектолога и воспитателя заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.

Еще одним из направлений совместной коррекционной работы является разработка и организация праздников и досуговых мероприятий,  таких,  как утренники, театрализованные игры, драматизации сказок и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, подготовленный с учетом индивидуальных особенностей  детей. Задачей дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-дефектолог заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Воспитатель готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.

Рекомендации психолога, полученные учителем и воспитателем, дают возможность  правильно построить работу с классом, найти  индивидуальный подход к тем детям, у которых не вполне сформированы те или иные виды деятельности, создать положительный микроклимат в классном коллективе. Советы, данные психологом,  помогают родителям правильно выстроить взаимоотношения с  ребенком  в процессе адаптации к новым условиям и к новой социальной роли.

Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Взаимодополняемость позиций специалистов службы и педагогов, их тесное сотрудничество на всех стадиях, необходимое условие плодотворной работы по введению ФГОС.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.